Вверх

Вы здесь

Игорь Марзалюк, заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики

По оценкам различных источников, вне Беларуси сегодня проживает от двух до трех миллионов наших соотечественников. Но в век глобализации они не только не теряют связь с родиной, но и активно продвигают все белорусское по всему миру - от Канады до Австралии. Белорусами за рубежом создано свыше 220 общественных объединений. Самая многочисленная диаспора находится в России, где, по некоторым данным, проживают более 800 тысяч белорусов, в Украине - 275 тысяч, в Польше насчитывается около 200 тысяч, в Казахстане - примерно 100 тысяч, в Латвии и Литве - по сто тысяч в каждой.

В большинстве своем все бывшие соотечественники оказались за пределами страны после развала Советского Союза, но остались белорусами вне зависимости от того, сколько сотен и тысяч километров их разделяет с исторической родиной.

Развитие белорусской диаспоры и рост интереса к Беларуси длится уже 20 лет. До начала текущего года при налаживании культурных и иных связей с диаспорами не хватало формального закона о соотечественниках. 30 мая 2014 года этот пробел устранен - на четвертой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь пятого созыва закон «О белорусах зарубежья» одобрен.

Подробнее о принятом документе корреспондент газеты «Могилевские ведомости» побеседовал с заместителем председателя Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Игорем Марзалюком, который принимал участие в разработке данного проекта.

- Игорь Александрович, давайте начнем с общей характеристики нового закона.

- Документ закладывает основу для системной работы государства с белорусами зарубежья, то есть с иностранцами, которые идентифицируют себя с исторической родиной. Кроме этого, закон создает правовые предпосылки для реализации через соответствующие государственные программы и другие подзаконные нормативно- правовые акты комплекса мер, направленных на развитие дальнейшего сотрудничества с ними, устраняет недостатки и пробелы в правовом регулировании общественных отношений в сфере сотрудничества с белорусами зарубежья. Это важно и нужно, потому что диаспоры обладают определенным политическим, экономическим и культурным потенциалами. Речь идет о сближении, реализации совместных проектов. Естественно, это укрепляет позитивный имидж нашей страны в мире, положительно влияет на внутреннее развитие государства и общества.

Принятый закон, уверен, даст хороший импульс для активизации работы с белорусами зарубежья, будет способствовать развитию сотрудничества с белорусской диаспорой в целях обеспечения солидарности белорусов во всем мире, сохранения национально- культурной идентичности белорусов зарубежья и укрепления их связей с Беларусью.

- Принятию закона предшествовала многолетняя разработка и долгие дискуссии. Кто в них принимал участие, все ли заинтересованные стороны были услышаны?

- Законопроект готовился МИДом и Министерством культуры при участии других министерств и ведомств. Белорусские парламентарии при его разработке учитывали опыт регулирования в этой сфере многих стран мира, в том числе соседних. Почти пять лет он согласовывался и находился в доработке. Обсуждение проекта закона несколько месяцев шло в белорусских диаспорах, то есть государство обратилось непосредственно к белорусам зарубежья, к тем, для кого этот закон писался, с прямым предложением: внести в текст закона свои ожидания, видения, интересы, понимание, продиктованные реалиями их жизни и национально-культурной деятельности.

- Упрочнением и развитием связей с соотечественниками за пределами страны занимаются различные госструктуры. На кого возложена координация их действий с выходом закона?

Согласно принятому документу, единым госорганом, ответственным за координацию деятельности других госорганов в сфере отношений с белорусами зарубежья, назначено Министерство иностранных дел. При нем будет создан консультативный совет по делам белорусов зарубежья. Это серьезный шаг, ранее такой структуры не было.

- Поясните, кто из белорусов, обосновавшихся за границами родины, подпадает под термин «»белорус зарубежья», которого ттак не хватало до настоящего времени при налаживании связей диаспор с Беларусью.

- Во-первых, граждане Республики Беларусь, которые проживают за границей. Во-вторых, граждане иных стран, а также лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами страны, и сами либо их предки по прямой восходящей линии родились либо проживали на территории Беларуси. То есть любой, кто родился здесь и при каких-либо обстоятельствах выехал, но себя ассоциирует с этой страной, имеет право на такой статус. Как-то и их дети и внуки.

Распространяется статус и на тех иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают за границей страны, идентифицируют себя белорусами с точки зрения этнической принадлежности, воспринимают белорусский язык, культуру, традиции, обычаи родными.

Таким образом, закон закрепляет не только этнический и национальный принципы определения белоруса за¬рубежья, но и принцип выбора.

Статус «белорус зарубежья» могут получить и иностранные инвесторы, которые вложили инвестиции в размере не менее ста пятидесяти тысяч евро в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь. При этом для осуществления инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь получение белорусского гражданства не требуется.

- Что этим людям дает настоящий закон?

- Прежде всего, государство продемонстрировало белорусам, живущим вне материнского государства, что родина заинтересована во взаимодействии с ними, а значит, и предлагаемый им государственный ресурс предполагает некие финансовые преференции. Но сам закон не содержит в себе пунктов о льготах для белорусов, проживающих вне страны, за что в его адрес звучали критические замечания.

Но сделано это было намеренно. Прежде всего, потому что на сегодня у государства нет экономической возможности предоставить белорусам зарубежья какие-то преференции. Но закон - живой организм. Учитывая нарабатываемый опыт, а также возрастающие финансовые возможности, он будет наполняться содержанием, ведь поправки к законодательному акту - нормальная практика.

- Расскажите о порядке финансирования деятельности в области отношений с белорусами зарубежья.

- Законом прописана норма, которая говорит о том, что финансирование осуществляется в соответствии с принятыми государственными программами и мероприятиями за счет средств республиканского и местных бюджетов.

- О каких программах идет речь?

- На сегодня в стадии реализации находится ряд масштабных государственных программ. Назову основные: «Белорусы в мире» (программа рассчитана на 2013-2015 годы), «Культура Беларуси» (на 2011-2015 годы), Программа развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом (на 2011-2015 годы). Имеется также ряд проектов в сфере сохранения белорусской культуры, языка, тр¬диций, в составе которых целая сеть мероприятий, разрабатываемых с заинтересованными организациями. Реализуются также программы в рамках развития торгово-экономического и инвестиционного партнерства.

- То есть каких-то конкретных льгот белорусы, проживающие за пределами страны, с выходом этого закона не получили?

- Дополнительных не получили, а те, которые закреплены другими правовыми актами, закон не повторяет.

- Что вы имеете в виду?

- Так как белорусские диаспоры существуют с момента создания нашего молодого государства, льготы для соотечественников закладывались в различных его правовых актах по мере их создания и принятия. Так, например, с 2005 года Основные направления внутренней и внешней политики страны содержат долговременную стратегию по содействию духовному и культурному развитию белорусской диаспоры и создание позитивных правовых и организационных условий для этнических белорусов, а также членов их семей. В ее рамках в «Законе о гражданстве» закреплены льготы по получению гражданства для белорусов, проживающих в различных странах мира, а также тех, кто считает себя белорусами, их наследников, которые родились уже на территории других стран. Этой категории гражданство предоставляется с разрешением на постоянное место жительства. Оговоренный срок может быть сокращен или вообще не применяется. То же самое касается разрешения на временное или постоянное проживание в стране.

«Законом о республиканских и местных собраниях» предусмотрено приглашение на Всебелорусское собрание представителей наиболее крупных белорусских диаспор. То есть белорусы зарубежья могут быть услышаны на самом высоком уровне на своей исторической родине.

Активно уже работают законодательные акты, в соответствии с которыми иностранцы с белорусскими корнями имеют равные с гражданами республики права на образование. В правилах приема в учебные заведения закреплена возможность учиться за счет республиканского или местного бюджетов при условии прохождения конкурсного отбора. Имеют ино¬странные соотечественники право и на целевые направления.

А в соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь обеспечение и защита прав соотечественников и солидарность белорусов во всем мире относится к национальным интересам страны в политической сфере. Более того, ущемление законных прав и интересов белорусов, проживающих вне границ Беларуси, трактуется как основной внешний источник угроз национальной безопасности страны.

- И последний вопрос. Не секрет, что многие белорусы зарубежья имеют два паспорта. В период обсуждения этого законопроекта поднимался вопрос введения института двойного гражданства Беларусью. Что на этот счет говорится в принятом законе?

- В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Принятый закон «О белорусах зарубежья» никаких новых дополнений к сказанному не содержит.

”Могилевские ведомости”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.