Вверх

Вы здесь

О вопросах стимулирования труда работников, обеспечивающих реализацию продукции, товаров (работ, услуг)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

13.06.2014 № 1-2-12/1719П

О вопросах стимулирования труда

работников, обеспечивающих

реализацию продукции, товаров

(работ, услуг)

В соответствии с поручением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2014 г. № 31/225-750, 225-844 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь информирует о применении нормативных правовых актов по стимулированию работников, способствующих увеличению объемов реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе поставок продукции на экспорт.

В настоящее время законодательство о труде позволяет применить в коммерческих организациях любую систему оплаты труда, в том числе направленную на прямое стимулирование работников за обеспечение объемов реализации продукции, товаров (работ, услуг), сокращение запасов готовой продукции и поступление валютной выручки.

Основными нормативными правовыми актами по формированию систем оплаты труда работников, занятых реализацией продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, являются:

Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулирования реализации продукции, товаров (работ, услуг)» (далее – Указ № 49);

Указ Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования в области оплаты труда» (далее – Указ № 181).

Методология построения системы оплаты труда работников, занятых реализацией продукции, товаров (работ, услуг), также отражена в Рекомендациях по применению комиссионной системы оплаты труда работников коммерческих организаций, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. № 17.

Указанные нормативные правовые акты позволяют устанавливать системы оплаты труда, предполагающие осуществление комиссионных выплат работникам, размер которых зависит от показателей реализации продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт.

В частности, Указом № 49 предоставлено право устанавливать:

ежемесячное вознаграждение в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг) в действующих ценах, работникам, обеспечивающим реализацию продукции, товаров (работ, услуг), в том числе на экспорт, снижение запасов готовой продукции. В данном случае вознаграждение может устанавливаться как от суммы всей выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), так и от ее части;

персональные условия оплаты труда, включающие оклады (ставки), исчисленные в кратных размерах к тарифной ставке первого разряда, действующей в коммерческой организации, и не ограниченные максимальными размерами выплаты стимулирующего характера (надбавки, премии) работникам, обеспечивающим поступление валютной выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг). Например, работникам может быть установлена премия в процентах от выручки, полученной в результате прироста экспорта товаров (услуг) по сравнению с его доведенным значением (дополнительной выручки); вознаграждение в процентном отношении от суммы внешнеэкономической сделки (договора) работникам, непосредственно участвовавшим в ее заключении.

В то же время Указ № 181 позволяет нанимателям устанавливать любые другие системы оплаты труда работников, в том числе включающие одновременное применение надбавок, премий и вознаграждений в процентах от выручки (дополнительной выручки) продукции, товаров (работ, услуг) или иного показателя реализации продукции, товаров (работ, услуг).

В целом следует отметить, что заработная плата работников, занятых реализацией продукции, товаров (работ, услуг), состоит в основном из комиссионных выплат (вознаграждений), сумма которых рассчитывается исходя из установленного норматива в привязке к одному или нескольким количественно измеримым показателям реализации продукции (объему продаж, выручке от реализации, прибыли от реализации и др.). Норматив вознаграждения может быть установлен также и от прироста показателя реализации продукции товаров (работ, услуг).

Условный пример по расчету вознаграждения в зависимости от размера выручки (прироста выручки), полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг).

 
Прирост выручки от реализации продукции, товаров (работ, услуг), млн.руб.
Процент от прироста выручки
Максимальная сумма комисс. вознагражд. млн.руб.
Порядок расчета
А
В
С
D
E
1
до 100
1
1
100×1%
2
от 101 до 500
0,5
3
D1+(500-100)×0,5%
3
от 501 до 1000
0,3
4,5
D2+(1000-500)×0,3%
4
от 1001 до 5000
0,1
8,5
D3+(5000-1000)×0,1%
5
от 5001 до 10000
0,05
11
D4+(10000-5000)×0,05%
6
от 10001 до 50000
0,03
23
D5+(50000-10000)×0,03%
7
от 50001 до 100000
0,01
28
D6+(100000-50000)×0,01%
8
от 100001 до Х
0,001
от 28
D7+(Х-100000)×0,001%

Нормативы вознаграждения могут быть постоянными (едиными для всех продаж) или переменными (дифференцированными). Дифференциация размеров вознаграждения может устанавливаться в зависимости от: объемов реализации продукции, товаров (работ, услуг);

условный пример:

 
Выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг), млн.руб.
Процент от выручки
Порядок расчета
1
от 500 до 1000
0,2
0,2%×сумму выручки, превышающую 500 млн.руб.
2
от 1000 до 10000
0,3
0,3%×сумму выручки, превышающую 1000 млн.руб.
3
свыше 10000
0,4
0,4%×сумму выручки, превышающую 1000 млн.руб.

региона реализации продукции, товаров (работ, услуг);

условный пример:

 
Регион продаж
Процент от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг)
1
Российская Федерация
0,2
2
другие страны СНГ
0,3
3
страны Европейского союза
0,4
4
дальнее зарубежье
0,5

сложности сбыта конкретной продукции;

условный пример:

 
Вид продукции
Процент от выручки, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг)
1
продукция А
0,2
2
продукция Б
0,5
3
продукция В
0,8

прибыльности продукции, товаров (работ, услуг);

условный пример:

 
Вид продукции
Процент от прибыли, полученной от реализации продукции, товаров (работ, услуг)
1
продукция А
1
2
продукция Б
3
3
продукция В
5

и других факторов.

Принятие решения о применения конкретной системы оплаты труда работников находится в компетенции нанимателя и закрепляется в коллективном договоре или ином локальном нормативном правовом акте организации, принятом в порядке, установленном законодательством.

П.П. Грушник,

первый заместитель Министра

 

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.