Вверх

Вы здесь

Леонид Рожков, начальник управления торговли и услуг Могилевского облисполкома

Наше время - время перемен. Во всех областях жизни. В том числе - и в торговом обслуживании. Меняется техническая оснащенность предприятий торговли, меняются подходы к организации самого процесса, меняется форма собственности. Но перемены переменам рознь. Улучшают ли они ведение торгового дела? Об этом - беседа с начальником управления торговли и услуг Могилевского облисполкома Леонидом Ивановичем РОЖКОВЫМ.

— Леонид Иванович, что сейчас из себя представляет торговая сеть Могилевщины?

— Торговая сеть области - это 4602 предприятия розничной торговли, из них 41 — торговые центры. Это также 57 рынков с почти 11 тысячами торговых мест и объектов.

В 2008 году объем розничного товарооборота, включая общественное питание, достиг 5255,3 млрд. рублей. По этому показателю мы «приросли» почти на четверть. значительно превысив прогнозы. На каждого жителя области реализовано товаров на 4634,6 тыс. рублей. Не хочу показаться нескромным, но итоги работы нашей торговли выше, чем в среднем по республике. Возрос удельный вес реализации товаров непродовольственной группы почти до 40 процентов, что свидетельствует об улучшении уровня жизни жителей Приднепровского края. Одновременно мы смогли получить в сравнении с предыдущим годом более значительную чистую прибыль, более 40 миллиардов рублей, но при этом 6 торговых организаций в качестве ложки дегтя получили убытки в 1,1 млрд. рублей.

— Когда подразделяют торговые предприятия по форме собственности, часто употребляют термин «госторговля». Какую долю в структуре отрасли она сейчас занимает? Как может влиять на обеспечение населения необходимыми товарами?

— Государственная форма собственности в общей торговой сети области занимает незначительный сектор, потому что это, в основном, фирменные магазины предприятий, отделы рабочего снабжения и некоторые другие. Поэтому и объем розничного товарооборота более чем на три четверти формируют субъекты частной формы собственности, в том числе потребительская кооперация, частные унитарные предприятия, образованные после прошедшей недавно перерегистрации, и индивидуальные предприниматели, торгующие в специально обустроенных помещениях, в киосках, палатках и проч. Доля иностранной формы собственности в торговле области тоже невелика. Однако форма собственности в нашей сфере и для государства, и для простого покупателя никакого значения не имеет, поскольку в стране действует единый порядок ценообразования на реализуемые товары. Поэтому и в нынешнем, 2009-ом, году предполагается продажа пакетов акций государства 9 акционерных обществ в Могилеве и 2 - в Бобруйске. Это значит, что доля госторговли еще уменьшится.

— Леонид Иванович, на словах сама торговля агитирует за то, чтобы потребитель поддерживал отечественного производителя: в магазинах везде призывы покупать белорусское. Но руководители некоторых отечественных торговых предприятий подчас жалуются, что под надуманными предлогами в торговлю отказываются брать на реализацию даже с отсрочкой платежей различные потребительские товары, закупая зарубежные аналоги по более высоким отпускным ценам…

— Не исключая единичные случаи, хочу сразу заметить, что в целом такой проблемы не существует. А чтобы не быть голословным, обращусь к статистике, которая, как известно, знает все.

Так вот, в минувшем году реализация отечественных продовольственных товаров увеличилась по всем 35 учитываемым группам, а также по 13 группам из 15 - непродовольственных товаров. Тут исключение составили лишь телевизоры, холодильники и морозильники.

Импортные товары представлены в реализации в основном товарами, не производимыми в Республике Беларусь или производимыми в ограниченном ассортименте: кофе, чай, масло растительное, некоторые виды плодоовощной продукции, сложнобытовой техники и др. При этом удельный вес продукции отечественных производителей в общем объеме товарооборота в области выше, чем в целом по республике. В первую очередь, благодаря тому, что у нас 7 оптово-розничных предприятий, 11 оптовых складов работают по продвижению белорусских товаров. У них всегда накоплены соответствующие товарные запасы, что позволяет оперативно удовлетворять любые заявки торговли.

Кроме того, в розничных торговых предприятиях постоянно проводятся выставки-продажи, дегустации, рекламные акции, расширенные распродажи, что также способствует популяризации отечественных изделий. Только в минувшем году проведено более тысячи выставок-продаж, уценено товаров сезонного спроса более чем на 800 млн. рублей. А на 700 ярмарках, базарах реализовывалась сельхозпродукция, школьная форма и школьные принадлежности, иные товары.

— Совсем недавно вступил в силу обновленный Закон «О защите прав потребителей», но нарушений этих прав, допускаемых работниками торговли, еще предостаточно. Что нужно сделать и что делается, чтобы закон заработал в полную силу?

— В первую очередь, юридически образовывать работников торговли. И применять к нарушителям прав потребителей оперативные и принципиальные меры. А они определены Кодексом об административных правонарушениях, где в ст. 12.17 сказано, что нарушение законодательства о торговле (в том числе и прав потребителя) влечет наложение штрафа в размере от 2 до 5 базовых величин. Повторное же в течение года подобное нарушение увеличивает штрафные санкции от 10 до 30 базовых. Есть и более строгие меры. Имею в виду приостановление срока действия или аннулирование лицензии на право торговли. Как одно из средств, направленных на то, чтобы Закон действовал в полной мере, управление торговли и услуг облисполкома формирует списки субъектов хозяйствования, допустивших нарушения законодательства о торговле, лицензия которым приостановлена либо аннулирована, и размещает в средствах массовой информации, чтобы широкий круг читателей имел возможность ознакомиться с недобросовестными продавцами.

Эти санкции в коллективах торговых предприятий уже хорошо известны, поскольку там проведена соответствующая учеба. Ну, а интересы покупателей, кроме региональных органов управления торговли, защищают 13 городских и районных организаций защиты прав потребителей, которые на основании закона представляют их даже в судебных органах. На 2009 год ставим задачу, чтобы уполномоченные по защите прав потребителей были избраны в установленном порядке в каждом районе области и были сформированы соответствующие общественные дееспособные объединения потребителей из наиболее инициативных граждан. Следующим этапом должна стать постоянная целенаправленная работа с ними по реализации на практике на местах основных положений Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

По разработке и вступлению в силу Указа Президента Республики Беларусь, регламентирующего единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь, предполагаем к общественному контролю за соблюдением прав потребителей в розничной торговой сети, предприятиях общепита, сферы бытовых услуг подключить указанные общественные объединения.

- Ради увеличения заработной платы в магазинах отказываются от уборщиц, грузчиков, других технических работников. Поэтому покупатели уже привыкли к такой картине: продавец и полы моет, и ящики с товарами таскает. Естественно, у него не хватает времени на выполнение прямых функций: выкладку товаров, оформление витрин, установку ценников. От этого страдает культура обслуживания и общая культура торговли.

— Законодательством право формирования штатного расписания предоставляется нанимателю. Однако при этом приходится исходить из финансовых возможностей. Размер торговых надбавок на социально значимые товары не всегда приносит доходы, которые покрыли бы затраты по их реализации. Как следствие, низка рентабельность торговых предприятий. А тут еще дорожают энергоносители, охрана, растут ставки рефинансирования по кредитам. Вот и приходится экономить с помощью совмещения. Но это не повсеместная практика: в каждом конкретном случае к данному вопросу следует подходить индивидуально. Ненадлежащая реклама и выкладка товаров, отсутствие ценников считаются нарушениями, за которые виновные строго наказываются. Поверьте, это не декларативное заявление.

— Сейчас в торговые предприятия пришла электронная техника, позволяющая практически исключить нечестность продавцов по отношению к покупателю. И все же недостачи, наверное, случаются. Насколько они распространены и что является их основной причиной?

-- Инвентаризации товароматериальных ценностей и ревизии проводим постоянно. Однако в последний год они не выявляли крупных недостач и хищений. Поэтому и в судах подобных дел по торговле не рассматривалось.

С работниками массовых профессий (продавцы, кассиры-контролеры и др.) проводится соответствующая работа по повышению профессиональных навыков, общеобразовательного уровня, в том числе в правовом аспекте, разрабатываются меры их стимулирования за повышение культуры и торгового обслуживания и др. Все это способствует профилактике нарушений правонарушений в сфере торговли.

Как следствие, из 965 выявленных в прошлом году нарушений правил торговли 42, или 4,3%, связаны с обманом, обвесом, обсчетом. В последние годы в организациях торговли, находящихся в ведении управления, случаев крупных недостач и хищения товарно-материальных ценностей не установлено.

— Почти в каждом магазине можно увидеть объявление: «Извините, терминал для расчетов пластиковыми карточками временно не работает». Это нежелание продавцов работать с «безналом» или их низкая квалификация в этой области? И что предпринимается для исправления ситуации?

— На Могилевщине сейчас 849 объектов торговли и общественного питания оснащены 1194 терминалами. Товарооборот, полученный посредством расчетов пластиковыми карточками, в минувшем году составил примерно 29,5 млрд. рублей. Можем и хотим его увеличить. Поэтому всячески поощряем коллективы предприятий, которые стремятся повысить этот показатель.

Но терминал — электронная система. И она может давать сбои, на нее влияют различные факторы, выводящие из строя. Например, в магазине №100 ОАО «Арма» одно время покупатели не могли рассчитаться пластиковыми карточками, потому что сами связисты, ремонтируя линию, оборвали ее. Посетителей магазинов №№2, 3 и 58 Могилева «подвело» ОАО «Банковский процессинговый центр».

Как видите, отказ в расчете покупателей по пластиковым карточкам связан с определенными проблемами подключения электронного оборудования, а также с перегруженностью телефонной линии, на которую подключены несколько единиц терминалов, но никак с нежеланием работников торговли работать по безналичному расчету. Данные проблемы решаются совместными усилиями работников торговли, банков и Белтелекома.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.