Вверх

Вы здесь

ЧАСТИЧНО ИСПРАВЕН

Много лет собираю бюрократические перлы, звучащие на совещаниях. Два толстых блокнота набралось. Чего там только нет — и классическое «недоперевыполнили», и «несанкционированные одуванчики», и «отсутствие ответственных за рост травы». Недавно добавил про «частично исправный трактор». Правда, мой смешок над этим шедевром мысли участники «совещаловки» встретили с укоризной: ничего странного и смешного они в фразе не нашли.

Все, что сложнее амебы и инфузории туфельки, может считаться исправным, лишь когда работает не частями, а системой. Тут всего-то и надо — додумывать до конца. Что такое частично исправный унитаз? Это когда вода журчит, но не смывает? А частично исправный «Фобос-грунт»? Он таки летит, но не к Марсу, а в Тихий океан. А  иномарка: уютный салон, движок — «зверь», не машина — сказка! И на 99% исправна, лишь одна педалька западает — педаль тормоза…

У нас превосходная система ценообразования. Государство не дает задирать розничные цены на социально значимое молоко — чтоб не волновать обывателя. Но есть малюсенькая неувязочка. Закупочные цены на молоко за год выросли до Гулливера, а «розница» осталась лилипутом. Разница в «росте» вызвала дефицит дешевого молочка и творожка. Производитель на них разоряется, а потому запихивает в продукцию дорогущие наполнители и улучшители, чтоб обхитрить социально значимый ценовой шлагбаум. И обыватель, которому  даром не сдались эти наполнители, все же волнуется. В итоге система «частично работает», но цель не достигнута.

На днях Совмин поручил местным властям развивать аэропорты в регионах. И правильно! А то, понимаешь, взлетные полосы травой поросли. Даешь рейсы «Боинга» из Могилева в Минск! Одно уточнение: самый маленький аэропорт в системе — это не только самолет, «взлетка», диспетчер и «колбаса» — матерчатый ветровой конус… Это еще, пардон, и пассажиры. И если обычному пассажиру сегодня слабо заплатить за полет до Минска даже на «кукурузнике», боюсь, самый шикарный «Боинг» порожняком простоит на полосе до морковкиного заговенья. Частично исправная система не фурычит…

Очередная реформа ждет высшую школу. Министр объявил, что с 1 сентября большинство вузов перейдут на 4-годичное обучение. Мол, тогда станем ближе к Болонскому процессу, к Европе. Про Болонь пока умолчим. Но в системе высшего образования, на мой, дилетантский, взгляд, главное — не сколько лет учить, а чему и кого. «Обрезанный» с 5-ти до 4-х лет вуз — это серьезно. Это — новые учебные планы и программы, новое штатное расписание… Ни того, ни другого, ни третьего пока не видать. А на носу — каникулы и отпуска. Неужто нюанс «чему учить?» будет уточняться, как у плохого студента, — в ночь перед экзаменом? А третьекурсники — им что, 2-летнюю программу за год проходить придется? А если наспех обкорнать на полторы сотни часов социально-гуманитарный блок предметов — что будет? Может, завтрашнему ветеринару и не надо разбираться в тонкостях гегелевской философии, но и ему не грех бы знать, что Гегель и Бабель — это разные люди! А то ведь потом в устах урезанных специалистов и «недоперевыполнение» — вершиной мысли покажется!

Ну и про то, «кого учить?». «Платнику» (а таких в наших вузах уже большинство) сокращенный на год курс — дар небес! Это ж сколько миллионов родительский карман сэкономит! Да и государственный — тоже. Но для системы «вуз-общество» что важнее — экономия, имитация учебы или грамотный специалист? Как горько пошутил один эксперт, сегодня вуз — сродни собесу. Где главное — не научить, а «обеспечить дипломом». Где вузу студент-«платник» нужен больше, чем вуз — студенту. Ведь этими денежками затыкают многие финансовые дыры института. И «платник» понимает это куда лучше, чем гекзаметр Гомера и бином Ньютона! Изменит ли 4-летка что-либо в этой странной системе отношений? Или «частично исправную» систему качество не шибко волнует?

У десантников принято: весь взвод получает зачет за марш-бросок с полной выкладкой, только когда до финиша добежит (доковыляет, доползет) не первый, а последний солдат. Конструкторы рассчитывают надежность всего агрегата по надежности не самого сильного, а самого слабого звена. Создатели транспортных магистралей считают пропускную способность путепровода по его самому узкому месту. Потому что работать может только система. Потому что только тогда боеспособен — взвод, надежен — агрегат, не подведет — магистраль.

А частично работает только система «несанкционированных одуванчиков». Потому что работает на себя.

Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.