Вверх

Вы здесь

О пенсионном обеспечении

Порядок назначения и выплаты пенсий в Республике Беларусь гражданам, проживающим и работающим на её территории, урегулирован Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон).

Лицам, проживающим на территории республики и работавшим, как в республике, так и за её пределами – Законом, Договорами и Соглашениями, заключенными между Правительством Республики Беларусь и Правительствами других государств, например, Российской Федерации, Литовской Республики, Латвийской Республики, Украины, Республики Молдова и т.д.

Следует отметить, что размер пенсии каждого пенсионера зависит от его вклада в пенсионную систему республики, т.е. от продолжительности: общего и страхового стажа, величины получаемой до назначения пенсии заработной платы, из которой производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд республики) согласно законодательству о государственном социальном страховании.

При исчислении размера пенсии для корректировки заработка пенсионера применяется индивидуальный коэффициент заработка (далее – индивидуальный коэффициент). Индивидуальный коэффициент определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде. Из вышеуказанного следует, что на величину индивидуального коэффициента влияет не продолжительность стажа, а величина получаемой заработной платы до назначения пенсии.

В общий стаж для назначения пенсии засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд республики. При этом, если за периоды работы с 1 июля 1998 года и позднее среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы, за календарный год (либо менее календарного года, если в соответствующем году, например, имели место прием на работу или увольнение) оказался ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, указанные периоды засчитываются в стаж работы не календарно, а с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов.

В стаж работы кроме работы, подлежащей социальному страхованию, засчитываются ниже перечисленные кредитные периоды:

а) военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, пограничных войсках и органах пограничной службы Республики Беларусь, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в органах государственной безопасности, Службе безопасности Президента Республики Беларусь и иных воинских формированиях, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также службы в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР, за исключением Латвийской Республики.

Периоды службы в Вооруженных Силах других государств, имевших место после 1 января 1992 года, Латвийской Республики не зависимо от периода службы в общий стаж при назначении пенсии в Республике Беларусь не засчитываются;

б) получения пособия по временной нетрудоспособности лицами, подлежащими государственному социальному страхованию;

в) отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;

г) ухода за ребенком в возрасте до 18 лет, зараженным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;

д) ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом. При этом под трудоспособным лицом понимается лицо, достигшее 16 лет, но не старше общеустановленного пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет), неработающее, не занимающееся предпринимательской деятельностью, не обучающееся в учреждениях образования в дневной форме получения образования, не получающее пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату или ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством;

е) нахождения на инвалидности I и II группы, связанной с исполнением обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям и органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

ж) получения в дневной форме профессионально-технического, среднего специального, высшего и т.д. образования;

з) получения пособия по безработице, но не более шести месяцев в общей сложности;

и) пребывания в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

к) содержания под стражей, отбывания наказания в виде ареста, лишения свободы и ссылки в случае необоснованного привлечения к уголовной ответственности и последующей реабилитации;

л) пребывания на спецпоселении граждан, достигших 12-летнего возраста, необоснованно высланных в период репрессий за пределы республики в административном порядке и впоследствии реабилитированных;

м) получения ежемесячного государственного пособия лицами в связи с временным отстранением их от должности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, уголовное преследование против которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 8–10 части 1 статьи 29 и частью 2 статьи 250 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, либо которые оправданы судом.

Следует отметить, что периоды, указанные в пунктах «в» – «д», засчитываются в стаж работы одному из родителей или трудоспособных лиц, осуществлявших уход.

Периоды работы, кредитные периоды, имевшие место после достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчинами 60 лет, женщинами 55 лет), а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет, засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал пенсию за эти периоды.

Обращаем внимание пользователей сайта, что в соответствии с действующим законодательством периоды работы, кредитные периоды, имевшие место за пределами Республики Беларусь после 1 июля 1998 года; в Казахстане – после 1 января 1998 года; в Азербайджане, Грузии, Литве, Эстонии– после 1 января 1992 года; на территории Латвийской Республики не зависимо от периодов, когда протекала работа, не засчитываются в общий стаж при назначении пенсии в республике, если за эти периоды работы работающим гражданином в добровольном порядке не производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд республики согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Напоминаем ещё раз, что лицам, реализующим своё право на пенсию в 2013 году, заработок для назначения пенсии исчисляется за любые 19 лет подряд из последних 29 лет стажа работы перед назначением пенсии. При этом в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в Фонд, учитывается фактический заработок. За кредитные периоды, например, период ухода за инвалидом 1-й группы, получения пособия по безработице и т.д. в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Анализируя возраст выхода на пенсию по возрасту на территории государств бывшего СССР, следует отметить, что только на территории Республики Беларусь и Российской Федерации пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, для женщин – 55 лет, в других государствах он значительно выше.

Действующее законодательство позволяет увеличить размеры получаемых пенсий по возрасту, отказавшись от её получения в период работы. Данная норма Закона действует с 1 сентября 1998 года, согласно которой размер пенсии по возрасту увеличивался на 1 процент откорректированного заработка пенсионера, за каждые полные два месяца работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста, при условии неполучения пенсии в период работы.

Указом Президента Республики Беларусь «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» №136 от 18 марта 2012 года, вступившим в силу с 1 октября 2012 года и реализованным с 1 декабря 2013 года в ст. 23-1 Закона, предусмотрена более прогрессивная шкала увеличения размера получаемой пенсии. В соответствии со ст. 23-1 Закона, при продолжении работы без получения государственной пенсии после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях, размер пенсии по возрасту увеличивается на: 6, 8, 10 и 12 процентов заработка, из которого исчисляется пенсия, – соответственно за каждый полный первый, второй, третий и четвертый годы работы; на 14 процентов такого заработка – за полный пятый и каждый последующий год работы. На 1 процент заработка, из которого исчисляется пенсия, – за каждые полные два месяца неполного года работы. Указанные размеры увеличения пенсии суммируются между собой.

Например, размер пенсии по возрасту неработающей Ивановой О.П., при общем стаже 37 лет и индивидуальном коэффициенте 2,10225, составляет 2 311 830 руб.

Иванова О.П. после достижения 55 летнего возраста, работая, отказалась от получения пенсии на 10 лет. Размер её пенсии при общем стаже 47 лет, из них 10 лет после достижения общеустановленного пенсионного возраста, и индивидуальном коэффициенте заработка 2,10225 составит 6 261 200 руб.

Под работой без получения государственной пенсии, дающей право на увеличение пенсии, понимаются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых производилась уплата обязательных страховых взносов в Фонд республики согласно законодательству о государственном социальном страховании.

На территории Могилёвской области 473 получателя воспользовались своим правом на увеличение размера получаемой пенсии, отказавшись от её получения в период работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Обращаем внимание пользователей сайта, выплата пенсии производится управлениями по труду, занятости и социальной защите (далее – управления) без учета получаемого заработка (дохода) по месту фактического жительства пенсионера. При этом часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, в период работы (службы) либо предпринимательской деятельности (за исключением работы непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства) не выплачивается.

Пенсии по возрасту, назначенные в соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», в период работы не выплачиваются.

Пенсии за выслугу лет в период работы, дающей право на эту пенсию, не выплачиваются.

Поскольку факт работы влияет на размер получаемой пенсии, при приеме на работу пенсионера работодатель обязан известить об этом в пятидневный срок управление, выплачивающее пенсию. Суммы пенсии, излишне выплаченные в связи с невыполнением работодателем указанного требования, взыскиваются в пользу органа, выплачивающего пенсию, по его распоряжению в бесспорном порядке с работодателей – юридических лиц и в судебном порядке с работодателей – физических лиц (статья 93 Закона).

Пенсионер так же обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, в том числе при трудоустройстве, зачислении на государственное обеспечение. Обращаем внимание читателей, суммы пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.) взыскиваются с пенсионера на основании решения комиссии по назначению пенсии (статья 94 Закона).

Заместитель председателя комитета – начальник управления пенсий и пособий В.Е.Шлапакова

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.