Вверх

Вы здесь

ГЕОГРАФИЯ МАКЕДОНСКОГО

Пока в замерзающей Европе гослидеры спорили, как лучше бороться с глобальным потеплением, в Беларуси во весь рост встала задачка поактуальнее. Почти неразрешимая… Оказывается, в стране на 42% к уровню прошлого года упал спрос на золотые слитки. Это ж как всполошились обыватели! Сосед-алконавт не знает, куда пристроить выручку от сдачи стеклотары. Учителка-пенсионерка растерянно разглядывает слитки в обшарпанном портфеле: никак не усечет тенденции на золотом рынке. Но самое ужасное, что и специалисты-банкиры разводят руками: мол, не в курсе, чегой-то народ перестал быть падок на золото. Один клерк, правда, напрягся и осторожненько предположил: может, у граждан со свободными средствами туго? Но тут же одернул себя: это, мол, только версия, специсследований не проводили.

Если все ж запланируют масштабные исследования, пусть бы банкиры полюбопытствовали, почему в нынешнем году резко затормозили и доходы сограждан, и товарооборот; с чего в Москве красная икра вдвое в цене упала? И с какого рожна даже верхушка российских нанотехнологий во главе с Чубайсом вместо 553 миллионов рублей премии вынуждена довольствоваться жалкими 27 миллионами? И почему на Центральном рынке в Могилеве старушки с утра охотятся за дешевой обрезью в дорогих мясных рядах? А может, даже, напрягая извилины над разгадкой тайны «золотой апатии» населения, г-да исследователи учтут вводную по имени «кризис»?...

Как-то Альберт Эйнштейн на вопрос, как появляются главные научные открытия, ответил: «Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Но находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие». Может, в нынешнем мире туго с открытиями, потому что таких «невежд» не сыскать? Во-первых, нынешним невеждам проще и сподручнее не ломать голову над реальными проблемами, а обосновать правильность генеральной линии. Во-вторых, сказывается детренированность мозгов. Ведь новое поколение властных и научных чиновников – дети компьютерной эры, где «научная работа» скачивается с сайта за 30 секунд, а в вуз поступают через тесты-угадайки. А тесты воспитывают не умение мыслить, а быстроту реакции. Но, как горько шутил выдающийся математик Владимир Арнольд, быстрота реакции нужна для подготовки киллеров, а не ученых… Где ж «детям Интернета» тренировать извилины на системном понимании законов науки, социальных явлений, на умении предвидеть ход событий, строить реалистичные планы? Вон на днях сообщили, что один российский интернет-поисковик научили уже решать школьные математические задачи с разными там интегралами и дифференциалами. Кликнул старшеклассник по «клаве» — контрольная готова. Кликнул сотрудник КБ – проект «нарисовался». Кликнул министр – прогноз развития отрасли тут как тут. А как сие таинство вершится – и знать ни к чему.

Потребовали же конгрессмены США убрать из требований учебной программы умение школьников делить 111 на 3 без компьютера!!! Мол, на фиг загружать глупостями мозги?! Лишь 1-2% американских школьных учителей математики способны делить и складывать простые дроби: ведь компьютеры считают только десятичные! Оно б и ладно, да боюсь: вдруг однажды «свиной» вирус все компьютеры заразит? Или электричество вырубится? Кранты прогрессивному человечеству! Машину не заведет, металл не выплавит, хлеб не вырастит, если «докомпьютерные старики» не подскажут. Ведь выпускники престижных вузов чертеж прочесть не в силах!

Но есть беда похлеще. Мы повально теряем интерес к постижению системы доказательств. В школе, в вузе, на службе. Во-первых, уметь доказывать – это владеть аргументами. У нас же в министерствах с легкостью «аргументируют» рост хоть на 2%, хоть на 12%. По принципу: «Сколько надо?» А во-вторых, уметь доказывать – это иметь желание и мужество спорить. Оно нам надо?

Говорят, Александр Македонский уверял, что река Инд – это исток … Нила. Тупым полководец объяснял, почему: «Это — единственные две большие реки, которые кишмя кишат крокодилами». А сомневающимся показывал острый меч. Действовало безотказно. Хорошо, что географию планеты писали не только мечом… Впереди – длинные праздники-выходные. Может, думаю, на досуге все ж напряжем извилины и попробуем сопоставить в уме рост спроса на дешевые мясные обрезки с падением спроса на золотые слитки? И подумать, кто из двух «невежд» ценнее – Эйнштейн или Македонский?

Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.