Вверх

Вы здесь

О несчастных случаях на производстве, происшедших в результате дорожно-транспортных происшествий

По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2012 году зарегистрировано 890 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, из них 169 несчастных случаев со смертельным исходом и 721 несчастный случай с тяжелым исходом. Из общего числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями 85 произошли в результате дорожно-транспортных происшествий, что составляет 9,5 % от общего числа, при этом 24 работника погибло и 61 получил тяжелые травмы.

В 2012 году в Могилевской области зарегистрировано 110 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в том числе 27 несчастных случаев со смертельным исходом и 83 несчастных случая с тяжелым исходом. Из общего числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями 7 произошли в результате дорожно-транспортных происшествий, при этом 4 работника погибло и 3 тяжело травмировано. Анализ причин данных несчастных случаев показал, что в 80% случаев их причиной явилось нарушение требований правил дорожного движения.

Так, 18.01.2012 водитель автомобиля Главного управления Национального банка Республики Беларусь Евстратчик А.В. двигался на автомашине «УАЗ 31519» по ул. Кирова в г. Бобруйске со скоростью 50-55 км/ч. Начал совершать обгон автомашины «Крайслер», не справился с управлением и автомобиль перевернулся. В результате дорожно-транспортного происшествия получил тяжелые травмы сам Евстратчик А.В. и ехавший с ним старший инкассатор Тарасов В.П. Причиной происшествия стало нарушение потерпевшим Евстратчиком А.В. правил дорожного движения.

24.05.2012 водитель автомобиля открытого акционерного общества «Автопарк №4» г. Могилева Марченко А.А. двигался на автомашине «МАЗ 9758» по автодороге республиканского значения «Бейнеу-Акжигит-Узбекистан» Республики Казахстан и, не справившись с управлением, совершил дорожно-транспортное происшествие, в результате которого автопоезд опрокинулся, а сам Марченко А.А. погиб.

25.07.2012 в 1 час 30 минут, не доезжая 22 км до г. Алексеевка, Белгородской области РФ на автодороге «Белгород-Павловск» водитель автомобиля ООО «ПКК «Мостсервис» Косцов Д.С. остановил автомашину «ГАЗ-66» на уклоне. В автомашине находился дорожный рабочий и мастер строительно-монтажных работ. Автомашина «ГАЗ-66» начала движение и опрокинулась в кювет, после чего произошло ее возгорание. В результате данного происшествия водитель автомобиля и дорожный рабочий погибли.

Причинами несчастного случая явилось нарушение водителем автомобиля правил дорожного движения, а также допуск водителя автомобиля к работе без проведения ему проверки знаний по вопросам охраны труда в установленном законодательством порядке.

Лицами, допустившими нарушения законодательства о труде и об охране труда, определены водитель автомобиля и директор ООО «ПКК «Мостсервис».

Особую тревогу вызывает тот факт, что за январь-май 2013 года в результате 7 дорожно-транспортных происшествий погибло 5 работников и 4 получили тяжелые травмы. По данным несчастным случаям Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда проводятся специальные расследования.

Необходимо отметить, что каждый наниматель, независимо от форм собственности, при организации труда обязан регулировать рабочее время и время отдыха водителей автомобиля, выполняющих внутриреспубликанские автомобильные перевозки (за исключением водителей автомобилей, занятых на международных автомобильных перевозках), исходя из специфики организации их труда и отдыха и в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (далее – Положение).

Режим рабочего времени и времени отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работ (сменности) водителей автомобилей. Так, графики работ (сменности) составляются нанимателем для всех водителей автомобилей ежемесячно на каждый рабочий день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей автомобилей не позднее чем за один месяц до их введения. В графиках работ (сменности) наниматель обязан определить время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. На междугородных перевозках при направлении водителей автомобилей в дальние рейсы, при которых водитель автомобиля за установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы (смены) не может вернуться к постоянному месту работы, наниматель устанавливает водителю автомобиля задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

Продолжительность рабочего времени водителя при сменной работе не может превышать 12 часов. Водители автомобилей чередуются по сменам равномерно. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, водителям автомобилей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода устанавливается нанимателем и не может превышать одного календарного года. Учетный период может определяться календарными периодами (месяц, квартал), иными периодами. Водителям автомобилей устанавливается, как правило, суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля может устанавливаться не более 10 часов, а в отдельных случаях (водителям автомобилей, работающим на городских и пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении, при осуществлении междугородной перевозки, когда водителю автомобиля необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха) - не более 12 часов с обязательным соблюдением установленной нормы рабочего времени учетного периода по распоряжению нанимателя и по согласованию с профсоюзом (при его наличии). Не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) 12 часов более двух календарных дней подряд.

В случаях, когда при осуществлении междугородной перевозки предусматривается пребывание водителя автомобиля в автомобиле продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя автомобиля.

Для водителей автомобилей может вводиться рабочий день с разделением его на части. Между отдельными частями рабочего дня возможны либо один перерыв для отдыха и питания свыше 2, но не более 4 часов, либо два перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 часов. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленную графиком работ (сменности) продолжительность ежедневной работы. Время перерывов между частями рабочего дня в рабочее время не включается.

Водителям автомобилей предоставляется в течение рабочего дня перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более 2 часов, который используется водителем автомобиля по своему усмотрению и в рабочее время не включается.

При установленной графиком работ (сменности) продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю автомобиля могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Перерыв для отдыха и питания рекомендуется предоставлять, как правило, через 4 часа после начала работы.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между водителем автомобиля и нанимателем.

После непрерывного двухчасового управления автомобилем водителю автомобиля должен предоставляться специальный технический перерыв (включаемый в рабочее время) на 10 минут или он может быть присоединен к последующему перерыву после управления автомобилем в течение 4 часов, если не наступает период перерыва для отдыха и питания.

Если продолжительность смены по графику работ (сменности) больше 8 часов, уменьшение продолжительности ежедневного отдыха между сменами компенсируется за счет увеличения еженедельного непрерывного отдыха.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть более 42 часов, а также может быть сокращена, но не менее чем до 24 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов. На основании вышеизложенного и в целях организации безопасной эксплуатации автотранспортной техники, а так же недопущения несчастных случаев на производстве в результате дорожно-транспортных происшествий Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь полагает целесообразным потребовать от нанимателей и работодателей, эксплуатирующих автотранспортную технику и участвующих в дорожном движении:

- обеспечить безусловное соблюдение руководителями и специалистами, работниками организаций, эксплуатирующих автотранспортную технику и участвующих в дорожном движении требований Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 (далее – Правила), Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 №180/128, Типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2003 N 130, Положения и Трудового кодекса Республики Беларусь;

- запретить допуск работников, в том числе должностных лиц к управлению автотранспортной техникой без соответствующей квалификации по профессиям «водитель автомобиля» «тракторист-машинист», соответствующей категории, не прошедших обучение, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, обязательные медицинские осмотры и предрейсовые медицинские освидетельствования, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, а так же в болезненном состоянии;

- запретить использование личного транспорта в производственных целях без заключения письменного договора (соглашения) между работодателем и работником; запретить выпуск на линию автотранспортной техники, не прошедшей государственной регистрации и не закрепленной за конкретным водителем, находящейся в технически неисправном состоянии, не прошедшей в установленном порядке Государственный технический осмотр;

- для обеспечения безопасной перевозки пассажиров и грузов создать службы безопасности движения (назначить лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств);

- автотранспортным средствам проводить ежедневное обслуживание, включающие проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств. Проверку проводить водителю вместе с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств;

- автотранспортные средства укомплектовать необходимым количеством средств пожаротушения, медицинскими аптечками, противооткатными упорами, знаками аварийной остановки и т.д., в соответствии с требованиями Правил;

- перевозку пассажиров осуществлять автомобилями, оборудованными соответствующим образом. Количество пассажиров не должно превышать количество оборудованных для сидения мест;

- провести внеплановый инструктаж и внеочередную проверку знаний по вопросам охраны труда, с работниками занятыми эксплуатацией транспортных средств.

Первый заместитель начальника Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Д.В. Малахов

Заместитель начальника Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Е.И. Мордашева

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.