Вверх

Вы здесь

О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ

Год подходит к концу, однако как показывает анализ оперативных данных ситуация с травмированием работников элементами колес в результате их разрыва при производстве шиномонтажных работ существенно не изменилась. За период с апреля по ноябрь 2012 года в республике произошло 8 несчастных случаев с тяжелым исходом (всего за истекший период 2012 г. при выполнении шиномонтажных работ в республике пострадало 13 работников, в том числе 1 – погиб).

Проведенный мониторинг причин несчастных случаев, происшедших в период с апреля по ноябрь 2012 г., показывает, что в большинстве из них по прежнему имели место нарушения, связанные с недостатками в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда, допуске потерпевших к работам не по специальности, неудовлетворительным содержанием и организацией рабочих мест, а также невыполнением руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (46,2 процента от общего количества причин). При этом вина нанимателя была установлена в 57 процентах расследованных несчастных случаев.

Вместе с тем, следует обратить внимание и на значительный удельный вес несчастных случаев, происшедших исключительно по вине работников. Так в 3-х из 7 расследованных случаев единственной причиной, приведшей к их наступлению, явилось нарушение трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда потерпевшими. С одной стороны указанное свидетельствует о беспечности самих работников, а с другой – о недостатках в системе контроля со стороны руководства организаций к обеспечению охраны труда, что зачастую порождает такую беспечность.

Так 9 апреля 2012 г. при попытке сдвинуть при помощи лома внутреннее колесо задней оси автомобиля МАЗ, в результате разъединения съемных деталей обода колеса, тяжелую травму получил водитель автомобиля КУП «Минскметрострой». Специальное расследование данного несчастного случая показало, что его причинами явились как нарушения требований безопасности, допущенные самим работником, так и должностным лицом нанимателя, не обеспечившим проверку транспортного средства после прибытия с линии.

Травмированием с тяжелым исходом работника СПК «Достоево» Ивановского района Брестской области 6 июня 2012 г. закончилась попытка съема с автомобиля МАЗ колеса с разборными ободьями, из шины которого предварительно не был спущен воздух. Результатом такой беспечности явилась открытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, закрытый оскольчатый перелом обеих костей правой голени и другие травмы потерпевшего.

20 августа 2012 г. при попытке подкачать колесо трактора «на глазок» при помощи компрессора, не укомплектованного контрольным манометром на конце шланга, таблицей с указанием в ней допустимого давления по типоразмерам шин и инструкцией по охране труда для работника, в результате разрушения избыточным давлением колеса пострадали два работника ОАО «Морочь» Клецкого района Минской области. Как показали результаты специального расследования данного группового несчастного случая, к его наступлению привели, как недостатки в организации рабочих мест, допущенные нанимателем, так и нарушения требований инструкций по охране труда самими работниками. Оба потерпевших в результате разрыва колеса получили тяжелые сочетанные травмы.

Выполнение работником не порученной ему работы по замене колеса прицепа и невыполнение при этом требований инструкции по охране труда по предварительному спуску воздуха из шины колеса привели 31 августа 2012 г. к несчастному случаю в ГУП «ЖРЭО Заводского района г. Минска». Как показало специальное расследование, потерпевший знал о необходимости спуска воздуха из шины перед снятием колеса, однако не сделал этого из-за «спешки». Результатом неисполнения требований трудовой дисциплины и «спешки» явилась тяжелая травма обеих рук.

1 октября 2012 г. при выполнении шиномонтажных работ в результате разрыва колеса вылетевшим замочным кольцом был тяжело травмирован водитель ЧСУП «АСБ Новатор» Бешенковичского района Витебской области. Специальным расследованием установлено, что квалификации по профессии «монтировщик шин и шинно-пневматических муфт» указанный работник не имел. Кроме того, ни на одном из ремонтных участков организации нанимателем не были предусмотрены шиномонтажные отделения или приспособленные для этих работ помещения с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.

Аналогичные нарушения требований безопасности в части допуска потерпевшего к выполнению шиномонтажных работ привели к несчастному случаю водителя Добрушского районного потребительского общества 12 октября 2012 г. Травму потерпевший получил в результате подкачки колеса вне специального металлического ограждения (клети). Обучение инструктаж и проверку знаний по охране труда при проведении шиномонтажных работ указанный работник не проходил. Результат – обширная рваная рана лица, перелом левой скуловой дуги и закрытый перелом левой большой берцовой кости.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь предлагает:

1. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.

2. Монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента. Организовать посты смены колес.

3. Запретить демонтаж с обода шин, находящихся под давлением, а также снятие с транспортного средства колес с разборными ободьями, когда шина находится под давлением.

4. Не допускать накачивание шин в сборе с ободом вне специального металлического ограждения, способного защитить обслуживающий персонал от ударов съемными деталями обода при самопроизвольном демонтаже.

5. Укомплектовать компрессоры, используемые для накачивания шин манометрами на корпусе, необходимым количеством шланга с контрольным манометром на конце шланга, таблицами с указанием допустимого давления по типоразмерам шин и инструкциями по охране труда для работников. Компрессоры оградить сеткой.

6. Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.

Начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением правил и норм по охране труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда Г.П. Голубцова

 

Главный государственный инспектор труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда А.Н. Теремов

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.