Вверх

Вы здесь

Петр Рудник, председатель Могилевского областного исполнительного комитета

Четыре “И” плюс любовь к своей земле.

За счет чего Могилевщине удалось в минувшей пятилетке стать первой среди областей и столицы.

Еще пять–семь лет назад Приднепровский край среди других регионов страны по всем показателям считался середнячком. Причем тяготел к нижним строчкам таблицы соревнования: сельское хозяйство не блистало, промышленность, за исключением пары-тройки предприятий-гигантов, выдающимися успехами не отличалась. Переломным моментом для области стала третья пятилетка. Именно в этот временной отрезок Могилевщина резко рванула вверх. Ежегодные миллионные урожаи хлеба, новые предприятия, развитая социальная инфраструктура. Как результат — первое место среди областей и Минска по итогам пятилетки и занесение на республиканскую Доску почета. Некоторые секреты столь удачного старта раскрыл председатель Могилевского областного исполнительного комитета Петр РУДНИК.

Главная гордость

— Петр Михайлович, по своей значимости и напряженности третья пятилетка, пожалуй, сравнима лишь с первой, когда суверенная Беларусь только-только вставала на ноги. И в третьей пятилетке Могилевская область занимает первое место по итогам работы, опередив традиционных лидеров. Чем обусловлен такой рывок? Благодаря чему одержана победа?

— Думаю, главным здесь стало огромное желание самих жителей Могилевщины. Ведь какие черты в первую очередь присущи уроженцам Приднепровского края? Амбициозность, здоровый дух соперничества и любовь к своей земле. Стремление быть первыми у могилевчан в крови.

Между тем исторически сложилось так, что восточные земли нашей страны, к коим относится и Могилевская область, до сих пор во многом уступали той же Гродненщине или Брестчине. Более благоприятный климат, колоссальные вложения во времена Советского Союза, сам характер и уклад жизни “западников” делали их практически недосягаемыми соперниками.

Однако, согласитесь, республиканские соревнования по достижению наилучших показателей в социально-экономическом развитии в чем-то сродни спортивным. Поэтому, как и в спорте, только лишь на былых достижениях и авторитете победу не заработаешь. Могилевщина же, как задорный молодой атлет, наращивала производственные мускулы и в итоге удивила всех. В Министерстве экономики Республики Беларусь скрупулезно взвесили все за и против и пришли к выводу: по итогам пятилетки область стала первой. Теперь мы на республиканской Доске почета. И считаем это достижение закономерным венцом кропотливой работы всех отраслей народного хозяйства.

— Можно ли подробнее остановиться на главных успехах? За что вы, как глава региона, испытываете особую гордость?

— Сначала отвечу на вторую часть вопроса. Главная гордость — это мои земляки.

Что касается успехов, судите сами. В Могилевской области за третью пятилетку построено и модернизировано 560 предприятий. Немалую долю в этот процесс внес, кстати, и малый бизнес. С учетом его участия за пять лет создано более 91 тысячи новых рабочих мест.

То, что озвучу дальше, не похвальба, а констатация фактов. Только по итогам 2010 года область по целому ряду показателей стала безусловным лидером. Так, первыми мы стали по производству потребительских товаров. Не менее результативно сработали предприятия и по выпуску новых видов промышленной продукции. Их удельный вес в общем объеме составил 28,1 процента (по республике — 19,5 процента).

С другой стороны, есть и такие показатели, по которым Могилевщина в 2010 году имела самый низкий уровень в стране. Соотношение запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства, к примеру, составило 44,1 процента (по республике — 49,5 процента). Причем по организациям местного подчинения этот показатель не превысил 28,1 процента. И это при нормативе 54 процента. Очень приятно, когда самые низкие показатели имеют такой подтекст.

Огромный шаг вперед сделала сельскохозяйственная отрасль. Это стало возможно прежде всего благодаря Государственной программе возрождения и развития села на 2005—2010 годы. На ее реализацию в области было направлено 15 триллионов 857 миллиардов рублей — фантастическая сумма! Более 12 триллионов из нее использовано на строительство, реконструкцию и оснащение производственных объектов.

За прошлую пятилетку проведено финансовое оздоровление экономически несостоятельных сельхозорганизаций, и как результат — в области нет убыточных хозяйств.

Повышение эффективности производственной сферы позволило более чем в 4 раза увеличить заработную плату в сельхозорганизациях области. Да и вообще на селе сейчас наблюдаются разительные перемены. Вложенные средства позволили 203 сельских населенных пункта преобразовать в агрогородки, создать в них комфортную социальную инфраструктуру. В них построено 6590 жилых домов, десятки ФАПов, детских садов, культурно-спортивных центров.

Главным же достижением в сфере сельского хозяйства я считаю тот факт, что молочная отрасль Могилевской области первой в стране ушла от морально устаревшего способа доения “в ведра”. С конца прошлого года “молочка” полностью автоматизирована. В свете возрастающего спроса на молоко это достижение пришлось как нельзя кстати.

Большие дела малого бизнеса

— А что с малыми городами? Как вы оцениваете динамику их развития? Визуально заметно, что они сильно преобразились: стали чище, краше, уютнее. За счет чего это стало возможным — дотации государства или кропотливая работа на местах?

— И то, и другое. Причем вдумчивая работа местных органов исполнительной власти в последние годы вышла на первый план.

За период с 2006 по 2010 год только число субъектов малого бизнеса увеличилось в 5 раз, номинальная начисленная заработная плата на конец периода выросла почти в 3 раза, в малые города инвестировано порядка 30 процентов от объема инвестиций в основной капитал по области.

Отрадно отметить, что предпринимательство играет все более важную роль в становлении наших городов. В Быховском районе, к примеру, половина местного бюджета формируется именно за счет предпринимательских налогов.

Не остается в стороне и государство. В том же Быхове полностью модернизирован консервно-овощесушильный завод, а совсем недавно появился филиал ОАО “Моготекс”. В Славгороде создано свое перерабатывающее предприятие, основная его специализация — сушка овощей и фруктов. В Глуске продукцию растениеводства замораживают. Причем каждое из вышеназванных предприятий активно осваивает экспортные позиции, зарабатывая на этом валюту. В общем, примеров много.

Самое главное, что созданные новые рабочие места позволяют людям зарабатывать немалые деньги. Поэтому сегодня молодежь все с большей охотой остается в малых городах, строит там жилье, строит свою жизнь. Скажу больше — в малых городах работают даже приезжие из Могилева или Бобруйска. А некоторые могилевчане и вовсе меняют прописку. Не удивлюсь, если вскоре жить в малом городе станет модно. Поспособствует этому и Директива Президента Республики Беларусь № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”. Очень важно, что при разработке основных положений директивы были учтены пожелания самих предпринимателей. Ее реализация позволит создать в нашей области новые современные производства, расширить сферу оказываемых услуг, создать новые рабочие места и повысить занятость населения и в конечном итоге качество жизни и благосостояние наших людей.

Задел на будущее

— Сегодня на первый план деятельности всех субъектов хозяйствования выходит задача привлечения иностранных инвестиций. А что сделано Могилевщиной в этом направлении в предыдущие годы?

— Задел есть. Представьте: за весь прошлый год Могилевская область привлекла 50 миллионов долларов, а за первый квартал 2011-го — уже 33 миллиона. Инвестпроектам у нас всегда уделялось самое пристальное внимание. И на сегодняшний день на территории области зарегистрировано более 100 иностранных и совместных предприятий, причем их количество с каждым годом возрастает. Учредителями предприятий с участием иностранного капитала выступают инвесторы из 26 стран мира.

В текущем году облисполкомом подписаны инвестиционные договоры с иностранными обществами “ВМГ-Индустри” и “Мебелаин”. И хотя подписание пакета документов датировано февралем, кропотливая работа с инвесторами — это дело прошлой пятилетки. В скором времени в области будет создано вертикально интегрированный деревообрабатывающий комплекс и организовано производство мебели на территории свободной экономической зоны “Могилев”, а основным конечным видом продукции будет мебель под торговой маркой фирмы IKEA. Отмечу, что это довольно крупные для области инвестиционные проекты, их реализация позволит привлечь более 70 миллионов евро инвестиций и создать более 1000 новых рабочих мест.

Следующий пример — иностранное предприятие “Старая крепость” в Бобруйске. Это предприятие по производству соков в полную мощность заработало в середине пятилетки. И за короткий отрезок времени успело завоевать значительный сегмент внутреннего рынка Беларуси. Инвестиции измерялись десятками миллионов долларов. Но ведь и на этом инвестор не остановился. В июне этого года на предприятии введена новая линия — по производству детского питания. Общий объем капиталовложений в новую линию составил свыше 3 миллионов долларов. Важно, что до сегодняшнего дня детское питание в практичной 125-граммовой упаковке поступало в нашу страну из-за рубежа. Теперь же компания “Старая крепость” намерена до конца текущего года обеспечить свыше 50 процентов потребностей белорусского рынка в подобной продукции. Не сомневаюсь, что амбициозные планы компании по насыщению белорусского рынка качественным детским питанием обязательно претворятся в жизнь. Уверен в этом потому, что еще в 2008 году, когда предприятие только начинало работать, 70 процентов соковой продукции в Беларуси составляли импортные поставки. Буквально за два года ситуация коренным образом изменилась. Импорт соков снижен в два раза и составляет сегодня лишь 35 процентов.

И, наконец, свежайший пример инвестиционной деятельности — парфюмерно-косметическая фабрика “Сонца” в Осиповичах. Она занимается выпуском синтетических моющих средств и товаров бытовой химии. Первая продукция — стиральные порошки — уже сошла с конвейера. Следующим этапом станут другие средства для чистки и мойки. Ну а потом — обширный ассортимент изделий для личной гигиены: жидкое мыло, шампуни, бальзамы для волос и т.д. Стоимость инвестиционного проекта около 30 миллионов долларов.

Таким образом мы и соблюдаем стратегию трех “и”: инвестиций, инноваций, инициативы. Только в нашем случае производители к трем “и” стараются добавить еще и четвертое — импортозамещение.

— Петр Михайлович, и в завершение, каковы ваши прогнозы на будущее?

— Я часто говорил и с полной уверенностью повторю это сейчас: никакой трагедии в ситуации на валютно-потребительском рынке нет! Это временные трудности, и сообща мы их преодолеем. Ажиотажный спрос на товары уже исчез. Магазины, где ведется продажа социально значимых товаров по сниженным ценам, напротив, появляются повсеместно. Мы постоянно работаем над снижением цен. Кроме того, стремимся к повышению заработной платы населения. Пусть не так быстро, как того хотелось бы, но она повышается.

Да и в целом жизнь — она ведь как зебра: полоска черная — полоска белая. Мы пережили мировой финансово-экономический кризис, а с внутрирыночными проблемами и вовсе справимся.

Владислав ГРИБАНОВ, "Народная газета"

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.