Вверх

Вы здесь

Консультации комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома

О некоторых вопросах
обслуживания на дому

25 апреля 2008 года исполняется 22 года со дня создания в республике службы
социальной помощи на дому. За эти годы служба социальной помощи на дому получила
свое развитие, укрепилась и расширила свои границы.

Отделение социальной помощи на дому является одним из структурных подразделений
центра социального обслуживания населения и остается одной из наиболее востребованных
форм социального обслуживания. В области 1762 социальных работника обслуживают
9205 нетрудоспособных пожилых граждан и инвалидов.

В связи с этим, хотелось бы более подробнее рассказать о деятельности отделения
социальной помощи на дому.

Вопрос. Кто может воспользоваться услугами отделения социальной помощи на
дому?
Ответ.
Услугами отделения социальной помощи на дому могут воспользоваться
как одинокие нетрудоспособные граждане, которые нуждаются в постоянном обслуживании,
так и другие пенсионеры или инвалиды частично или полностью утратившие способность
к самообслуживанию, у которых в населенном пункте имеются дети или проживают
вместе с ними, но в силу ряда причин на данный момент им необходима посторонняя
помощь в решении каких-то вопросов.

Вопрос. Чем занимается отделение социальной помощи на дому?
Ответ.
Отделение социальной помощи на дому оказывает гражданам социально-бытовую
помощь на дому в зависимости от степени потери способности к самообслуживанию
и характера нуждаемости в услугах, по их желанию дополнительные социальные услуги;
устанавливает и поддерживает связь с трудовыми коллективами, где ранее работали
обслуживаемые граждане, а также с другими организациями по вопросу оказания
социальной поддержки гражданам; оказывает морально-психологическую поддержку
обслуживаемым гражданам и членам их семей; обучает родственников обслуживаемых
граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

Деятельность отделения социальной помощи на дому направлена на максимально
возможное продление пребывания граждан в привычных домашних условиях и поддержание
их социального, психологического и физического статуса.

Вопрос. Какие бесплатные и общедоступные социальные услуги оказывают социальные
работники отделения социальной помощи на дому?
Ответ.
Социальные работники отделения социальной помощи на дому оказывают:

    услуги по организации питания, быта и досуга (покупка и доставка на
    дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости;
    содействие в заготовке овощей на зиму; доставка воды; помощь в растопке печей,
    содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального
    отопления и водоснабжения); сдача стеклопосуды, вещей в стирку, химчистку, ремонт;
    содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений, мытье оконных стекол
    и оконных переплетов, протирание подоконников, очистка оконных рам от бумаг
    и проклейка оконных рам бумагой, мытье плафонов электроосветительных приборов,
    обметание пыли со стен и потолков; внесение платы из средств обслуживаемого
    лица за пользование жилым помещением и коммунальные услуги; содействие в организации
    предоставления услуг организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания,
    связи и другими организациями, оказывающими услуги населению; оказание помощи
    в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие
    в посещении театров, выставок и культурных мероприятий; доставка на дом благотворительной
    и другой помощи);
    дополнительно для граждан с умеренно и значительно сниженной двигательной
    активностью (2 и 3 группа): вынос мусора, очистка дорожек от снега в зимний
    период;
    дополнительно для граждан со значительно сниженной двигательной активностью
    (3 группа): влажная уборка пола;
    социально-реабилитационные услуги (помощь в получении талонов на прием
    к врачу; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских,
    социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ
    реабилитации; содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами
    и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие
    в госпитализации, при необходимости сопровождение в лечебно-профилактические
    учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания
    морально-психологической поддержки; содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической
    помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации);
    консультативно-информационные услуги (помощь в оформлении документов;
    помощь и содействие в истребовании необходимых документов для получения предусмотренных
    законодательством льгот, гарантий и их предоставление в соответствующие органы
    для рассмотрения; предоставление консультаций по вопросам пенсионного обеспечения
    и предоставления других социальных выплат; содействие в получении юридических
    консультаций);
    содействие в организации ритуальных услуг.

Вопрос. Куда следует обращаться по вопросу принятия на надомное обслуживание?
Ответ.
Прием граждан ведется ежедневно, в том числе по телефону, в центре
социального обслуживания населения по месту жительства. Там можно получить консультацию
по всем вопросам, связанным с оформлением на обслуживание, разъяснение по условиям
и порядку обслуживания на дому. При необходимости специалисты выедут на дом
и помогут со сбором документов.

Вопрос. Какие документы необходимы для оформления на надомное обслуживание?
Ответ.
Достаточно написать заявление, остальные документы поможет собрать
специалист центра социального обслуживания населения.

Вопрос. Надо ли вносить плату за обслуживание на дому?
Ответ.
оциальное обслуживание гражданам или семьям, находящимся в трудной жизненной
ситуации, осуществляются отделением социальной помощи на дому на безвозмездной
и возмездной основе.

В соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления социальных
услуг государственными учреждениями социального обслуживания системы Министерства
труда и социальной защиты, утвержденным постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 08.06.2001г. № 858 социальное обслуживание предоставляется бесплатно
малообеспеченным одиноким гражданам и малообеспеченным одиноко проживающим гражданам
(семьям), не имеющим на территории Республики Беларусь трудоспособных лиц, обязанных
по закону их содержать.

На условиях полной оплаты социальное обслуживание предоставляется нетрудоспособным
гражданам (семьям), имеющим в населенном пункте проживания трудоспособных
членов семьи, обязанных по закону их содержать и нетрудоспособным гражданам,
проживающим совместно с трудоспособными членами семьи.

Остальным гражданам социальные услуги предоставляются на условиях частичной
оплаты.

Вопрос. Кто относится к малообеспеченным гражданам?
Ответ. К малообеспеченным гражданам
(семьям) относятся граждане (семьи),
имеющие по объективным причинам среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного
минимума в среднем на душу населения, действующего на дату зачисления на социальное
обслуживание или подачи заявления на предоставление социальных услуг. На 1 апреля
2008 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения составляет
200 080 рублей.

Вопрос. Кто относится к нетрудоспособным одиноким и одиноко проживающим
гражданам?
Ответ. Нетрудоспособный одинокий гражданин
- нетрудоспособный гражданин,
не имеющий трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать.

Нетрудоспособный одиноко проживающий гражданин - нетрудоспособный гражданин,
проживающий отдельно от трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его
содержать.

В свою очередь, нетрудоспособным является гражданин, достигший возраста,
дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях (женщина 55 лет и старше,
мужчина 60 лет и старше), инвалид I или II группы, ребенок в возрасте до 18
лет.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье членами семьи,
обязанными по закону содержать
нетрудоспособного гражданина являются трудоспособные
дети, родители, супруг (супруга).

Вопрос. Какова периодичность посещения обслуживаемых граждан социальными работниками?
Ответ.
Периодичность посещения обслуживаемых граждан социальными работниками
зависит от группы двигательной активности и вида оплаты за обслуживание.

Группа снижения двигательной активности определяется организацией здравоохранения.
В зависимости от двигательной активности и способности к самообслуживанию граждане
делятся на четыре группы снижения двигательной активности.

Для граждан, обслуживаемых на условиях частичной либо полной оплаты, периодичность
посещения социальными работниками устанавливается на основании договора, определяющего
количество визитов, виды и объем предоставляемых социальных услуг.

Для граждан, обслуживаемых бесплатно периодичность посещения социальными работниками
установлена:

    с незначительно сниженной двигательной активностью - 1,5 раза в неделю (6 посещений
    за 4 недели);
    с умеренно сниженной двигательной активностью - 2 раза в неделю;
    со значительно сниженной двигательной активностью - 3 раза в неделю;
    утративших двигательную активность, - 4-5 раз в неделю.

Вопрос. Какова стоимость тарифа 1 посещения обслуживания гражданина социальным
работником?
Ответ.

Все зависит от группы снижения двигательной активности, количества посещений
в неделю социальным работником и вида оплаты за обслуживание.

Тариф 1 посещения социальным работником на дому в 2008 году при полной оплате
составляет от 1690 рублей до 3530 рублей, при частичной оплате (50 процентов
тарифа) - от 840 рублей до 1760 рублей.

Вопрос. А сколько будет платить семья за социальное обслуживание её социальным
работником?
Ответ.
ф 1 посещения социальным работником нетрудоспособной семьи при полной
оплате составляет по 75 процентов тарифа для каждого члена семьи (от 1270 рублей
до 2650 рублей), при частичной оплате - 40 процентов тарифа для каждого члена
семьи (от 680 рублей до 1420 рублей).

Вопрос. Как часто пересматривается размер оплаты за социальное обслуживание?
Ответ.
Размер оплаты за социальное обслуживание пересматривается ежегодно в
феврале на основании среднедушевого дохода нетрудоспособного гражданина (семьи),
исчисленного по фактически полученным в декабре предшествующего года доходам,
и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного в
ценах декабря предшествующего года;

    при изменении состава семьи нетрудоспособных граждан (семей);
    при изменении облисполкомом цен (тарифов - стоимости нормо-часа) на социальное
    обслуживание и социальные услуги.

Размер оплаты за социальное обслуживание пересчитывается с месяца,
следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Вопрос. Как производить оплату гражданину (семье), если социальный работник
обслуживал его менее месяца?
Ответ.
Если при социальном обслуживании нетрудоспособного гражданина (семьи)
посещения составили менее установленного норматива в месяц, плата взимается
пропорционально количеству посещений социальным работником нетрудоспособного
гражданина (семьи).


В связи с возникающими вопросами по предоставлению государственных социальных льгот, прав и гарантий инвалидам I и II группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома просит опубликовать следующую информацию.

Вопрос. Какие льготы, предоставляются детям-инвалидам в возрасте до 18 лет в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», вступившим в действие с 17 декабря 2007 года?
Ответ.

Бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
- Право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства и право на бесплатное обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
- Право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний).
- Право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.
- Право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).

Вопрос. Все ли инвалиды I и II группы имеют право на льготы?
Ответ.

Право на льготы в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» имеют инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Вопрос. Какие виды льгот в соответствии с действующим законодательством предоставляются инвалидам I и II группы бесплатно?
Ответ.

- Право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства.
- Неработающие инвалиды имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) не более одного раза в два года.
- Право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.
- Право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси).

Вопрос. На каких условиях предусмотрено предоставление иных льгот инвалидам I и II группы?
Ответ.

- Право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.
- Право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтами) по установленным законодательством тарифам (ставкам) в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению (не имеющим трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях).

Вопрос. При предоставлении инвалидам I и II группы 50% скидки на коммунальные услуги кого следует относить к трудоспособным членам семьи?
Ответ.

В соответствии письмом Администрации Президента Республики Беларусь от 30.01.2008 № 11/6 к трудоспособным членам семьи инвалида I или II группы, обязанным по закону их содержать, следует относить его трудоспособных супруга (супругу), их детей и родителей проживающих совместно и ведущих общее хозяйство.

В этой связи право на льготу, предусмотренную пунктом 3 статьи 16 Закона «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан, может быть предоставлена инвалиду I или II группы, который:
не имеет указанных трудоспособных членов семьи и проживает один либо с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях;
имеет таких членов семьи, но не ведет с ними совместное хозяйство и проживает один либо с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.

Предоставление такой же льготы по аналогии права возможно инвалидам I или II группы, которые проживают с несовершеннолетними членами семьи и не имеют трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, либо имеют их, но не ведут с ними совместное хозяйство, исходя из того, что несовершеннолетние, как и пенсионеры, являются нетрудоспособными.

Вопрос. Как реализуется право инвалидов на обеспечение техническими средствами социальной реабилитации?
Ответ.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007г. № 1722 утвержден Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации ( далее – Перечень). Право на обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Перечнем в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, имеют граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории республики, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяемой медико-реабилитационной экспертной комиссией, или медицинским заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения по месту жительства.

Перечень включает в себя:
- технические средства социальной реабилитации для передвижения (кресло-коляски и приспособления к ним, трости, костыли, ходунки и т.д.);
- технические средства социальной реабилитации, используемые в качестве реабилитационных приспособлений (специальные столы, стулья, поручни, приспособления для кровати, туалета, ванной, матрацы противопролежневые и т.д.);
- протезно-ортопедические изделия (протезы, ортезы, изделия для лечебного протезирования детей, изделия обувные ортопедические и т.д.);
- технические средства социальной реабилитации для граждан с нарушениями органов слуха и зрения (диктофоны, телефоны, плееры, часы, слуховые аппараты, глазные протезы и т.д.);
- другие технические средства социальной реабилитации (зубные протезы, шприцы инсулиновые, тест-полоски для определения сахара в крови, глюкометры, стомийное оснащение и т.д.).

Технические средства социальной реабилитации выдаются бесплатно или на льготных условиях в каждом конкретном случае.

Справочную информацию по данному вопросу можно получить в органах по труду, занятости и социальной защите, государственных учреждениях здравоохранения по месту жительства, республиканском унитарном предприятии «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр (его филиалах) (телефоны для справок: г.Могилев - 22 12 08; 31 17 05; 25 11 21. г.Бобруйск – 52 32 93).

Вопрос. Какие права имеют лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет?
Ответ.

Лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Кроме того, лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет имеют ряд льгот по проезду:
- Право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства.

- Право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси), сопровождающие инвалида I группы или ребенка – инвалида в возрасте до 18 лет о направлению государственной организации здравоохранения к месту оказания медицинской помощи и обратно.

- Право на 50-процентную скидку со стоимости проезда один раз в год на внутренних линиях водного, воздушного, автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения, в пассажирских поездах или вагонах формирования Белорусской железной дороги во внутриреспубликанском сообщении имеет лицо, сопровождающее (по направлению государственной организации здравоохранения к месту оказания медицинской помощи и обратно) инвалида I группы из числа:
- Героев Беларуси, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
- участников Великой Отечественной войны, достигших 70-летнего возраста;
- инвалидов Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств;
- лиц, принимавших участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943–1945 годах и достигших 70-летнего возраста;
- неработающих граждан из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Вопрос. Какие документы являются основанием для предоставления льгот инвалидам I и II группы?
Ответ.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 1738 «Об утверждении Положения о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельными категориями граждан» определен порядок представления документов, на основании которых осуществляется реализация прав на льготы отдельным категориям граждан, в том числе и инвалидам I и II группы.

В первую очередь это удостоверение инвалида, выдаваемое медико-реабилитационной экспертной комиссией.

Инвалидам I и II группы выдаются удостоверения установленного образца.

В случае, если такое удостоверение утеряно, то его дубликат можно получить, обратившись в медико-реабилитационную экспертную комиссию, которой была установлена группа инвалидности и выдано удостоверение инвалида. Такой же порядок получения документов (взамен утерянных) определен и для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Так например, в организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда, или учреждения, предоставляющие коммунальные услуги предоставляются удостоверение инвалида I и II группы, пенсионные удостоверения, трудовые книжки лиц, проживающих совместно с инвалидом, заявление о том, что инвалид не имеет трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать.

Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, основанием являются документы сопровождаемого (удостоверение инвалида, для использования льготы по проезду на транспорте регулярного пригородного и междугороднего сообщения – направление государственной организации здравоохранения).

Вопрос. Каким документом возможно подтвердить свое право на льготы инвалидам боевых действий на территории других государств и родителям военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)?
Ответ.

Для реализации права на льготы отдельным категориям граждан постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 1738 «Об утверждении Положения о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализация права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельными категориями граждан» (далее – Положение) определен порядок представления дополнительных документов - вкладыши в удостоверения (свидетельства).

По информации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в настоящее время дополнительные документы, предусмотренные Положением, изготавливаются на РУП «Минская печатная фабрика» Госзнака.

В связи с тем, что у инвалидов боевых действий на территории других государств и родителей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), возникают проблемы с предоставлением льгот по лекарственному обеспечению, оплате за техническое обслуживание и коммунальные услуги, при необходимости данной категории граждан управления по труду, занятости и социальной защите райисполкомов (управления социальной защиты администраций г. Могилева и г. Бобруйска) могут выдавать временные вкладыши, заверенные печатью органа их выдавшего. После изготовления типографских бланков, временно выданные вкладыши будут заменены на постоянные.


О порядке и условиях оказания государственной поддержки нанимателям в целях создания рабочих мест и подготовки специалистов для их укомплектования

Как сообщили в комитете по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома в соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь « О занятости населения Республики Беларусь» одним из направлений государственной политики в области содействия занятости населения является поддержка нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности).

Порядок и условия оказания государственной поддержки нанимателям для создания рабочих мест

Поддержка оказывается нанимателям , создающим рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите, в виде ссуд из областного бюджета за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд).

Порядок ее предоставления регламентирован Инструкцией о порядке предоставления из местных бюджетов и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, утвержденной решением Могилевского областного Совета депутатов от 19.05.2006 г. № 17-5 (далее – Инструкция), и включает в себя следующие основные понятия и условия.

Бюджетная ссуда областного бюджета за счет средств Фонда для создания рабочих мест – денежные средства, выданные временно и безвозмездно для использования по целевому назначению.

Бюджетная ссуда может быть использована ссудополучателем на приобретение, монтаж и наладку оборудования, специальных устройств и приспособлений, приобретение необходимого сырья и материалов.

судополучателем может быть юридическое лицо (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций), индивидуальный предприниматель, которым предоставлена ссуда.

Бюджетная ссуда для создания рабочих мест предоставляется на срок до трех лет, а под еализацию инвестиционных проектов – до пяти лет. Указанные сроки возврата ссуд продлению не подлежат.

Сроки создания ссудополучателем рабочих мест не могут превышать 12 месяцев с даты получения ссуды.

Рабочие места, созданные с привлечением средств Фонда, ссудополучатель должен сохранять не менее двух лет после трудоустройства на них граждан.

Решение о предоставлении ссуды принимается Могилевским областным исполнительным комитетом .

Претендентом на получение бюджетной ссуды является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющиеся резидентами Республики Беларусь, находящиеся на территории области, претендующие на получение займа, ссуды за счет средств местного бюджета и представившие уполномоченному органу документы на получение ссуды в соответствии с Инструкцией;

суды не предоставляются претендентам, имеющим задолженность о налогам, сборам (пошлинам), другим обязательным платежам в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды и Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь), в государственные внебюджетные фонды, просроченную задолженность по кредитам банков (по основному долгу и процентам по нему), в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, не выполнившим своих обязательств по ранее выданным из республиканского и местных бюджетов займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, а также, если целью получения займа, ссуды являются погашение банковского кредита, ранее выданных из республиканского и местных бюджетов займа, ссуды, уплата платежей в республиканский и местные бюджеты.

Для решения вопроса об оказании государственной поддержки в виде бюджетной ссуды етендент представляет в комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома следующие документы :

    - заявление на получение ссуды по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь, с указанием испрашиваемой суммы, целей использования, срока возврата, подписанное должностным лицом;
    - технико-экономическое обоснование (бизнес-план) целесообразности предоставления ссуды и возможности ее возврата;
    - бухгалтерский баланс за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;
    - справки на последнюю отчетную дату:
    налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по форме, утвержденной Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь;
    органа Фонда социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о состоянии расчетов по платежам по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь;
    банков, в которых у претендента открыты счета, о наличии задолженности по полученным кредитам, в том числе выданным под гарантии Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов;
    горрайисполкомов о состоянии расчетов по полученным из местного бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям местных исполнительных и распорядительных органов;
    о состоянии расчетов по полученным из республиканского бюджета займам, ссудам (в том числе пролонгированным), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь по форме, утвержденной Министерством финансов Республики Беларусь;
    - копия акта последней ревизии (проверки) ведомственной контрольно-ревизионной службы, а в случае ее отсутствия – аудиторское заключение;
    - копии учредительных документов;
    - положительное заключение государственной комплексной экспертизы (при предоставлении ссуды под реализацию инвестиционного проекта).

суды под реализацию инвестиционных проектов едоставляются при условии заключения ссудополучателем с государственной страховой организацией договора страхования ответственности за нарушение договора ссуды.

На основе анализа материалов, представленных претендентом, комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома подготавливает проект решения о предоставлении ссуды и в установленном порядке вносит его на рассмотрение облисполкома.

На основании решения облисполкома финансовое управление облисполкома, комитет по труду, занятости и социальной защите облисполкома заключают со ссудополучателем договор .

нем выдачи ссуды считается день перечисления денежных средств на счет ссудополучателя или в оплату обязательств ссудополучателя перед поставщиками товаров (работ, услуг).

Выдача ссуды оизводится путем оплаты финансовым управлением (отделом) местного исполнительного и распорядительного органа платежных документов ссудополучателя по его обязательствам перед поставщиками товаров (работ, услуг) по договорам, которые соответствуют цели предоставления ссуды, в том числе в порядке авансовых платежей, а также путем перечисления средств на счета по учету средств бюджета, на текущий (расчетный) счет ссудополучателя для покрытия затрат, произведенных им за счет собственных средств.

Возврат ссуды , выданной из областного бюджета за счет средств Фонда, производится ссудополучателем в сроки, установленные в решении облисполкома о предоставлении ссуды и договоре.

Ссудополучатель может досрочно (полностью или частично) возвратить ссуду.

Возврат ссуды может быть осуществлен (полностью или частично) посредством заключения в установленном законодательством порядке договора перевода долга и уступки требования.

Ссудополучатель при недостаточности средств для полного исполнения обязательства по возврату ссуды в первую очередь погашает основную сумму долга, после чего исполняет иные обязательства, вытекающие из договора.

Финансовое управление (отдел) местного исполнительного и распорядительного органа может произвести ет обязательств ссудополучателя по возврату ссуды, уплате пени, а также задолженности по таким платежам в порядке, установленном законодательными актами.

При нарушении ссудополучателем установленных решением облисполкома и договором сроков возврата ссуды начисляется еня в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день возникновения задолженности.

сление пени нарушении ссудополучателем установленных сроков возврата ссуды производится со дня, следующего за днем наступления обязательства по их возврату.

Ссудополучатель несет ответственность целевое использование ссуды, своевременность ее возврата, создание и сохранение рабочих мест.

Ссуда, использованная ссудополучателем не по целевому назначению либо с нарушением иных условий их предоставления, подлежит возврату (взысканию) с применением мер в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Порядок содействия нанимателям в подготовке
ереподготовке кадров

Профессиональное обучение (подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров) направлено на содействие обеспечению эффективной занятости населения, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда и имеет одной из своих целей содействие нанимателям в подборе кадров на создаваемые рабочие места.

Порядок организации этой работы определен Положением о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, разработанным в соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» и утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.10.2006 года № 1334.

Профессиональное обучение безработных осуществляется по направлению органов по труду, занятости и социальной защите за счет средств Фонда.

Профессиональное обучение осуществляется в учреждениях образования на основании договоров, заключаемых в установленном порядке. При этом профессиональное обучение по профессиям рабочих может осуществляться также в организациях по индивидуальной форме обучения.

Профессиональное обучение безработных проводится преимущественно по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда. При направлении на профессиональное обучение обеспечивается оритетное направление безработных по конкретным заказам нанимателей на основании трехсторонних договоров об обучении и трудоустройстве, по которым органы по труду, занятости и социальной защите обязуются направить безработного на обучение профессии, по которой у нанимателя имеется вакансия или создается рабочее место, а наниматель гарантирует его соответствующее трудоустройство.

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать затраты нанимателей на профессиональное обучение работников, подлежащих увольнению в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников, а также принятых на работу граждан, уволенных другими нанимателями в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников или впервые ищущих работу.

Порядок компенсации затрат на профессиональное обучение определен Инструкцией о порядке и условиях компенсации органами государственной службы занятости населения затрат нанимателей, учреждений уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь на профессиональное обучение работников и лиц, привлекаемых к труду, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.11.2006 года №155 (далее – Инструкция).

В соответствии с Инструкцией компенсация затрат нанимателей на профессиональное обучение работников производится органами по труду, занятости и социальной защите городских и районных исполнительных комитетов по месту регистрации нанимателя.

я получения компенсации наниматель не позднее одного месяца после завершения работником профессионального обучения обращается в органы по труду, занятости и социальной защите с письменным заявлением установленного образца. К заявлению прилагаются сметы затрат на профессиональное обучение работников, либо копии платежных документов, подтверждающих перечисление учреждению образования (организации), на базе которого было организовано обучение, средств согласно смете затрат.

Решение о выплате компенсации трат на профессиональное обучение органы по труду, занятости и социальной защите принимают с учетом обеспечения трудоустройства работника после обучения и характера представленной ему работы (постоянной или временной).

Размер компенсации трат нанимателю не может превышать средней суммы затрат по области на профессиональное обучение безработных по направлению органов по труду, занятости и социальной защите по данной профессии. Затраты нанимателей на профессиональное обучение работников из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, указанных в статье 11 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», компенсируются, как правило, полностью.

Более подробную информацию по данному вопросу можно получить в комитете по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома по адресу:

212030 г. Могилев, ул. Первомайская,71
Тел/факс 8 (0222) 326862, 250969.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.