Вверх

Вы здесь

О соблюдении законодательства о труде и об охране труда в Могилевской области за январь - сентябрь 2013 года

За январь-сентябрь 2013 года в Могилевской области по оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь зарегистрировано 83 несчастных случая на производстве с тяжелыми последствиями (за аналогичный период 2012 года – 86). Несчастных случаев со смертельным исходом 20 (за аналогичный период 2012 года – 23) и 63 несчастных случая с тяжелым исходом (за аналогичный период 2012 года – 63).

Рост числа несчастных случаев со смертельным исходом зарегистрирован в организациях, расположенных на территориях Могилевского (+2), Кричевского (+1), Климовичского (+2), Хотимского (+1) и Чериковского (+1) районов.

Рост числа несчастных случаев с тяжелым исходом допустили в организациях, расположенных на территориях Шкловского (+3), Славгородского (+1), Осиповичского (+2), Костюковичского (+2), Кричевского (+1), Бобруйского (+1) и Краснопольского (+1) районов, а также города Могилева (+1) и Бобруйска (+3).

В организациях коммунальной формы собственности зарегистрировано 6 несчастных случаев со смертельным исходом (за аналогичный период 2012 года – 6). Несчастные случаи имели место в ОАО «Агросервис» (г. Могилев), в ОАО «Управляющая компания холдинга «Могилевводстрой» (2 погибших в результате дорожно – транспортного происшествия), Мстиславском УКП «Жилкомхоз», ОАО «Шкловский Агросервис» и КДСУП «Хотимская ПМК №276».

В организациях коммунальной формы собственности зарегистрировано 17 несчастных случаев с тяжелым исходом (за аналогичный период 2012 года – 21). Несчастные случаи произошли в 6 сельскохозяйственных организациях (ОАО «Краснопольский», СПК «Бель», СПК «Гигант» (2 случая), СПК «Звезда-Агро», ОАО «Бабушкино подворье», ОАО «фирма «Вейно» и СПК «Колхоз «Лапичи»), МГКУП «Горэлектротранспорт», филиале «Осиповичский райтопсбыт» МКОУПП «Облтопливо», ГУКДСП «Славгородская ПМК № 274», ГУК ДСП «Кличевская ПМК 258», ОАО «Можелит», ОАО «Чаусский ЖБИ», ГУО«Ясли - сад № 13 г. Бобруйска» и ГУО «Ясли - сад № 81 г. Бобруйска».

Допущен рост числа несчастных случаев с тяжелым исходом в организациях малого предпринимательства. Так, если за январь-август 2012 года зарегистрирован 1 несчастный случай, то за январь август 2013 года – 10. Несчастные случаи зарегистрированы в ООО «РБКК-сервис», ООО «Эликом», ЧПУП «АККО», ОАО «Монтажлегмаш», ЧУПП «Компрессорный завод «Кристалл», ОДО «Стройкрафт» (г. Могилев), УЧПТП «СВ КЛАСС», ЧПУП «Бизнес Вуд» (г. Бобруйск), ЗАО «Глускдрев» (Глусский район), ООО «Шклов Форест ЛТД» (Шкловский район).

Следует отметить, что 11 человек пострадали в результате групповых несчастных случаев, в т.ч. 1 групповой несчастный случай произошел на территории Российской Федерации.

В состоянии алкогольного опьянения находилось 7 потерпевших (за аналогичный период прошлого года - 10).

Информация о производственном травматизме с тяжелыми последствиями в разрезе регионов области приведена в таблице.

Наименование подотчетной структуры управления (аппарат управления, межрайонная инспекция труда), подконтрольной административно-территориальной единицы (город, район)
Погибшие
Тяжело
травмированные
2013
2012
2013
2012
г. Могилев, в том числе:
8
9
18
17
Октябрьский район
2
2
9
7
Ленинский район
6
7
9
10
Могилевский район
2
0
4
7
Белыничский район
 
0
 
 
Быховский район
 
 
 
2
Круглянский район
 
 
 
2
Чаусский район
 
 
1
4
Шкловский район
1
2
3
 
Славгородский район
1
1
2
1
г. Бобруйск, в том числе:
2
3
20
17
Первомайский район
2
0
15
12
Ленинский район
 
3
5
5
Бобруйский район
 
 
2
1
Глусский район
 
 
1
1
Кировский район
 
 
 
 
Кличевский район
 
2
2
2
Осиповичский район
 
1
3
1
Кричевский район
1
 
2
1
Климовичский район
2
 
1
1
Костюковичский район
 
1
2
 
Краснопольский район
 
 
1
 
Хотимский район
1
 
1
1
Чериковский район
1
 
 
 
Горецкий район
 
2
 
3
Дрибинский район
 
1
 
1
Мстиславский район
1
1
 
1
Итого по области:
20
23
63
63

 

Анализ причин производственного травматизма показывает, что основными из них являются: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по организации и обеспечению безопасности труда (17,6 %); нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда (20,8 %); отсутствие, некачественная разработка, нарушение требований проектной документации (9,6 %); недостатки в обучении и инструктировании потерпевшего по охране труда (8,8 %); нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования (5,6 %); неприменение потерпевшим выданных ему средств индивидуальной защиты (4,8 %); отсутствие, несовершенство, несоответствие требованиям безопасности технологического процесса (3,2 %); эксплуатация неисправных, несоответствующих требованиям безопасности (или техническая неисправность) машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента (2,4 %); неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (2,4 %); привлечение потерпевшего к работе не по специальности (2,4 %); алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление (1,6 %); неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории (1,6 %); нарушение правил дорожного движения (2,4 %); конструктивные недостатки, несовершенство, недостаточная надежность средств производства (машин, механизмов т.д.) (0,8 %); нарушение требований безопасности другими работниками (0,8 %) и другие причины (16,0 %).

 

За январь - сентябрь 2013 года в рамках координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, а также с целью рассмотрения письменных обращений граждан, контроля за исполнением ранее выданных требований (предписаний) на устранение нарушений, а также по просьбе проверяемых субъектов государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда проведено 804 проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда, включая 294 плановые проверки, 510 внеплановых проверок, из них 316 контрольные, 97 проверок по заявлениям проверяемых субъектов, 57 проверок по обращениям граждан и 40 проверок на основании достоверной информации о нарушении законодательства о труде и об охране труда, поступившей из местных исполнительных и распорядительных органов.

Составлено 506 актов проверок с общим числом выявленных нарушений 11146. Вынесено 442 требования (предписания) на устранение 10535 нарушений законодательства о труде и об охране труда.

К административной ответственности в виде штрафов привлечено 1023 должностных лица на сумму 882,9 млн рублей и 43 юридических лица на сумму 124,1 млн рублей. На основании материалов государственных инспекторов труда привлечено к дисциплинарной ответственности 636 ответственных должностных лиц нанимателей, из них 17 уволено.

По требованию государственных инспекторов труда в результате восстановления нарушенных прав работникам было выплачено 896,1 млн рублей.

В ходе проведенных проверок в соответствии с требованиями статьи 49 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) отстранялись от работы 5159 работников. В течение 9 месяцев 2013 года в области состоялось 93 заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов, посвященных вопросам законодательства о труде и об охране труда.

Продолжена работа мобильных групп, обследовано 1818 объектов организаций области, в том числе 947 объектов строительных и 871 объект сельскохозяйственных организаций. В ходе проведенных обследований выявлено 20803 нарушений требований безопасности. Среднее количество нарушений на одно обследование - 11,4. В среднем одной мобильной группой в месяц осуществляется обследование 4,6 объектов организаций.

Существенным недостатком работы районных мобильных групп является проведение недостаточного количества контрольных обследований, что снижает эффективность проведенной работы.

Кроме того, при посещении объектов сельского хозяйства недостаточное внимание уделяется обследованию молочно – товарных фермы. Так, к примеру в сентябре 2013 года мобильная группа Костюковичского района ни одной фермы не посещала, мобильная группа Краснополького района посетила одну молочно-товарную ферму, Климовичского района – 2 фермы.

Справочно. В Гродненской области за январь - сентябрь 2013 года при посещении сельскохозяйственных организаций обследовано в среднем одной мобильной группой в месяц 3,9 молочно – товарных ферм, в Брестской области – 3,7, в Витебской области – 3,3, в Могилевской области – 3,0, в Минской области – 2,9, в Гомельской – 2,0. Из информаций, представленных управлениями по труду, занятости и социальной защите горрайисполкомов, следует, что управления по труду, занятости и социальной защите Горецкого, Чериковского райисполкомов и Бобруйского горисполкома не укомплектованы специалистами, курирующими вопросы охраны труда.

Анализ результатов надзорной деятельности Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда показал, что в организациях области по – прежнему не в полной мере выполняются требования Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний, работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, а именно: не составлены и не утверждены в установленном порядке перечни профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, перечни профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение стажировки на рабочих местах, работникам, выполняющим работы с повышенной опасностью, не назначается стажировка по охране труда, приказом или распоряжением руководитель стажировки не назначается; имеют место случаи допуска работников к выполнению работ без проведения с ними проверки знаний по вопросам охраны труда и повторного инструктажа по охране труда. Вместе с тем, как показал анализ причин производственного травматизма в области одной из основных причин производственного травматизма является недостаток в обучении и инструктировании потерпевшего по охране труда.

В отдельных проверенных организациях области не в полной мере осуществляется контроль за соблюдением законодательства об охране труда в соответствии с требованиями Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 № 159. В большинстве организаций области в осуществлении контроля не принимают участие общественные инспектора по охране труда. Вместе с тем, как показал анализ причин несчастных случаев основной из них является недостаточный контроль за соблюдением работниками требований трудовой дисциплины, требований локальных нормативных правовых актов по охране труда.

Продолжают иметь место случаи допуска к эксплуатации технически неисправного оборудования, создающего угрозу жизни и здоровью работников. Так, за январь-сентябрь 2013 года была запрещена эксплуатация 660 единиц оборудования, машин, механизмов, создающих угрозу жизни и здоровью трудящихся, а также приостановлена работа 38 производственных цехов (участков).

Вместе с тем, не редко является причиной несчастных случаев на производстве именно эксплуатация неисправных, несоответствующих требованиям безопасности (или техническая неисправность) машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента.

Итоги надзора за соблюдением законодательства об охране труда за 9 месяцев текущего года показывают, что по прежнему нанимателями не уделяется должного внимания вопросу обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. В ходе проведенных проверок установлено более 2300 фактов допуска работников к выполнению работ без средств индивидуальной защиты, вынесено требование об отстранении этих работников от работы в соответствии с законодательством. Вместе с тем, сами наниматели не соблюдают требования статьи 49 ТК и не отстраняют работников от работы в предусмотренных законодательством случаях.

В период с 29.07.2013 по 30.08.2013 в области был проведен месячник безопасности труда при выполнении массовых уборочных работ, а в период с 24.07.2013 по 23.08.2013 – месячник безопасности труда в организациях малого предпринимательства. При проведении месячников несчастных случаев при проведении соответствующих работ не зарегистрировано.

С целью предупреждения нарушений правил и норм по охране труда, предотвращения производственного травматизма полагаем необходимым продолжить практику проведения месячников безопасности труда как на областном уровне, так и на уровне районов и городов.

Могилевским областным управлением Департамента государственной инспекции труда по результатам анализа производственного травматизма в организациях Могилевской области за январь-сентябрь 2013 года в адрес Шкловского, Хотимского, Чериковского, Кричевского, Осиповичского, Могилевского райисполкомов и Бобруйского горисполкома направлены письма о необходимости провести оценку эффективности территориальных систем управления охраной труда и принятии мер по внесению в них соответствующих изменений. Согласно письму Хотимского районного исполнительного комитета решением от 04.09.2013 №17-22 утверждено Положение о СУОТ с внесением необходимых корректирующих действий.

За 9 месяцев 2013 года в Могилёвское областное управление и межрайонные отделы поступило 834 обращения граждан, в том числе 463 письменных (из них 9 электронных) и 371 устное. Из 15 письменных обращений граждан переадресовано для рассмотрения по принадлежности в другие органы и обособленные структурные подразделения Департамента 7 и 8 письменных обращений соответственно.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошло снижение общего количества обращений граждан на 6,7 процента, в том числе письменных – на 10,1 процента, устных – на 2,1 процента.

Тематика вопросов, поднимаемых гражданами в обращениях, из года в год остается неизменной. По вопросам оплаты труда поступило 29,9 процента от общего количества вопросов, содержащихся в поступивших обращениях (за 9 месяцев 2012 года – 40,2 процента), в том числе несвоевременной выплаты заработной платы – 15,6 процента (за 9 месяцев 2012 года – 10,6 процента), несвоевременной выплаты сумм, причитающихся работнику при увольнении – 9,6 процентов (за 9 месяцев 2012 года – 10,5 процента); увольнения с работы – 12,4 процента (за 9 месяцев 2012 года – 15,7 процента); по приему на работу – 5,8 процента (за 9 месяцев 2012 года – 3 процента); по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек – 4,1 процента (за 9 месяцев 2012 года – 4,4 процента); предоставления отпусков – 3,9 процента (за 9 месяцев 2012 года – 5,2 процента); о работе по гражданско-правовым договорам – 3 процента (за 9 месяцев 2012 года – 1,3 процента); привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности – 3 процента (за 9 месяцев 2012 года – 3,7 процента); по выдаче и использованию спецодежды и других средств индивидуальной защиты – 1,9 процента (за 9 месяцев 2012 года – 3,3 процента); по переводам – 0,9 процента (за 9 месяцев 2012 года – 1,8 процента); о расследовании несчастных случаев на производстве – 0,8 процента (за 9 месяцев 2012 года – 2,2 процента).

Результаты плановых и внеплановых проверок соблюдения законодательства о труде показали, что наибольшее число нарушений допускается нанимателями в части несоблюдения сроков выплаты заработной платы, окончательного расчета при увольнении работника.

Так, за 9 месяцев 2013 года задолженность по заработной плате на день проверки была выявлена в 16 организациях, нарушение сроков выплаты заработной платы - в 250 организациях. За нарушение сроков и порядка выплаты заработной платы к административной ответственности привлечено 259 должностных лиц на общую сумму 168,7 млн рублей и 9 юридических лиц на сумму 16 млн рублей.

Нарушения статьи 59 ТК (несоблюдение размера минимальной заработной платы) установлены в СПК «Курманово» Мстиславского района и СПК «17 партсъезд» Славгородского района, СЧУП «АСБ «Городец» Шкловского района, ООО «Диал» г. Могилев, ОАО «Могилевлифт».

Государственными инспекторами труда ведется постоянный контроль за соблюдением нанимателями, предоставляющими работу гражданам по гражданско-правовым договорам, требований Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314. Так, из 179 проверенных за 9 месяцев 2013 года договоров в 59 не содержались все обязательные условия.

Государственными инспекторами труда также осуществляется постоянный мониторинг применения контрактной формы найма работников. За 9 месяцев 2013 года в 226 организациях (в т.ч. в 145 организациях негосударственной формы собственности) проведены соответствующие проверки соблюдения законодательства по контрактной форме найма. Выявлено 82 (в т.ч. 47 – в организациях негосударственной формы собственности) нарушения законодательства, регулирующего применение контрактной формы найма. Основными нарушениями являются: непредоставление работникам, работающим по контрактам, дополнительных мер стимулирования труда, а именно: повышения тарифной ставки до 50 %, предоставления дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней; непредупреждение работников письменно не позднее чем за один месяц до истечение срока действия контракта о намерении продолжить либо прекратить трудовые отношения, несоблюдение требований Примерной формы контракта, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180.

На основании проведенного анализа, итогов работы за январь - сентябрь 2013 года предлагаем необходимым поручить горрайисполкомам следующее.

1. Могилевскому, Кричевскому, Климовичскому, Хотимскому, Чериковскому, Шкловскому, Славгородскому, Осиповичскому, Костюковичскому и Краснопольскому райисполкомам, Могилевскому и Бобруйскому горисполкомам организовать и провести в IV квартале территориальные месячники безопасности труда, с проведением обследований максимального числа организаций.

2. Шкловскому, Чериковскому, Кричевскому, Осиповичскому, Могилевскому райисполкомам, Могилевскому и Бобруйскому горисполкомам провести оценку эффективности территориальных систем управления охраной труда и принятии мер по внесению в них соответствующих изменений.

3. Горрайисполкомам:

3.1 рассмотреть вопросы соблюдения законодательства о труде и об охране труда, производственного травматизма за 9 месяцев 2013 года на заседаниях горрайисполкомов в 4 квартале 2013 года. Рассмотреть результаты работы мобильных групп, а также причины и обстоятельства происшедших несчастных случаев на производстве;

3.2 потребовать от руководителей мобильных групп осуществлять контрольные обследования объектов, а в случае установления фактов невыполнения ранее выданных рекомендаций информировать Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда;

3.3 потребовать от руководителей районных мобильных групп по оказанию практической и методической помощи сельскохозяйственных организаций активизировать обследование молочно – товарных ферм при посещении объектов сельского хозяйства;

3.4 рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, которые не обеспечили снижение уровня производственного травматизма, заслушать их на заседаниях горрайисполкомов, комиссий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

3.5 организовать проведение городских и районных месячников безопасности труда и районных дней охраны труда;

3.6 информировать Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции труда о фактах уклонения от проверки знаний по вопросам охраны труда руководителями, их заместителями, главными специалистами, членами комиссий для проверки знаний по вопросам охраны труда организаций, не имеющих вышестоящих органов управления для решения вопроса об организации внеплановой проверки;

3.7 активизировать работу по пропаганде вопросов безопасности труда за счет размещения рекламных щитов, плакатов на бигбордах, социальной рекламы в местах массового пребывания граждан, а также в общественном транспорте, в торговых объектах, на территории крупных организаций;

3.8 принять меры по недопущению нарушения сроков выплаты заработной платы, установленных законодательством, коллективными и трудовыми договорами, а также исключению случаев выплаты заработной платы в размере ниже установленного размера минимальной заработной платы;

3.9 оказывать методическую помощь, а также проводить обучающие семинары, в том числе для организаций частной формы собственности, по вопросам законодательства о труде и об охране труда;

3.10 принять необходимые меры по переподготовке специалистов по охране труда и специалистов кадровой службы, повышению их квалификации, а также укомплектованию штатов служб охраны труда и кадровых служб в соответствии со штатными расписаниями.

3.11 Горецкого, Чериковского районов и г. Бобруйска укомплектовать управления по труду, занятости и социальной защите специалистами, курирующими вопросы охраны труда.

4. Руководителям организаций области:

4.1 обеспечить постоянный контроль за соблюдением работниками трудовой дисциплины, требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов по охране труда;

4.2 в случаях, предусмотренных Директивой, расторгать с работниками контракты;

4.3 обеспечить отстранение работников от работы в случаях, предусмотренных законодательством;

4.4 принять все необходимые меры по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;

4.5 запретить эксплуатацию технически неисправного оборудования, создающего угрозу жизни и здоровью работников.

4.6 обеспечить информирование работников по вопросам охраны труда и об имеющихся у них в этой сфере правах;

4.7 обеспечить реальное участие работников в управлении охраной труда, одной из форм которого является регулярное рассмотрение состояния охраны труда на общих собраниях трудовых коллективов, совещаниях руководителей и специалистов организаций, в ходе которых не только доводить содержание нормативных актов, приказов и распоряжений об охране труда, обстоятельств и причин имевших место несчастных случаев, но и заслушивать лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда;

4.8 обеспечить на должном уровне контроль за соблюдением требований охраны труда, который должен быть не только обязанностью специалиста по охране труда, но и постоянной обязанностью каждого руководителя структурного подразделения;

4.9 обеспечить действенность и периодичность контроля за охраной труда общественными инспекторами труда и профсоюзными комитетами;

4.10 обеспечить принятие дополнительных мер, направленных на мотивацию работника сотрудничать и взаимодействовать с нанимателем по охране труда, в том числе материального характера.

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.