Вверх

Вы здесь

Игры и игрушки для ребенка: от рождения до трех лет

Игрушка - способ привлечения внимания ребёнка, попытка вызвать у малыша направленный взгляд на новый для него объект Игрушка для младенца – это источник получения новой информации, инструмент, при помощи которого взрослый объясняет ребёнку, что он чувствует и видит.

Игрушки для малышей должны быть ярких цветов с хорошо различимыми деталями. Так называемые основные цвета для малыша – это синий, жёлтый, красный, и зелёный. Их он начинает воспринимать и различать первыми. Выбирая игрушки, помните об этом.

Не размещайте вокруг кроватки слишком много игрушек и предметов. Можно переусердствовать и внимание малыша не будет задерживаться ни на чём. Для малыша достаточно 2-3 игрушек, которые нужно менять через 4-5 дней, иначе ребёнок перестаёт на них реагировать.

Взрослые обычно думают, что игра для ребенка - забава, свободное времяпрепровождение. Но это далеко не так. В игре ребенок развивается, и его осмысленная игровая деятельность вполне сравнима с серьезным занятием взрослых.

В 3-4 месяца игра – это исследование окружающего мира, предметов, людей и своих физических возможностей. Ребенок производит одни и те же действия с разными предметами: тянет в рот, трясет, несколько позже вертит, ощупывает, бросает и т.д. Малыш пытается установить эмоциональный, зрительный, звуковой контакт со взрослыми, улыбаясь, заглядывая в глаза, издавая звуки, реагируя на попытки оставить его одного. Иногда ребенок совершает непонятные для взрослого стереотипные действия (раскачивается, стоя на четвереньках или в кроватке, стучит рукой по столу, бросает предметы на пол), которые позволяют ему почувствовать свое тело, тренировать навыки сохранения равновесия, изучать глубину пространства и т.д.

В 9-12 месяцев игра – подражание, выражается в многократном воспроизведении действий или слов окружающих в конкретной ситуации. В результате ребенок научится производить адекватные (специальные) действия с предметами и использовать уместно слова.Так, малыш начинает катать машинку, прикладывать телефонную трубку к уху, произносить «ба!», когда что-нибудь упало и т.д.

Игрушки первого года жизни функционально необходимы для получения разнообразной информации и совершенствования развития основных органов чувств, прежде всего тактильной чувствительности, зрения, слуха; развития мелкой и крупной моторики ребёнка (движений рук и всего тела); усвоения информации о различии форм, цвета, размера окружающих предметов, пространственных отношениях между ними.

В 1,5 года игра – отображаемые действия, т.е. специфические действия с предметами в искусственно созданной ребенком (или взрослым) ситуации) «понарошку», с использованием игрушек: «причесывает» и «купает» куклу, и т.д. В игре ребенок легко замещает реальный объект другим или вообще предполагает наличие отсутствующего предмета. Так, малыш возит кубик вместо машинки, имитируя при этом звук мотора, и т.д.

После 2-х лет игра представляет собой последовательные отображаемые действия (элементы сюжета). Сначала ребенок совершает всего два последовательных действия (например, нагружает и возит машинку) к 2,5-3 годам – три-четыре действия (например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать).

В 2 года 6 месяцев – 3 года игра – это исполнение принятой роли (элементы ролевой игры). Ребенок отождествляет себя или куклу с персонажем сказки, представителем какой-нибудь профессии, с одним из родственников, с животным. Совершая ряд последовательных игровых действий, малыш имитирует характерное для принятой роли поведение. Например, играя в доктора, ребенок подходит к игрушечной «больной» собачке с ложечкой, заглядывая ей в пасть, говоря при этом: «Не плачь!», укладывает ее в кровать и накрывает одеялом. Ребенок может называть себя именем персонажа, говорить за него. В норме мальчики начинают предпочитать мужски роли, девочки – женские. Этот вид игры получает свое дальнейшее развитие в дошкольном возрасте (после 3 лет), когда ребенок договаривается о принятии ролей с партнерами (другими детьми или взрослыми) или играет один сразу за нескольких персонажей. При этом наблюдается увеличение половых различий в игре. Девочки чаще играют в «дочки-матери», «в принцессу», а мальчики – «в войну», «в корабль», и т.п. Исполнение роли учит ребенка придерживаться определенных правил поведения, что готовит его к более сложным играм.

Подводя итоги, можно сказать следующее, чтобы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, как бы ни повернулась для вас жизнь - появление на свет вашего ребенка - это, прежде всего второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как по вашим представлениям купается в нем ваш ребенок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать на целую жизнь...

0-6 месяцев
  • Подвижная музыкальная карусель, крепящаяся над кроваткой;
  • Колокольчики;
  • Погремушки («гантели», кольца)
  • Висящие погремушки («бусы», подвески)
  • Мягкие разноцветные погремушки;
  • Разноцветные воздушные шары
  • Мячи разных размеров;
  • Мячик с колокольчиком внутри;
  • Игрушки-пищалки;
  • Неваляшки;
  • Забавные маски;
  • Игрушка с подвижными частями и фиксированной мелодией (музыкальная шкатулка;
  • Аудиокассеты с музыкой, адаптированной для малышей;
  • Детское креслице с наклонной спинкой;
  • Коврик (упругий, моющийся, типа туристического).
6-12 месяцев
  •   Активный центр;
  •  Заводные механические игрушки;
  •  Тряпичная (гибкая) кукла;
  •  Книжки-картинки с плотными страницами;
  •  Набор для игры с водой;
  •  Фигурки животных(средние);
  •   Игрушки для жевания, кусания;
  •  Пирамидка с крупными кольцами и толстым стержнем (лучше одноцветная);
  •  Мягкая игрушка(может быть музыкальной);
  •  Машинка среднего размера с веревочкой;
  •  Металлофон;
  •  Игрушечный телефон;
  •   Куклы с подвижными частями тела (маленькая и средняя)
Игра
  •  Рассматривание больших, ярких погремушек;
  •  Кукла, одевающаяся на руку – лучше – с большим открывающимся ртом)
  •  Корзинка, сумочка;
  •  Набор пластмассовой посуды;
  •  Стульчик со столиком;
  •  Игрушка, на которой можно сидеть (лошадка)
  •  Качели;
  •  Ходунки, прыгунки (не рекомендуется для детей с повышенным тонусом)
Игрушки второго года жизни
1-1,5 года
  •  Пастель, мелки, карандаши, фломастеры;
  •  Наборы кубиков, блоков для конструирования (различных по цвету и величине)
  •  Набор форм, вставляющихся друг в друна;
  •  Мягкие куклы среднего размера;
  •  Мягкие игрушки-зверюшки;
  •  Тамбурин;
  •  Барабан;
  •  Свисток, дудочка;
  •  Книжки с картинками;
  •  Книжки с короткими стихотворениями для детей;
  •  Легковая машина с водителем;
  •  «Почтовый ящик», лучше с прозрачными стенками(коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши);
  •  Матрешка;
  •  Составные игрушки из 2-3 частей (например «Лего»);
  •  Самокат («машина», «лошадка» и т.п.);
  •  Подвижная игрушка на колесиках («бабочка») на шесте и веревочке;
  •  Игрушки-модели предметов, людей, животных;
1,5-2 года
  •   Парные картинки, лото;
  •  Кисти, краски (нетоксичные);
  •  Набор для нанизывания («бусы»);
  •  Игрушечная мебель;
Игры
  •  Пластилин и другие материалы для лепки;
  •  Пазлы (простые);
  •  Разрезанные картинки из 2-3 частей;
  •  Кегли;
  •  Сказки («Репка», «Теремок», и др.) Хрестоматия для детей от 2до 4 лет;
  •  Миниатюрные модели бытовых предметов;
  •  Игрушечный набор «Семья»;
  •  Наборы для ролевой игры («Инструменты», «Доктор» «Кукла», «Парикмахерская» и др.);
  •  Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.);
  •  Набор для игры с песком
 
Годовалые дети любят толкать разные вещи. Им нравиться наблюдать за движением и осознавать, что это именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе.
 
Игрушки третьего года жизни
2-3 года
  •  Модель дома;
  •  Пазлы (для составления целого из частей);
  •  Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами 2найди маму»);
  •  Одежда для кукол по сезону;
  •  Игрушечные часы;
  •  Куклы для театра;
  •  Наряды для маскарада;
  •  Разрезные картинки на 4 частей;
  •  Лото «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Мебель», Одежда», «Транспорт», «Животные»)
  •  Детские ножницы с тупыми концами;
  •  Составные игрушки из 3 и более частей;
  •  Губная гармошка;
  •  Игрушечный клавесин;
  •  Трехколесный велосипед.
 
Игры
  •  Чтение. Читая или рассказывая ребенку сказки, вы помогаете развитию его мышления и способствуете тому, что книги он начинает ассоциировать с тем, что больше всего любит, - с вашим голосом и вашей близостью.
  •  В развитии мелкой моторики, логики, ориентации в пространстве Вам очень помогут развивающие игры.
  •   В возрасте 2 – 3 года малыши очень любят звукоподражательные слова. Они с восторгом изображают, как мяукает кошка, мычит корова или лает собачка, как гудит паровоз или сигналит машина.
  • Напишите такие звукоподражательные слова на листочках картона. В тех, где больше одного склада – выделяйте склады цветом. Если не хотите делать карточки, пишите эти слова кубиками.
  • Подготовьте картинки или игрушки, изображающие животных и предметы, издающие нужные звуки. Можно пользоваться просто книжкой с картинками.
 
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.