Вверх

Вы здесь

Директива № 4 Президента Республики Беларусь закладывает основу для экономического роста на долгосрочную перспективу

В проекте Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, одобренном IV Всебелорусским народным собранием, предстоящее пятилетие определено как важнейший этап в реализации белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики, который позволит обеспечить устойчивое развитие страны и повышение уровня жизни населения.

От директивы – к плану

Сегодня совершенно очевидно, что динамичность развития экономики во многом зависит от предпринимательской активности и инициативы. Поэтому создание максимально благоприятных условий для формирования и функционирования предпринимательской среды выдвигается в разряд важнейших национальных приоритетов.

Стоит, однако, заметить, что курс на либерализацию экономики не является чем-то совершено новым для нашей страны.

Целенаправленная работа в этом направлении активно велась на протяжении последних трех лет в рамках краткосрочных программ развития. Правительство поэтапно проводило преобразования экономической системы, направленные на снижение присутствия государства в ряде секторов народного хозяйства и его регулирующей роли в тех сферах, где более эффективным управляющим механизмом является конкуренция.

Но только после подписания главой государства Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» от 31 декабря 2010 года можно говорить о появлении системного стратегического документа, который определяет дальнейший вектор взаимоотношений между государством и бизнес-сообществом, а также основные шаги, которые необходимо предпринять правительству по либерализации экономической системы.

При этом главной задачей согласно Директиве № 4 является создание основ для комплексной реформы белорусской экономики в целях повышения ее эффективности и конкурентоспособности через обеспечение равенства всех форм собственности, формирование механизма государственно-частного партнерства, устранение существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности как на этапе создания бизнеса, так и в процессе работы.

Поскольку стратегический документ носит одновременно организационный характер, то претворение в жизнь его положений будет осуществляться через разработку и принятие соответствующих нормативных правовых актов.

Министерством экономики Республики Беларусь подготовлен план мероприятий по реализации положений Директивы № 4. В его разработке активное участие принимали как органы государственного управления, так и предпринимательские союзы (ассоциации), в том числе Белорусская научно-промышленная ассоциация, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей, Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени М.С. Кунявского, Республиканская ассоциация предприятий промышленности «БелАПП», Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, а также Международная финансовая корпорация. Надо сказать, что все участники обсуждения вносили свои предложения по развитию деловой активности и инициативы.

Конкуренция на равных

Так как сама Директива № 4 состоит из девяти разделов, то и меры по ее реализации можно также разделить на аналогичное количество блоков.

Первый блок связан с развитием добросовестной конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. Главное в нем – переход к рыночным механизмам в ценообразовании. В этих целях Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 года № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» значительно сокращено вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования, в том числе отменены право правительства устанавливать предельные индексы изменения цен (тарифов) и, соответственно, необходимость их регистрации субъектами предпринимательской деятельности, требование о составлении экономического обоснования цен (тарифов), также сокращено количество товаров, в отношении которых осуществляется ценовое регулирование.

Необходимость проведения преобразований в ценовой сфере диктуется не только логикой либерализации, но и вступлением нашей страны в Таможенный союз и формированием Единого экономического пространства с Российской Федерацией и Казахстаном. Сегодня уровень государственного регулирования цен в Беларуси несравненно выше, чем в странах–партнерах по ТС, и дальнейшее сохранение ценовых ограничений на широкий спектр товаров и услуг в условиях открытости границ становится тяжелой ношей для экономики страны.

К важным аспектам Директивы № 4 следует отнести требование исключить межобластные и региональные ограничения при реализации товаров, работ, услуг. В первую очередь речь идет о том, чтобы продукция хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории республики, не встречала никаких барьеров независимо от места регистрации производителей.

Для решения этой проблемы планируется совершенствование законодательства в данной области, которое будет осуществляться в том числе с учетом международной практики и соглашений, подписанных в рамках ЕЭП. Кроме того, в ближайшее полугодие запланировано провести полную ревизию законодательства Республики Беларусь для выявления и устранения норм, способствующих нарушению принципов добросовестной конкуренции на товарных рынках. Министерство экономики также будет проводить постоянный мониторинг решений местных исполнительных и распорядительных органов при осуществлении торговли товарами и выполнении работ (оказании услуг) с целью недопущения межобластных и иных региональных ограничений.

Созданию конкурентного поля будет способствовать и расширение конкурсной системы при формировании и финансировании государственных программ, что позволит исключить предпосылки для недобросовестной конкуренции между субъектами предпринимательской деятельности разных форм собственности.

Второй блок мер по реализации Директивы № 4 посвящен защите и развитию института частной собственности. Для этого планируется внести изменения в Гражданский кодекс Республики Беларусь и иные законодательные акты, в соответствии с которыми добросовестным приобретателям будет гарантировано сохранение прав собственности и пользования приобретаемым имуществом, закреплена необратимость приватизации государственного имущества при соблюдении требований законодательства.

Предусматривается также упрощение порядка предоставления земельных участков субъектам предпринимательской деятельности (через внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 года № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»).

Планируется установить льготы по арендной плате и другим платежам. В частности, предусматривается освобождение инвестора от уплаты арендной платы за земельные участки, занятые под строительство объектов на период их возведения, а также проведения проектных работ. А субъектам предпринимательской деятельности, реализующим инвестиционные проекты, в том числе по созданию объектов придорожного сервиса, льготы по арендной плате за земельные участки будут представляться еще в течение двух лет после окончания строительства.

Важным пунктом Директивы № 4 и, соответственно, плана по ее реализации является постепенный отход от арендных отношений и передача в собственность неиспользуемого государственного имущества, в первую очередь тем субъектам хозяйствования, которые занимаются производством товаров, услуг и различными работами.

Для учета неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, планируется создать единую информационною базу со свободным и бесплатным доступом всем пользователям сети Интернет. Убрать барьеры, упростить налоги.

Третий блок плана мероприятий связан с ликвидацией излишних административных барьеров при взаимодействии с государственными органами и юридическими лицами. При этом важно не только кардинально сократить количество административных процедур, но и задействовать соответствующие механизмы – в частности принцип одного окна, создание единого интернет-ресурса с возможностью бесплатного получения форм документов. Здесь нам не обойтись без внедрения электронного документооборота в области административных процедур, системе уплаты налогов, хозяйственном судопроизводстве. Вот почему на 2011 год поставлена задача по созданию и развитию государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи.

Одним из существенных моментов в этом блоке мероприятий является предписанный переход к декларированию соответствия товаров требованиям безопасности и качества непосредственно самими производителями, изготовителями и импортерами, которые и будут отвечать за качество товаров, различные элементы, связанные с безопасностью.

Четвертый блок мер связан с необходимостью гармонизации налоговой системы. Нужно построить работу так, чтобы и налоговое законодательство, и администрирование, то есть все процедуры, связанные со взиманием налогов, были простыми и понятными, носили стимулирующий характер для добросовестных субъектов хозяйствования, которые исполняют налоговую дисциплину и обязательства. В частности, планируется привести систему налоговых вычетов по НДС в соответствие с мировой практикой. Будет проработан вопрос о снижении ставки налога на прибыль и введении механизма переноса убытков на будущие периоды, что позволит предприятиям минимизировать текущие убытки за счет будущей прибыли. Также будет проработан вопрос дальнейшего совершенствования применения упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса.

В Директиве № 4 поставлен очень серьезный вопрос о перераспределении пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками, который, разумеется, невозможно решить за один день. Вот почему ряду министерств дано поручение разработать Концепцию реформирования пенсионной системы до 2015 года, в том числе с учетом необходимости перераспределения пенсионной страховой нагрузки и изменения (повышения) предельного уровня расходов страхователей (работодателей, работников) по добровольному пенсионному страхованию, освобождаемых от налогообложения.

С контрольной и надзорной деятельностью связан пятый блок плана. Директива № 4 предписывает, что эта деятельность должна носить предупредитель ный характер. Иными словами, речь идет о том, чтобы перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных в первую очередь на предотвращение правонарушений, а не на их фиксацию и последующее наказание. Для реализации данного направления предусматривается внести изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510, которые ограничат количество проверок. Действия контролирующих органов не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов. К добросовестным предпринимателям, исполняющим обязательства перед бюджетом и не имеющим нарушений законодательства, контролеры должны приходить не чаще, чем один раз в пять лет.

Кроме того, предусматривается внесение существенных изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в части совершенствования системы взысканий за правонарушения в области предпринимательской деятельности. В первую очередь необходимо соблюсти принцип соразмерности ответственности характеру правонарушения и степени причиненного вреда. И, конечно же, необходимо расширить сферу применения такого вида административной ответственности, как предупреждение за нарушения формального характера, не влекущие неуплату (неполную уплату) налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, государственные внебюджетные фонды или причинение иного материального вреда.

Поддержка государства – гарантирована

Шестой блок плана мероприятий касается совершенствования концепции господдержки предпринимательства и предусматривает изменение действующих подходов к формированию и распределению государственных ресурсов, направляемых на эти цели. На первое место здесь выходит создание такой системы финансирования малого и среднего предпринимательства, которая будет стимулировать предпринимательскую деятельность.

Речь идет о формировании в первую очередь экономических стимулов, которые бы побуждали к участию в развитии бизнес-среды субъекты предпринимательской деятельности, частные предприятия, общественные объединения, различные предпринимательские союзы и гарантийные фонды. Проблема финансового обеспечения бизнеса, особенно на стартовом этапе, является одной из ключевых. Здесь также намечается совершенствование концепции государственной поддержки предпринимательства с изменением действующих подходов к формированию и распределению государственных ресурсов, направляемых на эти цели.

Так, финансирование региональных программ поддержки малого предпринимательства планируется установить в размере не менее 1 % доходной части годовых бюджетов областей и города Минска. Заслуживают внимания предложения по упрощению порядка оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (центрам поддержки предпринимательства, инкубаторам малого предпринимательства), расширению ее видов с внесением изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 года № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».

Еще один важный блок мер по реализации Директивы № 4 касается излишней зарегулированности рынка труда. Отныне применение единой тарифной сетки будет носить рекомендательный характер (для чего будут внесены соответствующие изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002 года № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников» и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2002 года № 1144).

Придание рекомендательного характера применению ЕТС даст новый импульс в повышении инициативы и расширении деловой активности работников, значительно снизит степень администрирования в области оплаты труда для субъектов предпринимательской деятельности, расширит их права по установлению гибких систем оплаты труда работников, максимально учитывающих результативность вклада каждого работника и финансовые возможности субъектов предпринимательской деятельности.

Восьмой блок достаточно небольшой, но не менее значимый. Он касается формирования правовой базы, которая стимулирует развитие в республике механизмов государственно-частного партнерства. До сих пор многие аспекты партнерства носят не правовой характер: в его основе лежит инициатива той или другой стороны. Вот почему подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве», предусматривающего определение принципов, механизмов и сфер партнерства, регламентацию деятельности в данной сфере предпринимательских союзов (ассоциаций), объединений, является важной составной частью работы по совершенствованию бизнес-среды в нашей стране.

Девятый, завершающий, блок мер как раз и призван обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства в сфере предпринимательской деятельности, повысить качество подготовки нормативных правовых актов которые должны быть задействованы в этой области.

В первую очередь речь идет о том, чтобы в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, госорганы, должностные лица принимали решение в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Кроме того, вводится обязательное общественное обсуждение проектов актов законодательства, которые могут оказать значительное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности. Исключается придание нормативно-правовым актам обратной силы, за исключением актов, смягчающих или отменяющих ответственность за правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.

Претворение в жизнь предписаний Директивы № 4 и плана мероприятий по ее реализации совместными усилиями государственных органов, должностных лиц, общественных объединений предпринимателей, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должно привести к улучшению бизнес-климата в нашей стране и, как следствие, устойчивому росту белорусской экономики.

Следует также добавить, что перечень мероприятий по реализации положений Директивы № 4 открыт для предложений заинтересованных, которые можно направить в Министерство экономики.

Экономика Беларуси №1, 2011

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.