Вверх

Вы здесь

Олег Буянов, начальник управления торговли и услуг

В последнее воскресенье июля работники торговли отмечают свой профессиональный праздник. Несмотря на непростые условия нынешнего года, в том числе резкое повышение цен, ажиотажный спрос в апреле-мае на некоторые продукты питания и товары критического импорта, торговля Могилевщины справилась с задачей по насыщению рынка всем необходимым. О том, как удалось преодолеть трудности и чем живет сегодня торговля области, наша беседа с начальником управления торговли и услуг Олегом Буяновым.

- Олег Алексеевич, что из себя представляет торговая сеть Могилевщины?

- На сегодняшний день это 5 200 магазинов, примерно 420 кв. м. торговой площади на 1000 человек. Показатель выше республиканского. Товарооборот за первых шесть месяцев нынешнего года составляет примерно 119% к уровню прошлого. Это очень хорошая цифра. Если рассматривать в общем, то Могилевская область развивается достаточно динамично.

В структуре товарооборота примерно 63% занимают продукты питания, 37% - непродовольственные товары. В европейских странах этот показатель находится в соотношении 50/50. То есть нам есть к чему стремиться. Есть и поводы для гордости. В регионе действует система потребкооперации, которая обслуживает сельское население и занимает порядка 16% в структуре товарооборота области. Есть крупные торговые центры: «Гиппо» - в Могилеве, «Корона» - в Бобруйске. Люди уже успели оценить их удобство и преимущества.

В ближайшие пять лет планируем открыть немало хороших торговых объектов. Уже подписано порядка 25 инвестдоговоров. Конкуренция на рынке торговли усилится, будут возникать дополнительные услуги, от чего выиграют лишь потребители.

Отдельно развивается интернет-торговля. Раньше схема виртуального оформления покупок была в диковинку. Теперь люди активно ею пользуются, оценив удобство таких услуг.

Что касается системы общественного питания, здесь тоже не стоим на месте. Открываем новые рестораны, реализуем интересные проекты. Так, после Нового года был открыт ресторан «У сяброў», где акцентировали внимание на студенческом контингенте. Здесь разработано специальное меню, цены дешевле, беспроводной доступ в интернет обеспечен. Замечается тенденция ухода от обычных пиццерий. Появляются рестораны тематической кухни – итальянской, французской.

В последнее время в крупных торговых центрах открываются большие секции кулинарии. При этом в некоторых такая продукция приносит до 30% всего товарооборота.

Хорошим моментом является и то, что порядка 83% товаров в магазинах - отечественного производства. Понятно, что чем выше этот показатель, тем крепче товарная безопасность страны.

- День работников торговли в нынешних условиях – особенный праздник. В апреле-мае пришлось принять на себя последствия удара возросших цен, воевать с ажиотажным спросом, который не прекращается на некоторые товары и сегодня. Что было предпринято и предпринимается для оптимизации ситуации?

- В этом году торговля выдержала серьезное испытание. Мы достойно прошли этот промежуток времени. Полки в магазинах не пустовали. Причем во время кризисных проявлений удалось даже запустить интересные проекты. Например, начали акцию «Сделано на Могилевщине». Специальные наклейки уже появились на прилавках некоторых магазинов областного центра. В первую очередь наклейки обращают внимание на произведенные в регионе продовольственные продукты: хлеб, мясные и молочные изделия. К эксперименту планируем подключить крупные торговые сети. Некоторые производители обещают в ближайшее время внедрить знак «Сделано на Могилевщине» в свою фирменную упаковку. Будем воспитывать у людей товарный патриотизм.

Помимо этого нам удалось ограничить реализацию плодово-ягодного вина. По большому счету – это потеря товарооборота. Но вместе с тем, тут преследуются другие цели. Здоровье людей – на первом месте. Посмотрим, какие будут результаты, цифры. Может придется и ужесточать существующие правила продажи.

Мы одни из первых в республике запустили такой проект как социальные магазины. Порядка 135 таких торговых объектов и отделов открылись повсеместно в области. Эта система продажи продуктов питания и непродовольственных товаров быстро нашла понимание у людей, пользуется спросом и позволяет, кроме социальных льгот, обеспечивать прирост товарооборота.

- Цены повысились, и, в общем-то, камни полетели на торговлю. А что все же случилось на самом деле?

- Рост цен, который наблюдаем, неизбежен. Есть ряд причин. Первая, это, конечно, девальвация. Помимо этого существует такое понятие как «народный экспорт». В Российской Федерации стоимость большинства позиций товара, который производится в Беларуси, в два-три раза дороже. Люди используют этот момент, вывозят продукцию за пределы страны. Для торговли это, по большому счету, хорошо. Но ресурса товарного не всегда достаточно.

Торговля на сегодняшний день может регулировать и формировать цены только надбавками. Поверьте, конкуренция в этой сфере такова, что сделать надбавку в 70-100% невозможно. Люди, сориентировавшись, купят ту продукцию, которая ниже по стоимости.

Рентабельность в сфере торговли на данный момент не такая большая - 2-3%. Уровень заработной платы у продавцов невысокий. Кадров не хватает. И говорить о том, что торговля начала заниматься какими-то спекуляциями, нет оснований. Не потому, что я сходил и проверил каждый магазин. Ситуация экономически такая, что не могут магазины позволить себе этого.

- Часто, заходя в магазин, можно услышать фразу: понятно, импортная продукцию дорожает, но почему белорусский товар растет в цене?

- Любые белорусские товары включают импорт: будь то комбикорм, электроэнергия, другие составляющие. Помимо этого есть тенденция к росту заработной платы – объективный фактор. Естественно, это отражается и на конечной стоимости товара.

- Какие меры нужно, по Вашему мнению, предпринять, чтобы снизить ажиотажный спрос на некоторые продукты, например сахар. Волна массовой скупки опять охватила магазины. В Бобруйске даже ввели ограничение на продажу сахара в одни руки по 5 кг.?

- Ажиотаж на сахар ничем не подкреплен. Ресурсов достаточно, в том числе по Могилевской области. Цена в ближайшее время меняться не будет. Поэтому повышенный спрос скорее вызван слухами. Мы рекомендовали руководителям торговых организаций в случае невозможности соблюдения ассортиментного перечня применять ограничения. Кто-то ввел 3 кг. на руки, кто-то – 5 кг., некоторые вообще ничего не предпринимали. Это была инициатива руководителей предприятий, не облисполкома.

Что касается защитных мер, периодически принималось решение во время ажиотажного спроса дозировано давать в торговлю сахар. Это принесло свои положительные результаты: полки в течение дня не пустуют. Можно конечно продать все за один день. Но потом две-три недели сахара может вообще не быть. Методика, которую мы избрали, правильная, и она работает в данной ситуации.

- Насколько престижно сейчас, на Ваш взгляд, работать в торговле?

- Уровень заработной платы - это то мерило, оглядываясь на которое, общество с уважением относиться к той или иной профессии. Понятно, что заработная плата продавцов продовольственных товаров не очень велика. Отсюда выводы. Вместе с тем для людей, которые профессионально занимаются непродовольственной торговлей (компьютерная техника, одежда) - это престижно. Существует кадровая проблема, так как продавец всегда находится рядом с деньгами. В некоторых магазинах этот доступ бесконтрольный со всеми вытекающими последствиями. Поэтому можно сказать, что профессия - по-своему сложная. Многие считают: стал за прилавок и продал. А ведь этому тоже надо учиться. Даже вводятся сейчас новые понятия – например, мерчендайзер (человек, занимающийся правильной расстановкой товара) и др.

- Спасибо за интервью. С наступающим Вас праздником! Ваши пожелания коллегам.

- Хочется пожелать всем коллегам успехов, удачи. Большое спасибо за те моменты, когда торговля проверялась на прочность. Мы достойно выстояли. Сегодня с уверенностью могу сказать, что нам любые проблемы по плечу.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.