Вверх

Вы здесь

«Если завтра война, если завтра поход…», Владимир ЗАРЕМСКИЙ

Владимир ЗАРЕМСКИЙ

«Если завтра война, если завтра поход…»

(военизация населения г. Могилёва в 1920-е – 1930-е гг.).

С первых дней прихода к власти большевистское руководство вынуждено было предпринимать энергичные меры по защите Советской власти. Опора на рабочих и крестьян не позволяла грамотно распорядиться тем наследием, которое досталось им от прежних властей. Боевые действия на полях гражданской войны, военная интервенция заставили обратить серьёзное внимание на военную подготовку и мастерство бойцов Красной Армии. Военный профессионализм не возможно было компенсировать рабочее - крестьянским происхождением, а досоветским военным профессионалам места в новом обществе не было. В качестве одной из мер, принятых советскими руководителями, была программа Всеобуча – всеобщего военного обучения трудящихся без отрыва от производства.

В гражданскую войну Всеобуч – один из способов подготовки резервов Красной Армии. Ввели его 22 апреля 1918 года. Обучение велось по 96-часовой программе в течение 8 недель. Общее руководство Всеобучем осуществлял отдел (затем управление, главное управление) Всероссийского главного штаба. На местах Всеобучем ведали военные комиссариаты, а непосредственное военное обучение осуществляли фабрично-заводские и сельские бюро Всеобуча (с июня 1919 – территориальные кадры частей Всеобуча). Территория страны делилась на полковые и батальонные округа Всеобуча, а с конца 1919г. образованы также дивизионные и бригадные округа Всеобуча. Через такую подготовку пошли миллионы человек, но с окончанием гражданской войны и военной интервенции надобность в нём отпала. Окончательно Всеобуч упразднён в 1923г.

К концу 1920-х гг. международная ситуация приобретает опасную для СССР тенденцию. Крупнейшие капиталистические страны никогда не скрывали желания уничтожить советское государство. В условиях разразившего экономического кризиса, многим ведущим западным политикам, как лекарство от кризиса, виделась война против СССР. В 1928г. реально проявляет себя фашистская угроза в Германии – гитлеровская партия по итогам выборов получает места в парламенте и Гитлер не скрывает своего желания уничтожить Советский Союз. На Дальнем Востоке война Японии против Китая приводи к образованию марионеточного государства Маньчжоу – Го и японские войска вплотную приближаются к границам СССР. Развернувшая в СССР индустриализация, делала ставку на развитие оборонных отраслей промышленности.

Ф.1. В 1927 году создаётся ОСОАВИАХИМ – Общество содействия авиации и защите от химического оружия. Именно через его структуры пройдут основные массы подготовленного в военном отношении населения. Прежде всего - молодёжь. Деятельность по военизации предполагала работу со всеми категориями населения, в т.ч. с неподлежащим к призыву на действительную службу мужчинами старших возрастов, детьми и женщинами, работающими и неработающими, вплоть до домохозяек.

В решениях Могилёвского окружкома так фиксировались основные направления военизации могилевчан. 1. Военная пропаганда нацеливалась на создание среди рабочих и крестьян широкого общественного мнения вокруг вопросов обороны СССР и непосредственного участия масс в оборонном строительстве. 2. Военизация считалась формой военно-политической подготовки населения, при этом упор делался на разъяснение военной политики, а не на военно – профессиональную подготовку. В военной пропаганде нельзя было допускать «запугивание населения высокой техникой наших врагов» - что на практике может привести к панике и пассивности». 3. Военную пропаганду среди крестьян тесно увязывали с политикой компартии в деревне. «Из этой политики исходить полностью» - подчёркивалось в руководящих документах. Основной упор делался на переменный состав территориальных войск из числа крестьян [1, л. 76].

При окружкоме создавалась специальная постоянная комиссия по вопросам военизации. Работа проводилась в партийных, комсомольских и профсоюзных организациях, среди пионеров, в школе, среди переменного состава и допризывников, в деревне, среди переменного командного и политического состава, в сельсоветах и на страницах прессы.

В партийных организациях наработки по военизации уже были. В середине 1920-х годов были объединены местные гражданские парторганизации с парторганизациями воинских частей, расположенных на территории Могилёвского округа. Например, ячейка связистов с ячейкой роты связи 33-й территориальной СД [2, с. 40], партячейка Могилёвского райкоммунхоза с ячейкой роты связи XVI территориального корпуса [3, л.47 и 49] и т.д. Члены партии и комсомольцы активно вовлекались в работу оборонных организаций и кружков. Коммунисты назначались на должности руководителей военных уголков на предприятиях. Во всех партийных и комсомольских организациях прошли собрания, в повестке дня которых рассмотрены вопросы истории Красной Армии, роль партии в Красной Армии, задачи политвоспитания бойца, внешкольная работа в армии, дисциплина, единоначалие, повышение авторитета комсостава и т.д. Для коммунистов и комсомольцев прочитаны лекции на тему: «Подведение базиса революционного марксизма под военное дело», «Популяризация задач парторганизации в армии», «Знакомство с достижениями военной техники» и «Ознакомление с формами и способами пропаганды среди рабоче - крестьянских масс».

Для профсоюзных организаций основным центром военной пропаганды определялись клубы, ленинские уголки, при которых создавались военные уголки. В военных уголках активисты создавали кружки военных знаний, читали лекции и доклады. Основную работу направляли на рабочих, являвшихся переменным составом территориальных частей.

Военные уголки организовывались и в пионерских отрядах. С пионерами проводились программные собеседования по вопросам военной истории, о задачах Красной Армии и о необходимости изучения военного дела. С ними разучивали военные песни. В спортивных секциях развивались военно-прикладные виды спорта, особенно стрелковый. Порядок в пионерских лагерях копировал уставной воинский порядок.

Отдельно выделялась военно-пропагандистская работа в школах. Школы должны были иметь военные уголки. В учебные программы введены были темы по изучению истории и задач Красной Армии, военного строительства и укреплению обороны СССР. Школьников знакомили с достижениями военной техники, и их обучали военному строю, умению обращаться с оружием «и устраивать вечера военной пропаганды с широким участием самих учащихся». Военные отделы создавались и в школьных библиотеках. Всячески приветствовались дружественные связи с воинскими частями.

Особое внимание уделялось так называемым «переменникам». Сегодня этот термин давно уже забыт, но в 1920 – 1930-е гг. его хорошо знали. С 1924г. в СССР в военном деле использовали принцип территориально – милиционного построения армии. При нём военнослужащие служили без отрыва от производства. Их ежегодно призывали на сборы от двух до четырёх месяцев, как правило, в зимнее время (основная масса переменников – крестьяне, а зимой в деревне работы мало). С этой целью ряд соединений и частей перевели на этот принцип комплектования. Могилёв являлся центром корпусного территориального округа. Помимо управления XVI территориального стрелкового корпуса, в Могилёвском округе располагалась 33-я территориальная СД и многочисленные части боевого обеспечения и обслуживания. Значительная часть жителей округа, партийного и советского актива являлась переменниками. Переменный состав был рядовым, командным, политическим, административно – хозяйственным. Редко призывали одновременно все категории личного состава. Обычно – по профилю военной специальности. Отсюда и разные подходы в военизации населения к разным категориям переменников. На момент принятия программы по военизации населения, работа с переменным составом территориальных частей уже была достаточно регламентирована [4]. Помимо решений НКО и Политуправления Красной Армии, существовали и местные решения. Были проведены окружные (т.е. XVI ТСК) и дивизионные (т.е. 33-й ТСД) конференции внешкольников (ещё один термин из тех времён: так называли переменников, которые изучали военное дело не в школах при территориальном округе, а не непосредственно в частях при призыве). Вопросы военизации рассмотрели и на VI и VII дивизионных партконференциях. Работа по военизации с переменным составом считалась особо важной «ибо по существу она есть продолжение военно-политической учёбы и воспитания», отмечалось в решениях патрконференции 33-й ТСД. Центром её определялись всё те же военные уголки на предприятиях, в сельсоветах и т.д. на мероприятия с переменниками приглашали и допризывников. С этой целью проводили их общие собрания, на которых освещали задачи оборонного строительства СССР, роли переменников в этой связи, задачи военной пропаганды среди населения. Переменный состав и допризывников привлекали к широкому участию в работе оборонных общественных организаций – ОДВФ, Доброхим, Радио, ВНО и т.д. [5, с. 129-130].

Ф.2-3. Переменный командно – политический состав являлся «главным проводником военной пропаганды в городе и на селе». Надо сказать. Что это были люди в гражданской жизни облечённые партийной, советской или профсоюзной властью и, действительно, они многое могли делать в силу служебного положения. Их привлекали к оборудованию и заведыванию военными уголками. По месту основной работы проводили общие собрания с ними и организовывали военно-научные конференции, на которых рассматривали способы и методы военной пропаганды среди населения, достижения военной техники, вопросы подготовки к сборам и работы среди переменников – красноармейцев. Им поручалось заведывание кружками военных знаний и военно-спортивными. Считалось правильным оформление ими индивидуальной подписки на военные газеты и журналы.

В округе имелось собственное военно – научное общество. Именно оно организовывало и проводило военно - научные конференции с различными категориями населения, регулярно проводило занятия, разрабатывало планы бесед по вопросам военной пропаганды и планы вечеров, проводимых среди крестьян и рабочих. ВНО разрабатывало и программы военных предметов в школах.

Двойственной была работа в сельской местности. На сельские советы возлагалась серьёзная работа с переменным составом территориальных частей и эта работа к концу 1920-х гг. уже наладилась. Главное в ней было обеспечение явки призывников на сборы. Имелись и собственные военные уголки. При сельсоветах работали комиссии по содействию территориальному строительству. Теперь же военную пропаганду распространили на все категории крестьян, выделяя из них переменников и допризывников. При военных уголках создавались кружки военных знаний и спортивные. Сами кружки работали при избах-читальнях, народных домах, клубах и библиотеках. В них проводились вечера и лекции по вопросам военного строительства, отмечались военные праздники, проводились экскурсии в воинские части.

Не осталась в стороне от военной работы и периодическая печать. По решению окружкома в газетах создавались военные уголки и страницы, издавались листовки и воззвания к различным военным мероприятиям. На страницах газет широко обсуждались вопросы и действительность территориального строительства, приглашались корреспонденты из числа воинов частей и подразделений гарнизона. Во все уголки выписывались военные журналы и газеты.

Предпосылки к работе по военизации были заложены летом 1927г., когда впервые широко проводилась «Неделя обороны». Однако мероприятие не оправдало возложенных надежд: охват населения был небольшим, да и средств выделили недостаточно. ОСОАВИАХИМ просто не справился с подготовкой и проведением праздника. С 15 по 22 июля 1928г. «Неделю обороны» повторили. Ей предшествовало широкое празднование 10-летия РККА и РККФ. В Могилёве февральский праздник запомнился надолго. Кульминацией праздника явилась «инсценировка химической тревоги».

В 1920-1930-е гг. химическое оружие было самым страшным видом оружия массового поражения, и, увы, очень доступным для большинства армий мира. В годы первой мировой войны его активно использовали противоборствующие стороны, и возможность вновь оказаться в зоне поражения боевыми отравляющими веществами в вероятностной войне была очень велика. Население активно готовили к защите от химического поражения. Поэтому, весьма зрелищное мероприятие, должно было успокоить публику и показать, что шансы на выживание высоки. Но, с другой стороны, это всё равно что бы в нынешних условиях инсценировать ядерную атаку. Удовольствие не из приятных, но в то время посчитали иначе. Место для действия было очень удачным – Луполовское предместье. События сценария разыгрывались между Луполово и Приднепровским лагерем. Места для зрителей располагались на склонах Вала Красной Звезды, откуда вся площадка видна очень хорошо. Интересно, что имитацию газовой атаки проводила обороняющаяся сторона, а не нападающий агрессор [6. Л.23]!

Ф.4. Задачи «Недели обороны» 1928г. были сформулированы в духе времени (сохраним стиль документа): «всколыхнуть всю советскую общественность, втянув широкие слои пролетариата и крестьянства в практическую работу Осоавиахима и Красного Креста; широко популяризировать задачи Осоавиахима, направив удар на военную подготовку членов общества, подчеркнув химическую опасность, особенно для БССР, и важнейшую в связи с этим необходимость оживления и укрепления кружков; перед глазами широких трудящихся масс возможно полнее продемонстрировать все достижения Осоавиахима, в том числе и его практическую работу; создать фонд укрепления массовой работы Осоавиахима; значительно увеличить число членов окружной организации [7, л.48]. Неделя началась с митинга «С художественной частью» у Дома Красной Армии на Советской площади. 15 июля члены ОСОАВИАХИМА прошли колоннами по городу. Демонстрация носила «характер массового боевого движения с лозунгами и плакатами». Каждый военный уголок, каждый военный кружок, каждая низовая организация ОСОАВИАХИМА провели свои мероприятия. Самыми популярными явились сбор средств на самолёт «Савецкая Беларусь» [8], стрелковый конкурс на лушего стрелка и “газоокуривание членов ОСОАВИАХИМА”. Не забыли и сельскую местность, где главное действие проходило под лозунгом “Первый сноп на оборону страны”. Мероприятия широко освещались в местных средствах массовой информации.

Таким было начало кампании по военизации населения Могилёвщины. В последствии ещё многое будет сделано, но уже первые действия партийных и советских властей заложили основу будущих побед и будуших неудач. Высокий патриотизм в годы Великой Отечественной войны берёт свои истоки из этой политики. Но отсюда и шапкозакидательство, недооценка противника – вспомним, что нельзя было “запугивать” правдивой информацией о вероятном враге.

Использованная литература и источники:

1.  План военизации населения Могилёвского округа //Государственный архив Общественных организаций Могилёвской области (ГА ОО МО). – Фонд 6577. – Оп. 1. – Д. 160. - Л. 76 – 77об.

2.  Заремский, В.К. Могилёвский телефон. 1904 – 2004 /Заремский В.К. – Могилёв: УПКП «Могилёвская облтипография им. С.Соболя», 2004. – 96с.

3.  Протоколы партийных собраний коммунальников //ГА ОО МО. – Фонд 6577. Оп.1 – Д. 175. - Л. 47 и 49.

4.  Заремский, В.К. 33-я территориальная Белорусская стрелковая дивизия и её место в истории Могилёвщины /Заремский В.К. //Могилёвский поисковый вестник. Вып. 2-й. – Могилёв: УПКП Могилёвская областная укрупнённая типография им. С.Соболя, 2005. – С. 14 – 29.

5.  Советские Вооружённые Силы. Вопросы и ответы. Страницы истории /П.Н. Бобылев [и др.]; под ред. П.Н. Бобылева. – М.: Политиздат, 1987. – 416с.

6.  Приказ войскам Могилёвского гарнизона №26 //ГА ОО МО. - Фонд 6577. – Оп.1. – Д. 732. - Л. 23 - 24.

7.  План проведения «Недели обороны» по Могилёвскому округу //ГА ОО МО. - Фонд 6577. – Оп.1. – Д. 732. - Л. 48 - 49.

8.  Протоколы партийных собраний ячейки связи //ГА ОО МО. - Фонд 6580. – Оп.1. – Д. 223. - Л. 3.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.