Вверх

Вы здесь

КАПЛЯ КОСМЕТИКИ

На днях в представительной аудитории одна весьма солидная персона призывала журналистов поднять «градус» общественного интереса к предвыборной кампании. Мол, надо ехать на фермы и писать, как взволнованные доярки борются за выдвижение их подружки Мани в сельсовет. При этом и аудитория, и сама персона, похоже, прекрасно сознавали: пройдет или не пройдет Маня в сельсовет – доярок волнует немногим больше, чем имя олимпийского чемпиона по керлингу…

Собственно, это прекрасно понимает и государство – не потому ли и отменило минимальный порог явки на выборах в местные Советы? Увы, падение интереса к муниципальным выборам – тенденция мировая, и многие страны вынуждены реагировать на нее схожим образом. Так, может, больше толку, если вместо сочинения драматической саги «Битва за Маню» журналист спокойно, «на пальцах» растолкует: чем больше дельных, пробивных Мань попадет хоть в сельский, хоть в районный Совет, тем легче будет самим же дояркам решать их насущные проблемы.

Хорошо помню: лет 30 назад не успевал еще телетайп в редакции отстучать последние слова товарища Л.И. Брежнева на историческом Пленуме ЦК КПСС по проблемам мелиорации, как газетчики бросались звонить ударникам труда. И назавтра советская пресса — «от Буга до Курил» — заполнялась «откликами передовиков»: «Меня, простого каменщика (токаря, учителя, комбайнера…) глубоко взволновали проникновенные слова дорогого Леонида Ильича о дренажных системах…»

Кроме дренажа трудящихся СССР в разное время глубоко волновали квадратно-гнездовой метод на посевной, развенчание Пастернака, бригадный подряд, происки Рейгана. С одним промашка вышла — с горбачевской антиалкогольной кампанией. Хоть убей, не желали ударники труда с воодушевлением осуждать водку и записываться в трезвенники! Видно, на этот счет у них было собственное, несанкционированное, мнение…

К остальному пресса создавала «общественный интерес». Сами писали, сами читали, сами смеялись… А когда в одночасье рухнул СССР, изумлялись, почему эта геополитическая катастрофа оказалась «по барабану» трудящимся, переживавшим за глубину мелиоративных каналов. Команды на «отклики» не было, а «несанкционированно» волноваться о происходящем в стране нас отучили… Привычка к самообману — столь же древняя часть цивилизации, как набедренная повязка, колесо, ловля рыбы… Как инстинкт самосохранения. Самообман помогает вынести дискомфорт реальности. Клеймить «западное потребительство» было психологически легче, чем признать, что в «ихних» магазинах товары разнообразнее, дешевле и качественнее, чем у нас. Но уж, вырываясь в турпоездку даже в занюханную Югославию, скупали на инвалюту все, что под руку попадалось. Мы понимали, что всеобщее среднее образование — миф, хотя бы потому, что в любом обществе найдутся люди, не способные к нему. Но тянули за уши к аттестатам даже безнадежных тупиц, а после хвалились, что мы — самый образованный народ в мире...

Я все жду, когда, наконец, в замечательной телерекламе сока папаша даст подзатыльника мальчугану, который с милой непосредственностью выдает вслух все тщательно оберегаемые тайны семьи и соседей. И это будет «последняя капля». Ведь достал уже пацаненок всех своим разоблачительством, неловкая пауза повисает за столом после каждого его откровения. Зять тещу действительно не переносит, но говорить про это вслух?! Внушив пацану первое правило вежливости («Не все, что на уме, должно быть на языке»), папаша преподаст сыну первый урок самообмана.

В наш век эротики и душевных саморазоблачений упал спрос на мальчишек, кричащих бестактности про «голых королей». Но иногда градус самообмана становится чрезмерным. Можно сколь угодно много говорить про эффективность нашей аграрной сферы, про ее прибыльность и рентабельность. Но когда-то «последняя капля» заставляет даже отраслевого министра признать: реальная самоокупаемость сельхозпредприятий начинается при рентабельности в 45%, а у нас в прошлом году было 5… И долги в отрасли — больше, чем выручка… Можно сколь угодно много говорить про российскую борьбу с коррупцией. Но если строительство одного километра автодороги обходится в Китае в $2,9 млн., в России в среднем — в $12,9 млн., а на магистрали Москва – Санкт-Петербург — $134 млн., — понимаешь, куда идут деньги и почему дороги остаются одной из двух главных российских проблем.

Психологи говорят: самообман не знает очевидности. Его стихия — туман. Можно, конечно, привычно сказать: «Не любо — не слушай, а врать не мешай!» Только ведь одно дело – когда пожилая женщина, «заштукатурив» лицо слоями косметики, скажет себе в зеркало: «А я-то еще хороша!» И другое — когда косметологией (а то и пластической хирургией) занимается директор завода, министр, политик. Себе дороже выходит.

Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.