Вверх

Вы здесь

Обсуждение: мюзикл «Алые паруса» - романтизм или стародавность?

Ждали чуда, а увидели спектакль «в стародавней манере». Так можно очертить главный мотив высказываний, звучавших сегодня во время обсуждения критиками мюзикла Максима Дунаевского «Алые паруса», сыгранного Государственным театром для детей и молодежи «Свободное пространство» из Орла в первый день VII Международного молодежного театрального форума «М@rt.контакт - 2012».

«К сожалению, впечатление не очень позитивное, - отметил критик из Минска Вадим Салеев. - Не потому, что спектакль для подростков, а потому, что все сделано в таком давнем стиле, что сложно подобрать десятилетие». Мало средств выразительности, а если и есть, то заезжены и избиты. Правда, специалист похвалил хороший голос Елены Симоновой, сыгравшей взрослую Ассоль. «Мир держится на двух вещах: хлебе и зрелищах, - напомнил специалист. – Театр, безусловно, занимает здесь свою нишу. Однако главное, о чем не стоит забывать: он должен быть востребован здесь и сейчас. А в наше время, когда молодые люди находятся под телевизионным террором, пропагандирующим свое искусство, разве есть место романтике и наивности?».

Не смогли критики обойти стороной и тот факт, что известные и талантливые авторы либретто Михаил Бартенев и Андрей Усачев отошли от литературного первоисточника. Романтичная Ассоль поет в сомнительном заведении «Маяк», где и встречается впервые с капитаном Артуром Греем. Не в лесу, (там, по книге, во время сна девушки, романтический влюбленный парень надевает на ее золотое кольцо), а в кабаке с путанами, капитан и его избранница впервые видят друг друга и замирают от нахлынувших чувств. Сомнительно, чтобы гриновский капитан, высокой духовности и аристократического воспитания человек, опустился до посещения подобных мест? Пожалуй, здесь можно согласиться со специалистами.

«По эмоциям постановка напомнила сериал, - поделилась столичный критик Татьяна Комонова. - Всегда думала, почему люди так преданно смотрят подобные фильмы. Оказалось, все просто: они хотят получить чистые эмоции, без всяких там «но». Любовь, так любовь. Ненависть, так ненависть. Позиция сохранения лучших достижений в течение многих лет – самое страшное. Правильно - развивать традиции, придавать им новые формы и краски».

Возмущения критиков по-своему оправданы: комедию «Любовью не шутят», представленную театром «Свободное пространство» на «М@rt.контакте» в 2008 году, жюри отметила Гран-при. Естественно, планка ниже знатоками театрального искусства была воспринята без понимания объективных причин.

Режиссер спектакля Александр Михайлов со скептицизмом отнесся к услышанному, поскольку на многие доводы у него был свой собственный взгляд, мнение, подкрепленные любовью орловского зрителя. «Я принимаю лишь конструктивный и обоснованный разговор, - отметил он. – Если плохо, то что конкретно? Постановка идет с апреля прошлого года и воспринимается публикой, больше, чем бы я хотел. А ведь согласитесь, привести молодых людей в театр трудно, тем более, чтобы они захотели вернуться. А к нам возвращаются».

Оправданием, по мнению Александра Михайлова, может быть и тот факт, что труппу покинули некоторые актеры, на которых держались фестивальные работы. К тому же могилевская площадка меньше, чем орловская, а это могло создать ощущение скученности, давки на сцене. Не идеально был выстроен свет, из-за чего некоторые средства выразительности терялись.

Что же касается выбранного жанра, в нем, по словам Александра Михайлова, есть достоинства и недостатки. В числе последних - спектакль свободно распадается на номера и песни. Между ними - небольшие драматические связки. При этом главные события разворачиваются, прежде всего, в музыкальной части спектакля, и смысловые нагрузки, акценты реализовываются в музыке сильнее, чем в речевых эпизодах. Если этого не получается, упускается сквозная линия – противопоставление бытового мышления и мечты, – и все сыплется. «Вчера, судя по вашим оценкам, это и случилось», - констатировал режиссер.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.