Вверх

Вы здесь

Об итогах надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда в Могилевской области за 9 месяцев 2011 года

В течение 9 месяцев 2011 года в рамках координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, а также с целью рассмотрения письменных обращений граждан, расследования несчастных случаев на производстве государственными инспекторами труда Могилевского областного управления Департамента государственной инспекции труда и межрайонных инспекций труда проведено 473 проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде и 704 проверки по вопросам соблюдения законодательства об охране труда.

В ходе проведенных проверок было выявлено 2525 нарушения законодательства о труде и 21149 нарушений законодательства об охране труда. На основании актов государственных инспекторов труда было предписано устранить 1612 нарушений законодательства о труде и 11521 нарушение законодательства об охране труда.

К административной ответственности в виде штрафов привлечено 648 должностных лиц (из них за нарушения законодательства о труде – 212 должностных лиц) и 246 юридических лица (из них за нарушения законодательства о труде – 43 юридических лица). По требованию государственных инспекторов труда в результате восстановления нарушенных прав работникам было выплачено 232,9 млн. рублей.

В течение 9 месяцев 2011 года государственными инспекторами труда приостановлена работа 21 производственного участка и 744 единиц станков, машин, другого оборудования, представляющих угрозу жизни и здоровью работающих.

В январе-сентябре 2011 года нарушение сроков выплаты заработной платы установлено в 83 организациях, в связи с чем к административной ответственности привлечено 59 должностных и 11 юридических лиц. Кроме того, чаще стали выявляться случаи выплаты нанимателями заработной платы ниже размера минимальной заработной платы, установленной правительством.

Государственными инспекторами труда ведется постоянный контроль за соблюдением нанимателями, предоставляющими работу гражданам по гражданско-правовым договорам, требований Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314. Так, за истекший период 2011 года из 200 проверенных договоров в 91 договоре не содержались все обязательные условия.

В ряде проверенных организаций выявлены нарушения п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 (с изменениями и дополнениями) в части непредоставления работникам, работающим по контрактной форме найма, дополнительных мер стимулирования труда. Нередко в контрактах не предусмотрены обязанности сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждать другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения. За нарушение нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма к административной ответственности привлечено 12 должностных лиц.

У многих проверенных субъектов выявлены нарушения Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 09.03.1998 № 30, нарушения трудового законодательства при приеме работников на работу (не ознакомление работников под роспись с должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка, приказами о приеме на работу), а также статьи 19 Трудового кодекса Республики Беларусь (не указание в трудовых договорах работников обязательных сведений и условий).

Основными причинами нарушений законодательства о труде являются низкий уровень правовых знаний уполномоченных должностных лиц нанимателей, особенно в организациях частной формы собственности, неоказание методической помощи вышестоящими организациями, местными исполнительными и распорядительными органами организациям и индивидуальным предпринимателям по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда, а также нестабильное финансово-экономическое положение организаций.

В период с января по сентябрь 2011 года в Могилевской области по оперативным данным произошло 67 несчастных случаев на производстве с тяжелым исходом и 19 несчастных случаев со смертельным исходом. За соответствующий период 2010 года было зафиксировано 69 несчастных случаев с тяжелым и 16 несчастных случаев со смертельным исходом.

Рост несчастных случаев со смертельным исходом допустили предприятия Быховского, Шкловского, Бобруйского, Осиповичского, Климовичского и Костюковичского районов.

Основными причинами производственного травматизма стали: невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по организации и обеспечению безопасности труда, нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда, недостатки в обучении и инструктировании потерпевшего по охране труда, эксплуатация неисправных и (или) несоответствующих требованиям безопасности машин, механизмов. В состоянии алкогольного опьянения находились 11 пострадавший.

Анализ результатов проверок, проведенных государственными инспекторами труда, показал, что в организациях области работа по соблюдению законодательства об охране труда не соответствует предъявляемым требованиям:

- не во всех организациях разработана и внедрена система управления охраной труда, обеспечивающая выявление производственных опасностей, оценку рисков травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по снижению травматизма и гибели на основе государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования»;

- не везде составлены и утверждены в установленном порядке перечни профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, перечни профессий рабочих, выполняющих работы с повышенной опасностью, для выполнения которых требуется проведение стажировки на рабочих местах;

- работникам, выполняющим работы с повышенной опасностью, не назначается стажировка по охране труда;

- имеют место случаи допуска работников к выполнению работ без проведения с ними проверки знаний по вопросам охраны труда и повторного инструктажа по охране труда;

- отсутствуют утвержденные перечни инструкций по охране труда, журналы регистрации инструкций по охране труда;

- работники отдельных организаций не в полной мере обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, предусмотренными для них Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты;

- для осуществления контроля за техническим состоянием и эксплуатацией зданий не созданы службы технической эксплуатации, не осуществляется контроль за техническим состоянием зданий и сооружений путем проведения плановых и неплановых (внеочередных) технических осмотров, не ведутся технические паспорта зданий, журналы технической эксплуатации, карточки учета технического состояния объектов и т.д.

Заместитель начальника областного управления С.А. Жигунов

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.