Вверх

Вы здесь

Постканикулярный синдром

«Мы настолько увлеклись обучением наших детей,

что забыли о том, что самая суть образования ребенка

- это созидание его счастливой жизни.

Ведь именно счастливая жизнь - то,

чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе».

С. Харрисон

Летние каникулы, как правило, проходят весело и беззаботно, однако с наступлением сентября детям о безграничной свободе в любое время придется забыть. Зачастую многие школьники не готовы к такому повороту событий и с трудом включаются в учебный процесс. Так или иначе, переход от школьных каникул не должен превратиться в неподъемную рутину, которая свалится на голову ребенка, как снег. Поэтому следует аккуратно подойти к процессу возвращения в рабочий школьный распорядок жизни.

Что такое адаптация к школе?

Проблема адаптации учащихся к школе на разных этапах обучения остается актуальной для образования. Термин «адаптация» происходит от латинского adaptatio - «приспособление».

Как понять, что у ребенка в школе возникли проблемы?

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе является его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как нарушения школьной дисциплины, конфликты с учителями и одноклассниками, чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, чувство страха и, как результат, нежелание идти в школу.

Почему это происходит?

Дети больше всего устают от стресса, который создается ситуацией ограничения времени. Чем больше загружен ребенок в течение каждого дня и каждой недели, тем больше этот стресс, тем больше он устает и сложнее протекает адаптация к школе после каникул.

В других случаях причиной неготовности ребенка к школе может быть плохое состояние здоровья, например, частые заболевания ослабляют организм, снижают его возможности, результатом чего являются быстрая утомляемость, рассеянность и недостаточная координация в пространстве, бедность мимики и других выразительных движений, недостаток собственной инициативы. В этом случае необходимо посетить врача-педиатра с целью профилактики переутомления и болезней. В соответствии с состоянием здоровья школьника доктор пропишет поливитамины и адаптогены, которые помогут ребенку справиться со школьными нагрузками в начале учебного года.

Как помочь ребенку подготовиться к школе после летних каникул?

В течение длительных летних каникул, конечно, важно дать ребенку отдохнуть от жесткого расписания, но чем раньше вы начнете возвращать ребенка к необходимому режиму, тем легче ему будет вставать по утрам в начале учебного года и в дальнейшем. Если вы сдвинули время отбоя на час или больше от того времени, когда ему нужно ложиться во время учебного года, возвращайте его по 15 минут каждые пару дней, вместо того, чтобы изменить его внезапно за день до школы. Не забудьте и про утреннюю зарядку, которую лучше делать с ребенком вместе – польза будет и вам и ему.

Такое плавное вхождение в школьный ритм жизни поможет ребенку втянуться в учебный процесс, а физические нагрузки укрепят нервную систему.

Вы также можете помочь детям подготовиться к переходу к школе после каникул, выбирая вместе с ними школьную канцелярию. Выбор новой ручки, книги и тетрадки поможет ребенку ощутить больше радости и предвкушения ожидания от начала учебного года. Также каждый ребенок будет иметь свое личное мнение, какую одежду приобрести к началу года, и какой пенал выбрать. В противном случае скорая подготовка в ночь перед школой превратиться в изнуряющую рутину, которая никак не поможет ребенку ощутить радость от начала учебных месяцев после прекрасных школьных каникул.

Организация вечеринки или выездного семейного отдыха также поможет ребенку чувствовать себя более счастливым. Можно провести специальные «ритуалы» по прощанию с каникулами и встречей с новой, полной событий и свершений, жизни в школе. Вы можете организовать совместный выезд на природу с одноклассниками вашего ребенка и/или просто с друзьями.

Как организовать режим дня в учебный период?

Собираться в школу нужно с вечера. Только не берите эту обязанность на себя - это забота ребенка. Можно напомнить и помочь, но подготовиться он должен сам. Чувство ответственности укрепляет самооценку. Утром обязателен завтрак - сытный и сбалансированный. С собой в школу давайте ребенку фрукты и бутылочку с негазированной минеральной водой, если в классе не предусмотрено питье. Обезвоживание влияет на интенсивность мыслительного процесса.

А как организовать время после уроков?

По возвращению из школы, если ребенок не питается в школе, обед должен обязательно включать суп. После обеда необходимо погулять - нужен свежий воздух и физическая активность, желательно посещение какой-либо творческой или спортивной секции, но при этом следует следить за признаками переутомления. А вот сразу же после возвращения домой садиться за уроки не стоит. Так же не желательны в это время просмотр телепередач или игры на компьютере: нервная система должна отдохнуть от информации. Оптимальное время для выполнения домашнего задания - с 16.00 до 17.00.

Какова польза от помощи старших при выполнении домашних заданий?

Вы можете помочь ребенку выполнять домашнее задание в младших классах, но сидеть с ним постоянно не следует. Иначе он не сможет впоследствии работать самостоятельно. Будьте рядом, чтобы он мог попросить помощи, но не делайте домашнее задание за него. Следите, чтобы ваше общение не сводилось только к проверке уроков. Учеба важна, но близкие отношения с ребенком ценнее.

Какова продолжительность сна школьника?

Детям 7 - 10 лет нужно спать не менее 10 - 10,5 часов в сутки, подросткам - не менее 8 - 9 часов. Первоклассникам не помешает немного вздремнуть или хотя бы полежать после того, как они пришли из школы, а в выходные дни лучше дать ребенку выспаться. Хроническое недосыпание приводит к неврозу и снижению работоспособности. Проветривайте комнату, не позволяйте слишком активные игры (в т. ч. компьютерные) перед сном, ограничивайте просмотр телевизора. Лучший способ подготовки ко сну - прогулка, спокойный разговор, чтение, а также обязательные гигиенические процедуры.

Как предупредить переутомление ребенка?

Если вы видите, что ребенок действительно устал, лучше оставьте его на денек дома отоспаться и наиграться. Поверьте, никакого вреда от этого не будет, зато, возможно, вам удастся избежать действительно серьезных проблем, типа школьного невроза и хронических заболеваний.

Эмоциональному ребенку с повышенной тревожностью можно разрешить брать с собой в школу любимую игрушку, при условии, что он понимает, что играть можно только на переменках.

И главное, несмотря на то, что ребенок стал учеником, вы должны остаться для него любящим родителем, учителей ему хватает и в школе.

Будьте здоровы!

Заведующий отделением пропаганды ЗОЖ и гигиенического обучения населения УЗ «МОЦГЭиОЗ»
Наталья Петерсон
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.