Вверх

Вы здесь

О соблюдении законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом и основных нарушениях, выявленных фондом «Могилевоблимущество» в ходе проведения проверок в 2015 году

Единый порядок проведения контрольной деятельности в Республике Беларусь,  перечень контролирующих органов и сфер их контрольной деятельности установлен Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ).

В соответствии с нормами Указа осуществление деятельности с использованием государственного имущества является критерием отнесения проверяемого субъекта к высокой группе риска для назначения плановых проверок.

Фонд «Могилевоблимущество» (далее - фонд) осуществляет полномочия контролирующего органа на основании Указа и Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 131 «Об органах, уполномоченных на осуществление контроля (надзора)».

В 2015 году фондом проведено 13 плановых проверок организаций по соблюдению ими законодательства, регулирующего вопросы использования и распоряжения государственным имуществом.

По результатам проверок установлены нарушения по распоряжению государственным имуществом и факты искажения государственной статистической отчетности по форме 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности».

В соответствии с частью 1 статьи 23.27 КоАП нарушение законодательства о залоге, сдаче в аренду или ином распоряжении государственным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности хозяйственного общества, в отношении которого Республика Беларусь или ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), могут определять решения, которые принимаются этим хозяйственным обществом, не повлекшее выбытия имущества из государственной собственности либо собственности этого хозяйственного общества, влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на юридическое лицо - от двадцати до двухсот базовых величин.

В соответствии с частью 3 статьи 23.18 КоАП предоставление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию, влекут наложение штрафа в размере от двадцати до восьмидесяти базовых величин.

По фактам выявленных нарушений фондом всем проверенным организациям направлены  предписания об устранении указанных в актах проверок нарушений, а также сообщения в Комитет государственного контроля Могилевской области, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь и Управление внутренних дел Могилевского облисполкома о признаках административных правонарушений. Кроме того, было направлено сообщение в Управление внутренних дел Могилевского облисполкома о признаках уголовного нарушения.

По результатам рассмотрения данных сообщений вынесено:

34 постановления по делу об административном правонарушении на общую сумму 83,5 млн. рублей, в том числе в отношении проверенных юридических лиц вынесено 10 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 49,5 млн. рублей, в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные проведенными проверками  вынесено  24 постановления на сумму 34,0 млн. рублей;

2 постановления о признаках административных правонарушений за невыполнение предписаний об устранении указанных в актах проверок нарушений на сумму 0,1 млн. руб.

Кроме того, принято мер дисциплинарного взыскания в отношении 10  должностных лиц проверенных субъектов.

В 2015 году проведено 6 мониторингов предоставляемых организациями сведений о неиспользуемом имуществе. По результатам мониторингов выявлены факты искажения сведений о неиспользуемом имуществе, содержащихся в государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности», и календарных графиках по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого и неэффективно используемого имущества.

В ходе проверок продолжают устанавливаться  факты нарушения законодательства, на которые фондом «Могилевоблимущество» неоднократно указывалось областным органам управления и горрайисполкомам, что свидетельствует об отсутствии контроля с их стороны за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения подведомственными организациями государственным имуществом.

Типичными нарушениями законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом  являются:

использование государственного имущества без заключения договоров аренды, в том числе прилегающих к арендуемым зданиям (частям в них) площадок для хранения арендаторами служебных и личных транспортных средств, наружных и внутренних стен зданий для размещения арендаторами информационных табличек, навесов, почтовых ящиков, таксофонов и др.;

нарушения при расчете размера арендной платы, в том числе неверное применение установленных Могилевским облисполкомом коэффициентов в зависимости от местонахождения зданий, сооружений, коэффициентов к базовым ставкам, применяемым для отдельных видов деятельности, осуществляемой на арендуемых площадях, некоторых категорий арендаторов и недвижимого имущества, а также уплата после первого апреля арендаторами арендной платы за март 2015 г. исходя их базовой арендной величины действующей по 31.03.2015;

нарушение порядка сдачи в аренду государственного имущества, в том числе сдача в аренду без согласования с органом управления, без принятия руководителем соответствующего решения о сдаче в ареду;

не предоставление арендодателями фонду «Могилевоблимущество» в предусмотренных законодательством случаях информации об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, для размещения в единой информационной базе в сети Интернет;

не обеспечение полного и своевременного перечисления в доход бюджетов всех уровней 50 процентов средств, полученных от сдачи государственного недвижимого имущества в аренду;

не принятие должных мер по сокращению и взысканию в установленном порядке задолженности по арендной плате, в том числе не расторжение договоров аренды с недобросовестными арендаторами, не сокращение арендуемых площадей, не проведение претензионно-исковой работы, не начисление пени, предусмотренной договорами аренды;

нарушение порядка организации и проведения инвентаризаций объектов основных средств, в том числе не проведение либо проведение без издания приказов руководителем организаций инвентаризаций при смене материально ответственных лиц, а также включение в состав инвентаризационной комиссии материально ответственных лиц для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей;

наличие неучтенных в бухгалтерском учете объектов основных средств;

наличие неиспользуемых объектов государственного имущества, в отношении которых не приняты меры по его вовлечению в хозяйственный оборот и включению в предусмотренные законодательством перечни и календарные графики;

нарушение законодательства о списании государственного недвижимого имущества, в том числе подписание актов о списании лицами, не являющимися в соответствии с приказом руководителя организации членами комиссии о списании;

несвоевременное, неполное предоставление фонду «Могилевоблимущество» документированной информации для ведения и поддержания в актуальном состоянии Единого реестра государственного имущества, а также предоставление недостоверной информации;

не получение до настоящего времени рядом государственных организаций в установленном порядке соответствующих документов о государственной регистрации государственного недвижимого имущества, а также прав, ограничений (обременений) прав на него;

отсутствие книги замечаний и предложений;

необоснованное предоставление объектов недвижимого государственного имущества в безвозмездное пользование.

Кроме того, проверками установлены факты искажения государственной статистической отчетности по форме 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности».

Имеют места случаи, когда предприятия не указывают в отчете задолженность по арендной плате и перед бюджетом по перечислению средств, полученных от сдачи государственного недвижимого имущества в аренду.

В целях предупреждения и предотвращения нарушений, связанных с использованием и распоряжением государственным имуществом органам управления и государственным юридическим лицам необходимо принять меры по обеспечению неукоснительного соблюдения законодательства, регулирующего вопросы использования и распоряжения государственным имуществом.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.