Вверх

Вы здесь

ДИЗАЙН С ДУШКОМ

Спроси неделю назад у немцев или французов, где Ханты­Мансийск, 9 из 10 опрошенных понятия бы не имели, что вообще означает это труднопроизносимое слово. А нынче название сибирского городка на слуху у миллионов. Только задирать нос от гордости россиянам не приходится: уж больно скандальный повод для популярности…

Организаторы биатлонного чемпионата мира в Ханты­Мансийске на официальном ужине сервировали столы пресс­центра … газетами времен нацистской Германии! Факсимильные копии газетенок, со страниц которых готическим шрифтом бьют в глаза заголовки «Рейхсканцлер Гитлер!» и «Вторжение началось», служили «вазами» для букетов. Спортивные журналисты сперва обалдели от увиденного, потом решили было, что у сибиряков такой странный обычай пробуждать аппетит, а после даже заподозрили местную публику в профашистских убеждениях…

В реальности все оказалось проще. И потому страшнее. Оргкомитет рассыпался в извинениях: «Дык дизайнер наш, девчушка бестолковая, в языках не сильна. Вот и натаскала из Интернета всякой дряни! Никакой политики, господа!»

Мировое биатлонное начальство извинения приняло. И даже вроде поверило, будто в поросшей бюрократизмом России дизайнерские макеты «бестолковой девчушки» никто не согласовывал, не утверждал. А как не поверить?! Иначе придется признать: предложенные на ужин геббельсовские «агитки» — показатель уровня культуры, интеллекта, духовной зрелости высоких хозяев чемпионата. А это уже – ого­го какая политика!

Нет большого греха в том, что ханты­мансийская девчушка­дизайнер не петрит в немецком. Как не шибко грешен и пермский парнишка­дизайнер, скачавший из Интернета фотку солдата вермахта на открытки ветеранам войны с Днем Победы… И надо ли казнить калининградскую тетку­дизайнера, «украсившую» газетное поздравление солдатам Победы снимком немецкого танка «Тигр»? И уж верхом инквизиции было бы распинать дядек­дизайнеров, которые поздравляли московских мужиков с Днем защитников Отечества гигантскими плакатами с картинками американских танков, самолетов, авианосцев. А чё?! Дизайнер не обязан разбираться в отличиях американского F­16 от Су­27! Дизайнер что быстренько нашарил в Интернете, то и поставил. Задача дизайнера – освоить смету и сделать красиво! А за содержанием пускай бдят те, кто выше.

Да вот беда: те, «кто выше», кто упоенно накладывает визы («Согласовано», «Утверждаю», «К оплате»), — бдить зачастую уже не способны. Они — почти одногодки с девчушкой, они — с тем же «верхним» образованием, а значит, тоже ни ухом, ни рылом в том, чем форма советского пехотинца Второй мировой отличалась от формы немецкого. Им, «кто выше», тоже главное – освоить смету и сделать красиво. Вышестоящему начальству. Чтоб оценить содержание, нужны интеллект, кругозор и гибкий ум. Чтоб сделать красиво вышестоящему начальству, нужен гибкий позвоночник. Угадайте с трех раз, что легче дается?

Но самое главное: девиз «Сделайте нам красиво!» популярен и в народе! Народу страсть как нравится, когда им восторгаются («самая читающая и самая культурная нация в мире»), когда ему кланяются в пояс (перед выборами), но массе народа по барабану содержание. Публике некогда, незачем, да зачастую, пожалуй, уже и нечем вдумываться, вчитываться, вглядываться в смысл. В той же Перми открытки с гитлеровцем на картинке несколько недель валялись в киосках, пока бдительный ветеран не подсек «идеологическую диверсию». А тысячи людей глядели — и не видели. Глядели – и не думали. Ни над тем, где корни эры добровольного невежества. Ни над тем, почему в «самой читающей стране» 2,5 миллиона неграмотных детей школьного возраста. Ни над тем, кто вырастет из этих детей. Ни над «лестницей» философа и публициста Владимира Сергеевича Соловьева, где первая ступенька – самодовольство нации, а последняя – самоуничтожение… Ученые утверждают, что толпа способна заражаться эмоциями. По мне, она куда быстрее заражается равнодушием и беспамятством…

Культ Вавилова, Королева, Гагарина, Келдыша, Капицы с их устремлениями, терзаниями, ошибками сменяется культом социальных девчушек­дизайнеров с примитивным тезисом: «Сделайте красиво!» Девчушкам кажется, что они – первооткрыватели. Простим их: ни в ЕГЭ, ни в тестировании этого не проходят. Откуда девчушкам ведать про своих креативных предшественников – про «потемкинские деревни», про столыпинские «образцовые хутора», про «Кубанских казаков» и прочий «социализм с человеческим лицом»?
Сейчас у соседей «новаторы» от образования предлагают оставить в школьной программе лишь три предмета, обязательных для всех: «Россия в мире», ОБЖ и физкультуру. Остальные курсы – считай, по желанию.

Столь «интеллектуальная» новация заставляет лишь гадать, какой еще город откроют для себя немцы и французы, изумленные очередным дизайнерским «блюдом»? С ужасом думаю: а ну как очередной девчушке­дизайнеру приглянется для оформления очередного пресс­центра пара молний с мундира Штирлица?
И некому будет ее поправить?

Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.