Вверх

Вы здесь

КОМПЛИМЕНТ СКРИПУЧЕМУ ВАГОНУ

— МарьИванна, вы мне 100 долларов не разменяете? – спросил сын «нового русского» у скромно одетой учительницы.

— Нет, Вася, но спасибо за комплимент.

Этот анекдот начала 1990-х я вспомнил недавно в дизеле из Могилева в Оршу, прочитав газетную новость: чиновник сулил скоро наладить скоростное пассажирское железнодорожное сообщение в Беларуси. Пассажиру, который в ХХI веке 2 часа тащится 80 км в скрипучем, заиндевелом вагоне, нервно вздрагивающем на рельсовых стыках, обещать комфорт на скорости 160 —180 км/ч — это «комплимент»! Стало даже теплее от мысли, что через 4 года домчусь в гости к сестре всего за полчаса в уютном экспрессе – вроде хваленого «Сапсана», который носится между Питером и Москвой. Но тут наш дизель встал, как вкопанный, в Лотве, и блаженство сменилось ехидным вопросом: а что, белорусский «Сапсан» тоже будет встречные товарняки пропускать? Так это ж, по Высоцкому, «не езда, а ерзанье»…

О прожектах наших чиновников писать не впервой. Но одно дело – «маниловщина» вроде закладки виноградников для производства собственного белорусского коньяка. Тут разве что восхитишься пробивной силой тех, кто лоббировал эту идею, и придешь в уныние от их экономического инфантилизма. Поскольку ответа на сермяжный вопрос: «Кто будет пить сей диковинный напиток?» публика так и не услышала. Ну отведаем, сплюнем, спишем в убытки еще пяток миллиардов рублей – эка невидаль!

И совсем другой коленкор — высокоскоростные поезда. Тут 5 — 10 миллиардами рублей не обойдешься. Наш чиновник оценил один «Сапсан» в
20 миллионов долларов. Но Беларуси, мол, такие прыткие составы ни к чему – купим на треть дешевле. Хотя на деле, по данным СМИ, 8 «Сапсанов» от немецкой компании «Siemens» обошлись «Российским железным дорогам» (вместе с контрактом на техобслуживание на 30 лет) в 630 миллионов евро. Делим на 8 — выходит почти 79 миллионов евро на каждый состав. Свыше 100 миллионов «баксов»! Впятеро дороже, чем насчитал чиновник! Если наши деньги он считает с такой же точностью, как российские, то лично я прячу от него свой кошелек подальше… Ну ладно, купим мы со «скидкой» на скорость хотя бы 3 пары таких экспрессов (меньше — нет резона). Под 400 «лимонов» с обслуживанием получается. Так это токмо за составы! Но высокоскоростные перевозки — это не игрушечная настольная железная дорога. Если верить прежнему начальнику БЖД, нынче на нашей «железке», за исключением некоторых участков, больше 120 км/ч не выжать. Хочешь безопасно мчать пассажиров «на 180» — модернизируй рельсовое, стрелочное, станционное хозяйство… Плюс строительство развязок, чтоб железные магистрали с автомобильными не пересекались… Плюс – ограждения, чтоб коровы травку на путях не щипали… Опять же — из Могилева в Оршу второй путь тяни, чтоб встречным товарнякам не кланяться… Французы, говорят, обещали Украине похожую скоростную «чыгунку» сварганить за 2 миллиарда долларов (хотя специалисты уверяют: выйдет никак не меньше 10)! А скоростная дорога между Пекином и Шанхаем выльется китайцам в $32 миллиарда!

Ну найдем и мы несчастные пару миллиардов долларов, купим-проложим-переложим «железо»… И тут встанет тот же сермяжный вопрос, как и с коньяком: а кто поедет на белорусском «Сапсане»? Во Франции тамошние аналоги «Сапсанов» (TGV называются) за 25 лет эксплуатации перевезли 1,2 миллиарда пассажиров — людей, готовых и способных заплатить за скорость и комфорт. А нашу платежеспособность чиновники просчитали? Самый дешевый билет на «Сапсан» от Питера до Москвы стоит под 100 долларов (бизнес-классом – вдвое дороже). Много в Беларуси найдется желающих смотаться к теще на блины в Брест из Могилева за 300 тыщ белорусских рублей? Или с граблями-мотыгами на дачу в Лотву — за 40? Может, раз в неделю на один вагон и наберется – а остальных пассажиров в остальные дни откуда импортировать?

Пока мой дизель, пыхтя, телепается до Орши со средней скоростью 40 километров в час, я радуюсь, что это в 5 раз быстрее, чем ехал первый в мире паровоз 21 февраля 1804 года. И не переживаю, что это в 5 раз медленнее, чем на «Сапсане» или TGV. И обещания через 4 года промчать меня с ветерком на «180 км/ч» воспринимаю сугубо как комплимент. Ибо воспринимать это как «маниловщину» или вопиющую некомпетентность чиновника как-то не хочется. В холодном вагоне лучше улыбаться, чем грустить. Теплее получается.

Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.