Вверх

Вы здесь

О назначении пенсии и связанных с ней вопросах

Значительная часть граждан в ходе проведения «прямых» и «горячих» линий, в письменных обращениях июля - августа 2011 года просила разъяснить порядок назначения пенсии и связанные с ней вопросы, а также разместить ответы на наиболее актуальные из них на сайте облисполкома. Сегодня мы эти просьбы выполняем.

О порядке обращения за назначением пенсии.

Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года "О пенсион-ном обеспечении" (далее – Закон) урегулирован порядок обращения за назначением пенсии. Следует отметить, что назначение пенсии носит заявительный характер. Работающие граждане и члены их семей (в случае потери кормильца) подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы.

Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления, при наличии у заявителя права на пенсию, обязан оформить необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением, своим представлением направить их в управление по труду, занятости и социальной защите (далее – управление) по месту жительства заявителя. Если у работника, обратившегося за назначением пенсии, отсутствует право на пенсию, работодатель обязан принять решение об отказе в представлении к назначению пенсии, и сообщить заявителю о принятом решении в письменной форме с указанием причины отказа.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в управление по месту жительства.

Неработающие граждане, индивидуальные предприниматели, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, творческие работники, не работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашние работники, работники религиозных организаций, лица, обучающиеся в учреждениях образования, и т.д., и члены семей вышеуказанных граждан, а также лица, не имеющие права на трудовую пенсию по вопросу назначения пенсии с заявлением и необходимыми документами обращаются непосредственно в управление по месту жительства.

Следует отметить, что заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в управление по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный).

Лица, находящиеся в местах лишения свободы, реализовывают свое право на пенсию, подавая заявление и необходимые документы в управление по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.

Действующим законодательством предусмотрено, что заявление о назначении пенсии и необходимые для назначения пенсии документы могут быть поданы доверенным лицом, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, выданной на представление этим лицом документов для назначения пенсии в управление, сбор недостающих для назначения пенсии документов и получение пенсионного удостоверения. В данном случае, при обращении за назначением пенсии доверенное лицо обязано предоставить в управление документ, удостоверяющий личность лица, реализующего свое право на пенсию.

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком. Обращение за назначением трудовой пенсии по возрасту может осуществляться и до наступления пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Днем обращения за пенсией считается день приема управлением за-явления (представления) со всеми документами, необходимыми для определения права на пенсию и ее размера. Если заявление (представление) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами пересылается почтовой связью, днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.

В тех случаях, когда к заявлению (представлению) о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, управление сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления недостающих документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления (представления).

Если недостающие документы будут представлены в управление позднее месячного срока, то на основании имеющихся документов управлением принимается решение о праве заявителя на пенсию, а на основании дополнительно представленных документов, в соответствии со статьей 81 Закона, производится перерасчет пенсии с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором представлены дополнительные документы. В случае, если на основании имеющихся документов, у заявителя отсутствует право на пенсию, то днем обращения за пенсией считается день приема последнего документа, необходимого для назначения пенсии.

Заявление о переводе с одной пенсии на другую, о перерасчете пенсии, о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии подается в управление по месту жительства заявителя (законного представителя несовершеннолетнего или недееспособного лица) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный). Лица, находящиеся в местах лишения свободы, подают указанное заявление в управление по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.

Днем обращения за перерасчетом пенсии, возобновлением ее выплаты, переводом с одной пенсии на другую считается день приема управлением заявления со всеми необходимыми документами, если их нет в пенсионном деле (при пересылке заявления со всеми необходимыми доку-ментами почтовой связью - дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления).

Следует отметить, что одним из документов, необходимым для реализации права заявителя на пенсионное обеспечение, является документ, удостоверяющий личность, возраст, принадлежность к гражданству и подтверждающий место жительства, Для граждан Республики Беларусь документом, удостоверяющим личность, является паспорт гражданина Республики Беларусь, для иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь – вид на жительство.

Обращаем внимание, что согласно статье 76 Закона работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, при-чиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Вопрос о возмещении работодателем ущерба решается в добровольном или судебном порядке.

О досрочных пенсиях

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения в нашей республике, является Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Указанным Законом предусмотрено назначение пенсий по возрасту и за выслугу лет отдельным категориям граждан до достижения ими общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно статье 12 Закона право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда имеют:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по Списку № 1);

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда (по Списку № 2);

в) работницы текстильного производства;

г) женщины, работающие трактористами-машинистами;

д) мужчины трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства;

е) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), телятницами, свинарями-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства;

ж) водители городского пассажирского транспорта (автобусы, троллейбусы, трамваи) и отдельных пригородных маршрутов, по условиям труда приравненных к городским перевозкам;

з) работники экспедиций, партий, отрядов, участков и бригад, непосредственно занятые на полевых геологоразведочных, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах.

Статьями 17 – 22 Закона предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста при назначении пенсий:

- инвалидам войны;

- матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы;

- многодетным матерям;

- родителям детей-инвалидов;

- лилипутам и карликам;

- инвалидам с детства.

Пенсии за выслугу лет (статьи 47 – 492 Закона) назначаются:

- отдельным категориям работников авиации и летно-испытательского состава;

- отдельным категориям медицинских и педагогических работников;

- артистам;

- спортсменам.

Для реализации права на досрочную пенсию законодательством определен ряд условий, и лишь при выполнении в совокупности всех условий может быть назначен соответствующий вид пенсии.

Например: женщины, при наличии стажа работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет специального стажа работы, дающего право на до-срочную пенсию по возрасту по Списку № 2, имеют право на досрочный выход на пенсию по возрасту по достижении 50 лет при условии, что работа протекала в течение полного рабочего дня в должностях, предусмотренных Списком, а за период работы начиная с 01.01.1992 – с учетом результатов аттестации рабочих мест.

Матери, воспитавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Мужчины (женщины), являющиеся инвалидами с детства, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 (50) лет и при стаже работы не менее 25 (20) лет соответственно.

В подтверждение специального стажа работы принимаются выдаваемые работодателями уточняющие справки на основании первичных документов, подтверждающих особые условия труда.

Обращаем внимание, что согласно части 4 статьи 51 Закона периоды работы и иной деятельности, имевшие место после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту, в том числе досрочной, или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды.

Аналогичную норму содержит статья 66 Закона, согласно которой гражданам, которым назначена пенсия по возрасту или пенсия за выслугу лет, производится перерасчет пенсии с учетом стажа работы, протекавшей после ее назначения, при условии неполучения пенсии за этот период.

Из норм статей 51 и 66 Закона следует, что граждане, реализовавшие право на досрочную пенсию и продолжающие работать, получая пенсию по возрасту либо за выслугу лет, не приобретают право на перерасчет пенсии в связи с пополнением стажа работы после назначения пенсии, в том числе досрочной.

Следует отметить, что в настоящее время для определения права на досрочную пенсию (статьи 12, 13, 15, 47 – 492 Закона) в специальный стаж включается также профессиональный стаж, который формируется за периоды работы с 01.01.2009 при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Периоды работы с особыми условиями труда или занятости отдельными видами профессиональной деятельности после 01.01.2009 (профессиональный стаж) подтверждаются справкой Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о продолжительности периода (периодов) уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Пенсии по возрасту и за выслугу лет, предусмотренные статьями 12, 13, 15, 47 – 492 Закона, назначаются лицам, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.

В настоящее время граждане не могут реализовать своего права на досрочную профессиональную пенсию в связи с отсутствием у застрахованных лиц требуемого профессионального стажа. Действующим законодательством предусмотрено назначение досрочной профессиональной пенсии при наличии у застрахованного лица не менее половины требуемого профессионального стажа.

Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании» размер досрочной профессиональной пенсии зависит от суммы пенсионных сбережений (по данным профессиональной части лицевого счета) и количества месяцев досрочного пенсионного периода застрахованного лица.

При наличии у лица, обратившегося за назначением досрочной пенсии, не менее половины требуемого профессионального стажа, будет решаться вопрос о назначении досрочной профессиональной пенсии, право на назначение досрочной пенсии в соответствии с Законом утрачивается.

Например: женщине, занятой полный рабочий день на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по Списку № 1), при наличии профессионального стажа не менее 03 лет 09 месяцев, пенсия по возрасту в соответствии со статьей 12 Закона назначаться не будет.

Мужчина, имеющий педагогический стаж работы более 30 лет, при наличии профессионального стажа не менее 15 лет теряет право на назначение пенсии за выслугу лет по статье 48 Закона.

Одновременно обращаем внимание лиц, реализовавших свое право на досрочную пенсию по возрасту либо за выслугу лет, не достигших общеустановленного возраста, и продолжающих работать на рабочих местах, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, что расходы на выплату назначенной досрочной пенсии компенсируются за счет средств, сформированных (формируемых) в рамках профессионального пенсионного страхования в пределах суммы, учтенной на специальной части индивидуального лицевого счета в системе государственного социального страхования.

О праве на досрочную пенсию по возрасту в соответствии с За-коном Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь».

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» (далее – Закон) гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Таким образом, для назначения такой пенсии по возрасту необходимо наличие следующих условий:

ликвидация организации. Только увольнение работника по дан-ному основанию дает право на досрочный выход на пенсию по возрасту (на 2 года или, может быть, менее). В трудовой книжке наряду со ссылкой на пункт 1 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь должна быть расшифровка «в связи с ликвидацией организации»;

достижение предпенсионного возраста (женщины – 53 года, муж-чины – 58 лет), наличие общего стажа работы для женщин – 20 лет, для мужчин – 25 лет;

признание гражданина безработным. Право на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со статьей 22 Закона с согласия заявителя определяет управление по труду, занятости и социальной защите лишь при отсутствии возможности трудоустройства.

В соответствии со статьей 24 Закона безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Для назначения этой пенсии необходимо наличие следующих условий:

признание гражданина безработным и наличие права на получение пособия по безработице в течение не менее чем 52 календарных недель. Право на досрочную пенсию по возрасту в соответствии со статьей 24 За-кона с согласия заявителя определяет управление по труду, занятости и социальной защите лишь при отсутствии возможности трудоустройства. Общий трудовой стаж, который дает право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, должен быть не менее 33 лет у женщин и не менее 38 лет у мужчин. Обращаем внимание читателей, что периоды получения пособия по безработице для определения права на пенсию включаются в трудовой стаж в общей сложности не более 6 месяцев;

достижение предпенсионного возраста (женщины – 54 года, муж-чины – 59 лет).

Следует отметить, что пенсии по возрасту, назначенные в соответствии с Законом, в период работы не выплачиваются. После приобретения права на пенсию по другим основаниям выплата пенсии производится в общем порядке.

О Международных Договорах, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения граждан, проживающих на территории Республики Беларусь

Договор с Российской Федерацией

Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения (далее – Договор), вступивший в силу 29 марта 2007 года, урегулировал вопросы назначения и выплаты пенсий для граждан Беларуси и России, имеющих стаж на территории данных государств. При обращении за назначением пенсии 29 марта 2007 года и позднее, право на пенсию определяется с учетом норм Договора.

Право на пенсионное обеспечение согласно положениям Договора имеют только граждане Республики Беларусь и граждане Российской Федерации, проживающие в Беларуси или в России, и имеющие требуемый для назначения пенсии страховой стаж.

Проживающими в Республики Беларусь считаются:

- граждане Республики Беларусь, имеющие паспорт гражданина Республики Беларусь с наличием штампа о постоянной прописке (регистрации) в Республике Беларусь;

- граждане Российской Федерации, имеющие паспорт гражданина Российской Федерации и вид на жительство в Республике Беларусь с наличием штампа о постоянной прописке (регистрации) в Республике Беларусь.

Право на трудовые пенсии (по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) по нормам Договора определяется по пропорциональному признаку или же по признаку гражданства.

Согласно пункту 1 статьи 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, по пропорциональному признаку, осуществляются в следующем порядке:

- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретённого до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает государство (Беларусь или Россия), на территории которого гражданин постоянно проживает с момента обращения за пенсией.

- за периоды страхового (трудового) стажа, приобретённого после 13 марта 1992 года на территориях Беларуси или России, каждое государство исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу (далее – страховой стаж), приобретённому на его территории.

Страховой стаж, приобретённый до 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу государства постоянного места жительства.

По желанию и на основании заявления граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, обратившихся за назначением пенсии, им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно (пункт 2 статьи 23 Договора) по законодательству государства, гражданами которого они являются. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Подсчет и подтверждение страхового стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству государства, назначающего пенсию.

Пример: Гордеев П.Е., 09 июля 1949 года рождения, являясь гражданином Республики Беларусь, проживает на её территории. Трудовая деятельность Гордеева П.Е состоит из периодов работы, протекавших с апреля 1968 года по август 2007 года на территории Российской Федерации и с сентября 2007 года по 09 июля 2009 года – на территории Республики Беларусь. В данном примере с учетом норм Договора Гордеев П.Е., как гражданин Республики Беларусь, может реализовать своё право на пенсию в Республике Беларусь по пропорциональному признаку. В республике ему будет назначена пенсия за периоды работы, протекавшие в Российской Федерации с апреля 1968 года по 12 марта 1992 года и в республике с сентября 2007 года по 09 июля 2009 года. Российской Федерацией Григорьеву А.Д. будет назначена пенсия за период работы в России с 13 марта 1992 года по август 2007 года.

Учитывая тот факт, что Гордеев П.Е., являясь гражданином Республики Беларусь, постоянно проживает на её территории, он может реализовать своё право на пенсию по возрасту от Республики Беларусь. В данном случае ему будет назначена пенсия за весь трудовой стаж по законодательству Республики Беларусь, такой выбор является окончательным и пересматривается лишь при приобретении нового гражданства.

При переезде пенсионера (гражданина Республики Беларусь или Российской Федерации) на постоянное жительство в Республику Беларусь вопрос о назначении пенсии решается в соответствии со статьей 24 Договора. Пенсия по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.

В случае, если согласно законодательству государства по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается государством по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию (в т.ч. пенсию другого вида) согласно законодательству государства по новому месту жительства пенсионера (пункт 2 статьи 24 Договора).

Пример: Савельев Е.И., 15 сентября 1954 года рождения, являясь гражданином Республики Беларусь, проживал на территории России по виду на жительство. В Российской Федерации в 2009 году Савельеву Е.И назначена досрочная пенсия как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, за период работы с января 1993 года по сентябрь 2009. На постоянное место жительства в Беларусь переехал в 2010 году.

Законодательством Республики Беларусь не предусмотрена льгота по снижению пенсионного возраста для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, в период после января 1993 (распада СССР).

В связи с этим, согласно нормам Договора, Савельеву Е.И. Российской Федерацией должна быть продолжена выплата пенсии до приобретения им права на пенсию по возрасту в 2014 году в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

При переезде пенсионера на постоянное место жительства с территории одного государства на территорию другого государства, имеющего страховой (трудовой) стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории государства, назначившего пенсию (в том числе в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата пенсии продолжается государством, назначившим пенсию. В данном случае назначение трудовой пенсии по пропорциональному признаку не производится. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.

Пример: Орлова З.Я., 09 февраля 1953 года рождения, гражданка Республики Беларусь, проживала на территории России. Трудовая деятельность Орловой З.Я. состоит из периодов работы, протекавших с сентября 1981 года по февраль 2008 года на территории РСФСР и Российской Федерации (более 20 лет). В Российской Федерации в 2008 году Орловой З.Я. назначена пенсия по возрасту, в 2011 году заявительница переезжает на постоянное место жительства в Республику Беларусь.

Учитывая, что у Орловой З.Я. выработанный требуемый стаж (для женщин – 20 лет) имел место в РСФСР и Российской Федерации, исчисленный в календарном порядке, в данном случае, пенсионерка может вы-брать назначение пенсии от Российской Федерации, т.е. выплату пенсии продолжает Российская Федерация.

Выплата пенсии как Российской Федерации, назначившей пенсию, гражданам, проживающим на территории Республики Беларусь, так и Республика Беларусь, назначившей пенсию, гражданам, проживающим в Российской Федерации, производится ежеквартально в последнем месяце квартала на банковский счет получателя. Выплата пенсии осуществляется в национальной валюте страны проживания пенсионера. Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены по вышеуказанным нормам Договора на основании заявления пенсионера с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи соответствующего заявления.

Следует отметить, что нормы Договора не распространяются на граждан, реализовавших своё право на трудовую пенсию за периоды работы до 13 марта 1992 года (данная работа приравнивается к работе в государстве, на территории которого проживает пенсионер).

Одновременно информируем, что Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» закреплено, что застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документом, подтверждающим постоянное проживание иностранного гражданина в Российской Федерации, является вид на жительство, выданный органом внутренних дел.

Иностранные граждане, в т.ч. граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, имеющие статус временно пребывающих в Российской Федерации, т.е. при отсутствии вида на жительство, под действие Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ не подпадают, поэтому за пери-оды работы в Российской Федерации таких граждан на их заработную плату не начисляются страховые взносы на пенсионное страхование, они не подлежат регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», и в последствии за данный стаж работы не приобретают право на трудовую пенсию. Уплата организациями за таких работников единого социального налога не является основанием для зачета периода работы в этой организации в стаж для назначения пенсии.

Однако, в целях формирования вышеуказанными гражданами пен-сионных прав, есть возможность добровольного участия граждан Республики Беларусь, выезжающих на работу за пределы государства, в государственном пенсионном страховании посредством самостоятельной уплаты обязательных взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

О договоре с Латвией

С 28 сентября 2010 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения, подписанный в г. Минске 29 февраля 2008 года (далее - Договор).

Согласно статье 3 Договора на граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и граждан, постоянно или временно проживающих в Латвийской Республике, распространяются положения Договора при реализации их права на трудовые пенсии: по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет.

При определении права на пенсионное обеспечение граждан положения Договора основаны на пропорциональном принципе, в соответствии с которым каждое из государств назначает и выплачивает пенсию только на основании страхового (трудового) стажа, накопленного на его территории, в том числе в годы Советского Союза (статья 8 Договора).

С 28 сентября 2010 года при назначении пенсий гражданам Республикой Беларусь, или иностранным граждан (лицам без гражданства), постоянно проживающим в Республике Беларусь и имеющим стаж работы в Латвийском государстве, в общий стаж включаются периоды работы до назначения пенсии, протекавшие на территории:

Республики Беларусь (БССР);

государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (в Республиках: Армения, Казахстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; Кыргызская Республика, Украина), как до 1 января 1992 года, так и после; на территории Российской Федерации (РСФСР), являющейся участником вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года и заключившей Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, гражданам Республики Беларусь и гражданам Российской Федерации - до 13 марта 1992 года.

Азербайджанской, Грузинской, Литовской, Эстонской ССР до 1 января 1992 года.

По нормам Договора за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Латвии независимо от того, когда имела места работа (до 01.01.1991 или позднее), включая так называемые кредитные периоды, с учетом статьи 8 Договора пенсию назначает Латвийская Республика.

К кредитным периодам, например, относятся периоды: военной службы; ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности; обучения в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также в аспирантуре, клинической ординатуре, докторантуре и т.д.

Например. Иванов И.И., 01.08.1951 года рождения, 01.08.2011 обращается за назначением пенсии по возрасту. В период с 15.08.1969 по 11.08.1971 проходил службу на территории Латвии, с 01.09.1973 по 17.06.1976 обучался в Латвийском госуниверситете, работал на территории: РСФСР с 01.08.1976 по 15.12.1986, Латвийской ССР (Латвийской Республики) с 01.01.1987 по 01.03.1997, Республики Беларусь с 01.04.1997 по 31.07.2011.

В настоящее время, проживающему на территории Республики Беларусь Иванову И.И., при назначении пенсии в Республике Беларусь в общий стаж работы будут включены (при соблюдении условий, предусмотренных пенсионным законодательством Республики Беларусь) пери-оды работы на территории: РСФСР с 01.08.1976 по 15.12.1986, Республики Беларусь с 01.04.1997 по 31.07.2011.

Периоды службы, учебы, работы, имевшие место на территории Латвийской ССР (Латвийской Республики) в периоды с 15.08.1969 по 11.08.1971, с 01.09.1973 по 17.06.1976, с 01.01.1987 по 01.03.1997 будут включены Латвийской Республикой при назначении пенсии по возрасту по достижению пенсионного возраста, предусмотренного этим государством.

По имеющимся данным, пенсионный возраст в Латвийской Республике для мужчин и женщин составляет 62 года.

Заявление о назначении пенсии лицами, проживающими на территории Республики Беларусь, подается непосредственно в управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства, которое направляет компетентному учреждению Латвийской Республики заявление и засвидетельствованные им копии представленных документов для назначения пенсии за стаж, накопленный на территории этого государства.

При переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого пенсию будет продолжать выплачивать государство, её назначившее, т.е. будет осуществляться так называемый экспорт пенсий.

В случае отсутствия права на трудовую пенсию (например, нет стажа, кроме латвийского) в Республике Беларусь может быть назначена и выплачена социальная пенсия до назначения пенсии в Латвийской Республике.

Обращаем внимание, что пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, не пересматриваются в соответствии с положениями Договора (статья 12 Договора).

Необходимо отметить, что при назначении пенсии в Республике Беларусь до вступления в силу Договора стаж, приобретенный на территории Латвии, учитывался до 1 января 1992 года. Оснований для пересмотра пенсий с учетом этого стажа не имеется. Вместе с тем, если до вступления в силу Договора при назначении пенсии по каким либо причинам не был учтен стаж, накопленный на территории Латвийского государства, то на основании заявления пенсионера и представленных документов вопрос о назначении пенсии за неучтенный стаж в Республике Беларусь решает Латвийское государство.

Заместитель председателя комитета- начальник управления пенсий и пособий В.Е.Шлапакова

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.