Вверх

Вы здесь

ЛИШНИЙ РУБЛЬ

Хотите получить по физиономии? Скажите бомжу в подворотне фразу: «Деньги – зло» – и фингал вам обеспечен.

Хотите получить заумную дискуссию? Повторите ту же фразу в компании гуманистов-моралистов – гарантированы 4 часа прений про духовность и потребительство.

Хотите получить единомышленника? Произнесите тот же девиз в кабинете директора завода по выпуску ширпотреба –ваша жилетка промокнет от директорских слез.

Прибавилось ли у нас в 2010-м денег? Конечно. Только загашник населения в банках страны вырос за год больше чем на четверть – до 23 триллионов рублей. А сколько оставили в магазинах и на рынках! Ну ладно, на харчи тратиться приходится и богатому, и бедному: не полопаешь – не потопаешь. Но ведь и ширпотреба купили в торговых организациях на 22,4 триллиона — на 20 с «гаком» процентов больше, чем год назад. Для сравнения: реальные доходы выросли на 13,7%. А, по науке, если доля непродовольственных товаров в «корзинке» растет быстрее, чем доходы,– мы вроде богатеем.

Так чего ж «ширпотребный» директор плачется? А потому что не факт, что появление лишнего рубля в нашем персональном кармане помогло директору сбыть его товар. Часто даже наоборот. К примеру, обувки мы купили в штуках на четверть больше, чем в 2009-м, но доля отечественных туфелек и башмаков в продажах упала почти на 10%! Стиральные машины расхватывали, как горячие пирожки (рост продаж на 45%), а удельный вес белорусских «стиралок» в торговле упал тоже на 10%. На 8,2% «съежилась» белорусская доля в проданных холодильниках и морозильниках, а по цветным телевизорам – вообще обвал на 18,2%. Схожая ситуация и по продажам трикотажа, чулок-носков, парфюмерии и косметики, стройматериалов, моющих средств… Разве что курить стали больше «по-белорусски». Воистину, «дым Отечества нам сладок и приятен»…Выходит, если у кого и появился лишний рубль – его фактически предпочли отдать за импорт. И это при том, что собственного ширпотреба на складах – на триллионы. При том, что в стране вовсю раздавали десятки миллиардов рублей льготных потребительских кредитов на покупку как раз отечественных товаров. Чего ж мы такие «не патриоты»?!

Как в свое время матрос Железняк понял, что банк – штука посложнее, чем револьвер системы «наган», так и нынешним мэтрам экономики пора смикитить: измерять рынок лишь «железными» процентами роста доходов – куда примитивнее, чем понятием «эластичность спроса». Эта чертова эластичность и показывает, как рынок адаптируется к меняющимся факторам. В любом учебнике экономики написано: при росте доходов в развитых странах растет спрос на услуги и предметы роскоши, а в развивающихся – на импортный качественный ширпотреб. Тут все – по Жванецкому: если у меня есть три рубля – куплю маленького рака (отечественного), а если в кармане завелась пятерка – не пожалею и на большого (заграничного)…

Конечно, сказываются стереотипы эры потребления, когда мы чаще платим не за вещи, а за имидж, за «минуту славы» обладания «престижностью» («соседка-дура белье «Атлантом» стирает, а я, как приличные люди, – «Индезитом»!). Конечно, сказывается наследство советских времен – презрение наших производителей и торгашей к запросам покупателя («Сносит и такое!»), к маркетингу, продвижению товара, умной рекламе, к гибкой системе скидок. Когда были «железный занавес» и дефицит штанов, ботинок, сорочек – покупатель вынужденно терпел это презрение, а на моду облизывался, глядя западные фильмы и журналы. Когда сегодня товаров в магазинах – бери не хочу, а границы открыты — покупатель закапризничал, он захотел и ткань потоньше, и фурнитуру поизящнее, и фасон поэлегантнее, и у телека возможности пошире… Между прочим, не будем забывать, что условия Таможенного союза и единого экономического пространства могут еще ох как потрафить капризам покупателя. И пока отечественные часовщики ударными темпами гонят часы на склад, отечественные обувщики получают премии за18-процентный рост выпуска башмаков «Слава индустриализации», а отечественные импортозаместители соблазняют нас белорусским виски, покупатель несет свой лишний (кому он лишний?) рубль иностранному производителю. Можно, разумеется, административно отсечь «лишний» импорт таможенными и тарифными шлагбаумами. Но тогда и белорусские товары рискуют напороться на шлагбаумы с другой стороны. А модные и качественные товары «челноки» привезут в баулах и в автобусах из-за границы.

Не зря сейчас больше заговорили не про «вал», а про «эффективность». Читай, про качество. Без него деньги – зло.

Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.