Вверх

Вы здесь

Директор Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы Олег Хмельков

В 2003 году в Париже на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия. Эта инициатива нашла отклик во многих странах, в 2005 году конвенцию ратифицировала Беларусь. В нашей стране уникальные объекты нематериального наследия заносятся в Государственный список историко-культурных ценностей, который сегодня насчитывает 71 элемент, из них 50 - это изображения гербов, 20 - обряды и ремесла и один объект архитектуры. Лидерство по количеству уникальных обрядов и ремесел нематериального наследия, включенных в государственный список, удерживает Могилевская область. В Приднепровском крае одними из первых в стране начали работу по возрождению нематериального наследия, и сегодня ее активно продолжают в Могилевском областном методическом центре народного творчества и культурно-просветительной работы. Какие открытия и какие проблемы встречаются на пути исследователей нематериального культурного наследия рассказал директор центра Олег Хмельков.

- Олег Федорович, насколько серьезная поддержка и вмешательство государства сегодня требуются для того, чтобы элементы нематериального культурного наследия не исчезли бесследно?

- Сегодня можно сказать утвердительно, что поддержка государства по вопросу идентификации, сохранения, изучения и популяризации объектов нематериального культурного наследия весьма существенная. Согласно закону Беларуси от 2006 года "Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь", нематериальные проявления деятельности человека - праздники, обряды, песенное и танцевальное наследие, устное народное творчество, ремесла, объекты природы (криницы, камни, кресты), имеющие сакральное значение, выявляются, подробно изучаются и охраняются. Получив статус нематериального культурного наследия, объект вносится в государственный список и уже находится под охраной государства.

Чтобы объекты не исчезли бесследно, необходимо прямое содействие сохранению объекта со стороны местного сообщества. Большую роль играет и поддержка со стороны государственных и общественных организаций в развитии и популяризации элемента. Известны случаи, когда вмешательство государства помогло сохранить объекты нематериальной ценности ("Будславский фест" в Гродненской области, "Калядные цари" в Минской). Законодательство нашего государства гарантирует сохранение объектов нематериального культурного наследия для будущих поколений.

- Что удалось сохранить и возродить благодаря сотрудникам Могилевского областного методического центра народного творчества?

- Можно сказать, что немало. За период с 2007 по 2012 год сотрудники областного центра выявили, зафиксировали, изучили песенное и танцевальное наследие, обряды и праздники, характерные только для Могилевщины. Это детский колядный обряд "Куры" в Кличевском районе, обряд "Брязгун" и его составной элемент поклонение иконе святых Петра и Павла, это и песенное наследие в исполнении аутентичных коллективов Хотимского и Горецкого районов, обряды "Сороки" и "Женитьба комина", обряд "Десятуха" в Краснопольском районе, праздник "Михайла" в Белыничском районе и многие другие.

Специалисты отдела традиционного искусства часто выезжают с фольклорными экспедициями в районы области, из которых возвращаются с уникальным материалом, который потом подробно изучается и анализируется, а затем готовятся документы для предоставления их на рассмотрение научно-методической рады при Министерстве культуры Беларуси.

Создан репрезентативный список объектов нематериального наследия Могилевской области, которые еще предстоит изучать. При необходимости приглашаются эксперты из Института культуры Беларуси и Института искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы, которые дают экспертные заключения при подготовке материала и просмотре нематериальных элементов.

- Существуют ли проблемы адаптации элементов нематериального культурного наследия в современном культурном пространстве? И что нужно сделать, чтобы обряды, традиции и ремесла жили полноценно и развивались в современном мире?

- Все элементы нематериального культурного наследия родом из самой глубинки, от нашего народа. Зачем, к примеру, адаптироваться обряду "Варваровская свечка" к современной культуре, если он известен в Мстиславском районе уже более 105 лет? Или обряду "Брязгун" в Чериковском районе, если жителям он известен более 200 лет? То же самое можно сказать о тех праздниках и обрядах, которые привнесены из других областей или стран. И насколько такие праздники, обряды, ремесла приживутся, зависит от самих людей. А чтобы они развивались и полноценно существовали в современном мире, необходима заинтересованность со стороны общественных и государственных организаций, носителей самих обрядов и праздников, мастеров декоративно-прикладного искусства в популяризации традиционной культуры среди подрастающего поколения, а также поддержка со стороны как государства, так местных властей.

Есть такое выражение "поколение памяти". Пока в обществе существует историческая память, наследие будет существовать во всех ее формах. Ответственность за гибель объектов нематериального культурного наследия лежит не только на Министерстве культуры. Это вина общества в целом. Нужно доносить до людей, особенно до молодежи, важность исторической памяти. Охрана объектов и элементов нематериального историко-культурного наследия - обязанность каждого!

- Можно ли назвать нематериальное культурное наследие важной составляющей частью национального белорусского туристического продукта и используется ли оно сегодня в полной мере в Могилевской области?

- Не только можно, но и нужно. Ведь туристические маршруты построены на том, что приезжающие гости посещают памятники истории и культуры. Но вместе с тем при создании агроэкоусадеб организаторы стали планировать просмотр и ознакомление туристов с объектами нематериального наследия - праздниками, обрядами, устным народным творчеством, традиционными ремеслами.

В настоящее время в Могилевской области активно используют объекты историко-культурного наследия при составлении маршрутов: Славгородскую и Чериковскую криницы, Баркалабовский монастырь в Быховском районе, старинные обряды переноса свечей "Варваровская свечка" в Мстиславском районе и "Микольская свеча" в Шкловском районе и другие. Ведь нематериальное историко-культурное наследие действительно является важной частью регионального и национального туристического продукта.

Уже несколько лет управление физической культуры, спорта и туризма и управление культуры Могилевского облисполкома при составлении туристических маршрутов (конных, пеших, велосипедных) руководствуются созданной базой данных объектов как материального, так и нематериального культурного наследия.

- Нет ли опасности в том, что сегодня происходит переоценка функций обрядов в сторону развлекательности?

- С этим сталкиваемся повсеместно, как ни горько об этом говорить. В настоящее время традиционные народные обряды действительно уходят в направлении развлекательности. Взять, к примеру, праздник "Купалье". От языческого праздника, когда наши предки славили солнце, а вечером шли в лес искать волшебную "папараць-кветку" и прыгать через костры, остались лишь некоторые элементы, которые работники культуры обрамили театрализованным действом и концертной программой. Современный зритель любит все зрелищное, поэтому и учреждения культуры для привлечения посетителей мероприятий вносят в традиционные обряды и праздники элементы развлекательности.

- Сколько в Могилевской области создано центров ремесел, как они развиваются, есть ли возможность у ремесленников реализовать свою продукцию?

- В Могилевской области на 1 апреля 2013 года открыты и работают 16 районных Домов (центров) ремесел, в которых ведется обучение подрастающего поколения таким видам народного творчества, как соломоплетение, лозоплетение, керамика, резьба по дереву, ткачество (в том числе и ткачество поясов), изготовление традиционного народного костюма, гончарство, вышивка, батик, бисероплетение, вязание, ниточный дизайн, обработка кожи, резьба по бересте, роспись по дереву, аппликация соломкой, бондарство, вытинанка, модное сейчас фильцевание.

При Домах ремесел работает 102 кружка декоративно-прикладного творчества с числом участников 945 человек, из них 81 для детей и подростков, в которых занимаются 735 учащихся. Районные Дома ремесел не только обучают ремеслам, но и проводят выставочную деятельность, мастер-классы мастеров декоративно-прикладного творчества. В последнее время Дома ремесел активно участвуют в экспедиционных выездах, в которых изучают традиционные ремесла, находят новых мастеров ДПИ, приобретают предметы быта для оформления экспозиций, изучают приемы и технологии старых мастеров. Практически при каждом Доме ремесел открыты и работают магазины, которые реализуют сувенирную продукцию, изготовленную мастерами Домов ремесел.

Все ремесленники, зарегистрированные и уплачивающие налоги, имеют возможность реализовывать свою продукцию. Им выделены определенные места для продаж, где они могут реализовывать свою продукцию при проведении праздничных мероприятий.

- Как выполняется поручение губернатора по созданию в каждом районе Могилевщины объектов по реализации изделий ремесленников?

- Для начала хотелось бы уточнить, кого называют ремесленником. Ремесленник - это мастер, который работает сам на себя (производит продукцию, не имеющую культурной ценности: вязаные шапочки, пинетки, топорища для топора, вязаные платки, гамаки и т.д.) и платит налоги. На сегодняшний день в Могилеве зарегистрировано и работает 380 ремесленников, а по области их около 500. Для них выделено место в городе - в сквере напротив магазина "Алиса".

В настоящее время музей истории Могилева совместно с отделом культуры Могилевского горисполкома и городской Центр культуры и досуга работают над тем, чтобы на территории выставочного зала (Первомайская, 5/1) была организована торговля изделиями ремесленников, а также было выделено место для проведения мастер-классов любительского объединения ремесленников "Магілеўскія майстры". При районных Домах ремесел (Костюковичи, Круглое, Мстиславль, Климовичи), детских школах художественных ремесел (Горки, Белыничи, Быхов), краеведческих музеях (г.Могилев, г.Бобруйск) также работают торговые точки, где ремесленники могут реализовать свою продукцию.

- В настоящее время среди стран происходит настоящая борьба за включение объектов нематериального культурного наследия в список ЮНЕСКО, потому что это колоссальный имиджевый фактор. Есть ли в области достойные всемирного внимания объекты и претендуют ли они на включение в список ЮНЕСКО?

- Могилевский регион богат на объекты нематериальной культурной ценности, которые, несомненно, могут претендовать на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это и обряд "Варваровская свеча" в Мстиславском районе, и обряд "Брязгун" в Чериковском районе, и паломничество и поклонение "Голубой кринице" в Славгородском районе, и мастерство дрибинских шаповалов. Работа Могилевского областного методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы в этом направлении будет продолжаться. И надеюсь, что в ближайшее время объекты нематериального культурного наследия Могилевщины войдут в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сергей КУЛЯГИН, БЕЛТА .

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.