Вверх

Вы здесь

Международная научно-практическая конференция “Традиционная культура: охрана, сохранение, актуализация”

От “практической” части довелось перейти к “теоретической”: началась Международная научно-практическая конференция “Традиционная культура: охрана, сохранение, актуализация” – кульминационная и центральная часть Международного форума.

Научно-практическая конференция продолжалась два дня, а на третий был организован круглый стол, в рамках которого участники обменялись мнениями и приняли итоговую резолюцию.

Открывая конференцию, ректор Института культуры Беларуси И.И.Крук поприветствовал ее участников – исследователей традиционной культуры культуры, руководителей и сотрудников учреждений культуры, занимающихся изучением и популяризацией традиционной культуры. По его словам, именно этим людям, “преданным душой”, принадлежит сейчас функция преемственности и трансляции традиционной культуры.

Заместитель министра культуры Т.И.Стружецкий рассказал о тех мерах, которые предпринимаются государством для поддержки народных традиций, промыслов и ремесел, и привел в качестве примера деятельность по возрождению производства занменитых слуцких поясов. Он отметил, что Могилевщина в последние годы делает значительные шаги в направлении возрождения и сохранения традиционной культуры, например, в области заметно увеличилось число народных мастеров. “Традиционная культура делает национальную культуру отличительной, непохожей на другие,” – уверен заместитель министра культуры. По его словам, в Беларуси сохранился значительный пласт традиционной культуры, и именно от нас зависит, как она будет передана следующим поколениям. Т.И.Стружецкий подчеркнул, что в нашей стране создана система учреждений, обеспечивающих сохранение и преемственность традиционной культуры: функционируют методические центры, Центры и Дома ремесел, Академия наук, Институт культуры Беларуси и другие учреждения культуры и образования, в том числе в регионах. Что касается Международного форума, то он, по мнению заместителя министра культуры, должен расширить географию участником и стать традиционным.

Выступления участников конференции касались как теоретических, так и практических аспектов традиционой культуры. Ректор Института культуры Беларуси И.И.Крук выступил с докладом на тему “Традиционная культура Беларуси на современном этапе: дискуссионные аспекты”. Он повел речь о тех проблемах, которые существуют на сегодняшний день в процессе сохранения и ретрансляции традиционной культуры. Выступающий привел пример белорусской свадьбы – обряд практически утрачен, сейчас в нем преобладает эклектика, а традиции предков преданы забвению. На сегодняшний день в Республике Беларусь создана законодательная база, способствующая сохранению и преемственности традиционной культуры, однако вопрос остается открытым. Например, требуется более активное включение в данный процесс системы образования.

“Время и традиции” – такой своеобразной теме посвятила свое выступление кандидат исторических наук, старший научный работник Института археологии и этнографии НАН Республики Армения А.Саакян. Исследовательница придерживается того мнения, что традиционная культура является лучшей моделью соотношения традиций и времени, и рассматривает ее как специфическую, целостную систему мышления. О прошедшем времени, особенно о далекой древности, в народной памяти существует целостное впечатление без конкретной датировки. Как считает армянская исследовательница, в традиционной культуре категория времени сохраняется как нерушимое наследие и осознается даже не разумом, а каким-то непостижимым чувством. И при этом каждое поколение воспринимает завет предков как знания и считает это наследие своим собственным. Специалист Института культуры Беларуси А.А.Шамак выступил на тему “Традиционная и народная культуры: к уточнению содержания и объема понятий”. В своем докладе исследователь разграничил понятия “традиционная” и “народная культура”. По его словам, любое явление должно пройти процесс закрепления, или стереотипизации, чтобы в итоге стать традицией. На это требуется определенное время: 5-6 поколений (до 120 лет!) Во временя существования Советского государства, по мнению выступающего, этот процесс был прерван. В итоге мы потеряли культурные традиции целых социальных слоев: дворян (шляхты) и горожан. Поэтому на сегодняшний день мы считаем традиционной культуру лишь одного сословья – крестьян.

Тему “Обряд “Варваровская свеча” в контексте традиционной культуры” осветила магистр педагогических наук О.В.Котович из г. Минска. Она не только подробно рассказала об этом обряде, существующем в деревне Бастеновичи Мстиславского района более 105 лет, но и сопроводила свой рассказ богатым видеоматериалом. Благодаря видеоролику, из уст самих участниц обряда, сельских жительниц, присутствующие узнали, что оброчная свеча является надежным оберегом для семьи, каждый год переходит из дома в дом, от одной хозяйки к другой.

В контексте общей тематики Форума чрезвычайно актуально прозвучала тема доклада директора научно-методического Центра по культуроведению Министерства культуры и туризма Азербайджанской республики В.И.Исмаилова: “Культурно-ценностная значимость доверия в устойчивом развитии общества”. Данный доклад зачитал его коллега Баба-заде Абульфаз Садых оглы. Было отмечено, что доверие является одной из главных категорий культуры безопасного и устойчивого развития, и именно этот механизм действовал на всем протяжении развития традиционной культуры различных этнических сообществ. Опыт предков и доверие к нему позволяет обществу существовать в устойчивых и стабильных формах. В современном мультикультурном обществе люди, противопоставляя себя, свой образ жизни, систему ценностей глобализованному миру, укрепляют национальную и этническую самобытность. Однако итогом этого может стать рост недоверия, ксенофобии, рассовой вражды. Поэтому одной из главных задач в формировании культуры устойчивого развития является создание атмосферы доверия – не только к “своим”, но и “чужим” политическим, национальным, религиозным и т.д. группам.

Об особенностях формирования и развития традиционной культуры Луганщины рассказал директор Луганского областного центра народного творчества В.М.Яровой. Он осветил деятельность учреждений культуры Луганщины, сквозь которую “красной нитью” проходит сохранение нематериального историко-культурного наследия, народных традиций. Центр народного творчества осуществляет большую работу по возрождению и развитию народных ремесел региона, проводит областные фестивали и конкурсы фольклора и другие мероприятия, активно взаимодействует с другими регионами страны. По словам выступающего, специфика традиционной культуры Луганщины заключается в том, что она формировалась на основе многонациональных культур и традиций, прежде всего, украинской, русской, казачьей. “Для того, чтобы говорить о сохранении и преемственности традиционной культуры, нужно знать историю своего края,” – уверен В.М.Яровой.

О “Живой традиции Литвы” рассказал директор центра народной культуры Литвы (г. Вильнюс) Лиауса Саулиус. Ежегодно в стране проводится около 45 тысяч культурных мероприятий, из них около половины посвящено народной культуре. Наибольший интерес вызвал рассказ о традиции проведения певческого праздника в Литве раз в 4 года, который собирает лучших исполнителей народной песни, и даже был продемонстрирован увлекательный фильм об этом воистину грандиозном культурном событии. Кроме того, докладчик рассказал об особенностях финансирования учреждений культуры Литвы, законодательстве своей страны в сфере культуры.

Заместитель директора Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта О.Н.Жукова познакомила с опытом государственно-частного партнерства в сфере культуры на примере культурно-образовательной деятельности музея-скансена. В качестве примера успешного государственно-частного партнерства она привела “Беларускую карчму” – пункт общественного питания, который действует на территории музея и является филиалом ОАО “Новый альянс”. Здесь посетителям предлагают блюда национальной белорусской кухни, в том числе и обрядовые во время проведения календарно-обрядовых мероприятий. В рамках данного партнерства с 2009 г. организуется фольк-фест “Камяніца”, который собирает тысячи любителей музыки.

Ведущий методист Воронежского областного центра народного творчества Е.В.Цветкова поделилась оопытом работы совего учреждения в направлении формирования каталога объектов нематериального историко-культурного наследия Воронежской области. Данный регион вместе с другими, отобранными Министерством культуры России, был включен в опытный проект по формированию каталога нематериального культурного наследия Российской Федерации. Центр народного творчества координирует эту работу в Воронежской области. К настоящему времени в Государственный Российский Дом народного творчества для включения в федеральный Каталог были предоставлены 15 объектов, среди которых “Былички и бывальщины Воронежской области”, “Вождение русалки в селе Оськино Воронежской области”, “Технология изготовления нагрудного украшения “грибатка”, “Технология изготовления новохоперских пуховых платков Воронежской области”, “Технология изготовления зольной куклы Острогожского района Воронежской области” и др.

Директор Черниговского областного учебно-методического центра кульртуры и искусств Н.П.Завалина выступила на тему “Фольклорно-этнографические фестивали Черниговщины – действенная форма сохранения традиционной культуры”. По ее словам, Черниговским областным учебно-методическим центром ежегодно проводится свыше 60 мероприятий, направленных на возрождение полузабытых обрядов и ремесел края, при этом основная ставка делается на фольклорные фестивали. Из них, наверное, самые масштабные и интересные – открытый фестиваль традиционного славянского искусства и боевых единоборств “Киевская Русь”, Международный фестиваль славянско-варяжской культуры “Коровель”, Международный фольклорный фестиваль “Поліське коло”, областной фольклорный фестиваль-конкурс имени Василия Полевика.

Интересным и содержательным был доклад специалиста Института культуры Беларуси Н.М.Байдиной “Музыкальный фольклор в современной музыкальной культуре Беларуси”. По ее словам, в последнее время специалисты отмечают повышение интереса к собственному культурному наследию. Все активней песенный фольклор возрождают и используют в своем творчестве самодеятельные и профессиональные коллективы. Вместе с тем, многие ансамбли, называющие себя фольклорными, на самом деле таковыми не являются. Докладчица привела примеры удачного использования песенного наследия белорусского народа – творчество известных в республике и за ее пределами коллективов “Песняры”, “Палац”, “Ліцвіны”, “Троіца”. Также было продемонстрировано видео с выступлениями и клипами коллективов, среди которых особое впечатление произвел видеоклип на песню “Тры янгалы” этно-трио “Троіца”.

Про Купальские традиции Могилевской области рассказала специалист Института культуры Беларуси О.И.Басько. Она отметила, что среди других регионов Беларуси Могилевское Поднепровье выделяется своими фольклорными традициями, древними традиционными календарно-обрядовыми праздниками, историко-стилевым пластом календарно-обрядовых песен. Древняя купальская обрядность среди всех восточнославянских народов наиболее сохранилась в белорусской традиции, а из обследованных выступающей районов Могилевской области наиболее целостная форма древнего Купалья сохранилась в Кличевском и Быховском районах. Имеют место все характерные для Купалья традиции и обряды: купальский костер, на котором сжигается чучело, ритуальные хороводы, прыжки через огонь, венки, спускаемые на воду и др. На Могилевщине многие хозяева и сегодня перед купальской ночью совершают обрядовые действия, связанные с охраной животных, урожаем, но некоторые обряды уже забыты. Особенную тревогу вызывает тот факт, что на сегодняшний день при организации и проведении праздничных мероприятий, посвященных Купалью, региональные традиции чаще всего используются ограниченно и в искаженном виде.

Календарно-обрядовым традициям Могилевской области посвятила свое выступление Л.В.Зыкова, подробно проиллюстрировав свой доклад видеозаписями, сделанными ею во время фольклорных экспедиций по деревням Могилевщины: Головенчицы, Техтин, Осовец и др. Здесь были представлены песни-веснянки, постовые, купальские, колядные и другие песни. И это уникальное песенное наследие дошло до нас только благодаря его носителям – деревенским женщинам, участницам аутентичных фольклорных коллективов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.