Вверх

Вы здесь

БОЛЬШЕ ЗНАЧИТ МЕНЬШЕ

Полвека назад моя бабушка, заходя в районную аптеку, не ломала голову, что купить: от простуды – аспирин, «от нарыва» – стрептоцид, «от сердца» – валидол. Выбор из трех препаратов (не считая йода и касторки) и смешные цены вполне устраивали старушку, которая благополучно дожила до 84 лет. Окажись бабулька в той же аптеке сегодня — реаниматологи были бы бессильны: она бы онемела от умопомрачительного ассортимента и окаменела от цен.

Лет 30 назад, заходя в магазин, я не ломал голову, какое пиво купить. Выбирая из «Жигулевского» свежего по 37 копеек за бутылку и «Жигулевского» несвежего по той же цене, я страшно радовался первому! Глядя вчера в гастрономе на взмыленного мужика, который очумело хлопал глазами перед полками с двумя десятками сортов пива, я еще раз оценил тогдашнее свое ощущение счастья: я-то хоть и выбирал из мизера, но сам, а не по шпаргалке рекламного телеролика.

И не клеймите меня «совком», тоскующим по «выбору нищих». На зажравшемся Западе – то же самое. В США психологи в супермаркете предлагали покупателям приобрести по дешевке баночку джема. В первый день выставили 6 разных сортов, во второй – 24. И что вы думаете? В первый день джем купили 30% людей, остановившихся у прилавка, во второй – 3 (три)! Вывод: больше вариантов — рискованнее выбор. Проще говоря: «Больше значит меньше»! А еще проще: счастья и душевного покоя автоматически не прибавляется от выбора из 50 сортов колбасы, 40 телеканалов, 20 газет, 10 партий и 5 любовниц… Муки буридановой ослицы, издохшей, выбирая между двумя охапками сена, меркнут перед муками нынешнего выбора…

Один известный экономист прочит скорый крах хваленой китайской экономике. И вовсе не из-за роста цен на газ, нефть или хлеб. Из-за «перепроизводства разнообразия»! Мол, раньше в КНР была мобилизационная экономика (всем китайцам – френчи одного покроя, репродукторы одного типа и одинаковая плошка риса, остальные ресурсы – «на идеи председателя Мао»). А теперь Китай втягивается в «экономику желаний», когда глаза разбегаются от уймы моделей одежды, телевизоров, машин, когда начинаешь отличать артишок от анчоуса, когда – конкуренция, выбор… А «экономика желаний» — ужасно затратная. Что рентабельнее пошить – миллиард одинаковых френчей или по миллиону костюмов тысячи разных фасонов? В принципе, для «чистой экономики» самый выгодный покупатель – «стадный». Больше серия – больше навар! Меньше серия – больше издержек на лекала, рекламу, на риски «пролететь» с выбором модели. Значит – выше цена и ступор покупателя, не поспевающего за избыточным разнообразием ни кошельком, ни психологией. И вот об этот-то пенек Китай и споткнется! Как уже споткнулась бедная половина Евросоюза, у которой на желание шикарно потреблять не хватило ни ресурсов, ни желания работать. И что мы видим сегодня в Греции? Миллионы товаров на прилавках, миллионам они не по карману. Я уж не говорю, что экономика избыточного изобилия впустую перемалывает ресурсы планеты, губит экологию…

Но нам недосуг подумать над этим. Реклама, телевизор, газеты вдалбливают: посмотри, какая уйма брендов машин, йогуртов, телеков, пива, штанов, шампуней, прокладок… Не задумывайся, надо ли тебе это! Выбирай! То, что на тебе (в тебе) сейчас, – уже не модно! Будь круче и понтовее, чем сосед! Ты этого достоин!

И мы сбиваемся с ног, рвем пуп, чтоб заработать на новые штаны, йогурты, машины, телевизоры. И лишь порой тоскливо замечаем, как на эту изматывающую гонку за липовым изобилием уходит жизнь. И не прибавляется счастья. Потому что вообще-то человеку нужны не товары и услуги, а эмоции от них. Но если нам не дает таких эмоций «экономика желаний», так, может, поискать счастья в другом выборе? В общении. В достоинстве и свободе. В хорошей книжке и фильме. В душевном комфорте. В дружбе. Тут-то ассортимент – не главное. Что лучше – 100 приятелей или пара верных друзей?

Постыло жить в «стадном» обществе с выбором из одной партии, одного френча, трех лекарств в аптеке и из свежего и несвежего пива в магазине. Но и в обществе, где гробишь силы, время, нервы, деньги на выбор из мнимой альтернативы понтовых цацек, штанов, политиков, прокладок, – не лучше. Цацками и понтами не раскрасить «стадную» душу.

Александр ТОРПАЧЕВ

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.