Вверх

Вы здесь

Cеминар с распорядителями средств областного бюджета на тему «Направления повышения эффективности управления бюджетными расходам

15 марта 2011 года состоялся семинар с распорядителями средств областного бюджета на тему «Направления повышения эффективности управления бюджетными расходами».

Семинар был организован финансовым управлением облисполкома совместно с Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области и управлением по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями УВД Могилевского облисполкома.

В семинаре приняли участие руководители и специалисты экономических служб комитетов, управлений и отделов облисполкома, специалисты Комитета государственного контроля Могилевской области.

Тема: Направления повышения эффективности управления бюджетными расходами:

Концепция семинара – знакомство (повторение) руководителей областных органов управления, являющихся распорядителями средств областного бюджета, с основными принципами бюджетного процесса, целями и задачами бюджетно-налоговой политики на 2011-2015 годы в целях повышения эффективности управления бюджетными расходами.

Вступительное слово – ПОДРЕБИНКИН В.И.

Из 10 принципов бюджетной системы важное место занимают 2 принципа:

принцип эффективности использования бюджетных средств -все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств;

принцип ответственности участников бюджетного процесса - каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.

Областной бюджет свыше 10 лет исполняется через органы казначейства, Бюджетный кодекс Республики Беларусь действует третий год (с 1 января 2009 года), но практика исполнения областного бюджета, материалы проверок бюджетных организаций показывают необходимость проведения данного семинара.

Справочно: с 1 октября 2000 г. по решению облисполкома от 29 июня 2000 г. №15-36 через казначейскую систему исполнения переведена социальная сфера, а с 1 января 2001 г. все остальные организации.

С 1 января 2006 г. бюджеты всех уровней исполняются через казначейство.

Поэтому сегодня мы постараемся:

напомнить основные (базовые) понятия, связанные с организацией бюджетного процесса, правами и обязанностями участников бюджетного процесса;

обсудить ряд проблемных вопросов по исполнению областного бюджета;

совместно определить цели и задачи на ближайшую перспективу с учетом задач, определенных в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 годы и в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 20111 г. №216).

Необходимость проведения данного семинара подтверждает и анализ материалов проверок.

Как правило, выявляются однотипные нарушения бюджетного и иного законодательства, влекущие причинение вреда, незаконное получение и нецелевое использование бюджетных средств.

Справочно:

- при расходовании бюджетных средств на оплату труда работникам основными нарушениями является введение в штатное расписание должностей сверх предусмотренных норм, необоснованное установление различных доплат и надбавок, нарушения при оплате труда совместителей и установлении доплат за совмещение и т.д.;

- специальный автотранспорт используется не по функциональному назначению;

- завышение стоимости выполненных работ и указанный список можно продолжать.

Имеются недостатки в организации и ведении бухгалтерского учета.

Также нарушается порядок планирования и использования доходов от внебюджетной деятельности, в части обязательного восстановления за счет полученных доходов бюджетных расходов по оплате коммунальных и транспортных услуг, услуг связи и расходов по текущему ремонту, что влечет незаконное получение бюджетных средств.

Значительное место занимает государственная поддержка, в том числе предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов.

В то же время не всегда органы управления, инициирующие ее оказание, в полной мере прорабатывают с получателями все вопросы.

Цели бюджетно-финансовой и налоговой политики на 2011-2015 годы:

- стимулирование качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета,

- поддержание его дефицита и государственного долга страны на экономически безопасном уровне.

Об основных направлениях в области налоговой политики остановилась Морозова С.В.

Дальнейшая работа Правительства по снижению налоговой нагрузки, упрощению механизмов взимания налогов налагает на всех участников бюджетного процесса обязательства по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности управления государственным финансами.

В этой связи основными задачами бюджетной политики являются:

оптимизация структуры бюджетных расходов с ориентацией на достижение конкретных результатов, концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны; уменьшение дефицита консолидированного бюджета с 2,6 процента в 2010 году до 1,5 процента к ВВП в 2015 году; создание эффективной системы управления государственным долгом.

Механизмы реализации:

внесение изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь в части уточнения норм среднесрочного финансового планирования, в том числе норм, позволяющих внедрить в практику работы программно-целевой метод бюджетного планирования;

проведение в первом полугодии 2011 г. ревизии государственных программ в целях сокращения их финансирования;

разработка среднесрочных финансовых программ при формировании бюджетов всех уровней бюджетной системы (в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов);

создание Банка развития в целях совершенствования механизма финансирования государственных программ и обеспечения структурных реформ в экономике;

развитие финансовой самостоятельности регионов всех уровней путем изменения схемы распределения поступлений налога на доходы и налога на прибыль между республиканским и местными бюджетами;

оптимизация сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетом секторе, переход от содержания бюджетной организации к оплате ее услуг, расширение спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг, включая медицину и образование;

Справочно: доля занятых в бюджетном секторе в республике выше на 3,5 п.п., чем в странах, ориентированных на либерализацию экономики и привлечение иностранных инвестиций (у них -14%).

То есть избыточная численность в бюджетном секторе может оцениваться в 10-15%, но оптимизация численности не означает механического сокращения (например, в социальной политике возможно надо увеличить численность, а в образовании и здравоохранении пересмотреть перечень бесплатных услуг и т.д.).

разработка нормативной базы по вопросам управления государственным долгом и долгом органов местного управления и самоуправления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.