Вверх

Вы здесь

Об итогах надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда в Могилевской области в 2011 году

В течение 2011 года в рамках координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, а также с целью рассмотрения письменных обращений граждан, расследования несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда и межрайонных инспекций труда проведено 1643 проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда.

В ходе проведенных проверок было выявлено 3650 нарушений законодательства о труде и 15228 нарушений законодательства об охране труда. На основании актов государственных инспекторов труда было предписано устранить 2332 нарушения законодательства о труде и 16307 нарушений законодательства об охране труда.

К административной ответственности в виде штрафов привлечено 909 должностных лиц (из них за нарушения законодательства о труде – 318 должностных лиц) и 253 юридических лица (из них за нарушения законодательства о труде – 47 юридических лиц). По требованию государственных инспекторов труда в результате восстановления нарушенных прав работникам было выплачено 877,6 млн. рублей.

В 2011 году государственными инспекторами труда приостановлена работа 22 производственных участков и 882 единиц станков, машин, другого оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.

В прошедшем году нарушение сроков выплаты заработной платы установлено в 101 организации, в связи с чем к административной ответственности привлечено 87 должностных и 13 юридических лиц. Кроме того, чаще стали выявляться случаи выплаты нанимателями заработной платы ниже размера минимальной заработной платы, установленной правительством.

Государственными инспекторами труда ведется постоянный контроль за соблюдением нанимателями, предоставляющими работу гражданам по гражданско-правовым договорам, требований Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314. Так, в течение 2011 года из 248 проверенных договоров в 119 договорах не содержались все обязательные условия.

В ряде проверенных организаций выявлены нарушения п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 (с изменениями и дополнениями) в части непредоставления работникам, работающим по контрактной форме найма, дополнительных мер стимулирования труда. Нередко в контрактах не предусмотрены обязанности сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждать другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения. За нарушение нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма к административной ответственности привлечено 12 должностных лиц.

У многих проверенных субъектов выявлены нарушения Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 № 30, нарушения трудового законодательства при приеме работников на работу (не ознакомление работников под роспись с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами о приеме на работу), а также статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (не указание в трудовых договорах работников обязательных сведений и условий).

Основными причинами нарушений законодательства о труде являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, неоказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.

В течение 2011 года в Могилевской области по оперативным данным произошло 88 несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом и 27 несчастных случаев со смертельным исходом. В 2010 году было зафиксировано 95 несчастных случаев с тяжелым и 22 несчастных случая со смертельным исходом.

За 2011 год, по сравнению с 2010 годом, допущен рост числа несчастных случаев со смертельным исходом в организациях, расположенных в г. Бобруйске (+ 2), Быховском (+ 2), Костюковичском (+2), Бобруйском (+ 3), Климовичском (+ 1), Глусском (+ 1) и Круглянском (+ 1) районах. Рост числа несчастных случаев с тяжелым исходом допустили в организациях, расположенных в Осиповичком (+3), Костюковичском (+2), Славгородсвком (+2), Могилевском (+1), Чаусском (+1), Краснопольском (+1), Хотимском (+1) и Чериковском (+1) районах.

Основными причинами производственного травматизма стали: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по организации и обеспечению безопасности труда, нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда, недостатки в обучении и инструктировании потерпевшего по охране труда, эксплуатация неисправных и (или) несоответствующих требованиям безопасности машин, механизмов. В состоянии алкогольного опьянения находились 12 пострадавший.

Анализ результатов проверок, проведенных государственными инспекторами труда, показал, что в организациях области работа по соблюдению законодательства об охране труда не соответствует предъявляемым требованиям:

- не во всех организациях разработана и внедрена система управления охраной труда, обеспечивающая выявление производственных опасностей, оценку рисков травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по снижению травматизма и гибели на основе государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования»;

- не везде составлены и утверждены в установленном порядке перечни профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, перечни профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение стажировки на рабочих местах;

- работникам, выполняющим работы с повышенной опасностью, не назначается стажировка по охране труда;

- имеют место случаи допуска работников к выполнению работ без проведения с ними проверки знаний по вопросам охраны труда и повторного инструктажа по охране труда;

- отсутствуют утвержденные перечни инструкций по охране труда, журналы регистрации инструкций по охране труда;

- работники отдельных организаций не в полной мере обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, предусмотренными для них Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты;

- для осуществления контроля за техническим состоянием и эксплуатацией зданий не созданы службы технической эксплуатации, не осуществляется контроль за техническим состоянием зданий и сооружений путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров, не ведутся технические паспорта зданий, журналы технической эксплуатации, карточки учета технического состояния объектов и т.д.

Первый заместитель начальника управления Д.В. Малахов

Заместитель начальника управления С.А. Жигунов

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.