Вверх

Вы здесь

ПЯТИЗВЕЗДОЧНАЯ ИЗБА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

За тридевять земель, в тридесятом царстве... С каждым годом эта фраза все меньше отражает реальное состояние дел в сфере агроэкотуризма в Беларуси. Отдых в деревне сейчас предлагают многие турфирмы. И спрос на него растет, в то время как еще несколько лет назад белорусы могли насладиться сельскими пейзажами разве что в собственном деревенском доме, в гостях у бабушки или на даче.

Наприрмер, у одного из лидеров по развитию сельского туризма в Беларуси Минской области, готовы принять туристов более 180 агроусадеб, а в 2006 году их было всего семь. Но не так важно количество, сколько качество предоставляемых услуг. Ведь избалованному городскому жителю уже подавай не просто "избушку на курьих ножках", а пятизвездочную избу, в которой наряду с деревенским колоритом были бы джакузи, кондиционер и кресло-качалка перед камином. И это не говоря о том, что от гостеприимного хозяина требуют не только хлеба, но и зрелищ: организованной рыбалки или охоты, конных походов, увлекательных культурных программ и т.д.

Однако не все агроусадьбы соответствуют высоким требованиям. Многие домики с трудом можно назвать туристическим продуктом, скорее "квартирой на сутки". Минимальный набор услуг и заросшее бурьяном поле за окном - вот что нередко ожидает посетителей. А некоторые агроусадьбы числятся лишь на бумаге. Просто их владельцы под видом развития сельского туризма взяли дешевые кредиты на обустройство своего дома.

К счастью, таких негативных примеров с ростом предложения и конкуренции на рынке деревенского отдыха становится все меньше. Усадьбы постепенно приобретают индивидуальность, свое неповторимое лицо. Так, в основу одного из агроэкотуристических комплексов, что строится в Смолевичском районе, заложены новые для Беларуси принципы органического земледелия. Здесь в ближайшие годы появятся бизнес-центр и международная туристическая деревня. Гостевые домики будут выполнены в соответствии с культурой и обычаями разных стран. На берегу озера, где располагается комплекс, уже создана база по прокату лодок, палаток, велосипедов, рыболовных снастей, отапливаемые беседки и экоогород. А в Минском районе появились специализированные усадьбы, где, например, помогают детям с особенностями развития. Здесь разработаны специальные программы для реабилитации детей-инвалидов, такие как иппотерапия, ароматерапия, сказкатерапия и др. В Воложинском районе задумались о создании экологически чистых домов из соломы для "зеленых" туристов.

Если продолжать говорить о столичном регионе, то кроме природных богатств, таких как, например, Налибокская пуща и легендарное озеро Нарочь, Минская область способна удивить гостей и своим историческим, культурным и спортивным достоянием. На слуху знаменитая резиденция Радзивиллов в Несвиже, исторический город Заславль, Хатынь, горнолыжные комплексы "Силичи" и "Логойск". Все это места, вокруг которых не только можно, но и нужно в качестве элементов инфраструктуры развивать агроусадьбы. Их посетители смогут, что называется, совместить приятное с полезным.

Свои достопримечательности есть в каждом районе. Например, в Стародорожском районе недавно нашли камень-следовик, в центре которого виден отчетливый след женской ноги. А недалеко от деревни Фаличи обнаружен огромный целебный валун, который, по словам местных жителей, может излечить любые болезни.

А сколько в Беларуси исторических усадеб, бывших панских имений, которые хранят воспоминания о своих владельцах! Раньше это были красивые, шикарно обставленные особняки, где устраивали "пир на весь мир". Теперь большинство из них доживают свой век, разрушаясь на глазах. Почему бы их не приспособить под сельский туризм? Конечно, это требует больших инвестиций, но дело того стоит. Поэтому такие объекты предложено продавать всего за одну базовую величину (сейчас базовая величина равна Br35 тыс.), лишь бы туда пришел рачительный хозяин, который не только сохранит памятник архитектуры, но и создаст там рабочие места.

Сейчас в агроусадьбах в большинстве своем гостят граждане Беларуси, но эксперты высоко оценивают экспортный потенциал сельского туризма Беларуси. Обилие лесов, живописные реки и озера, памятники культуры и архитектуры – все это также может привлечь иностранцев. Только необходимо уметь все подать, интересно рассказать о быте и культуре белорусов, раскрыть национальные особенности и колорит страны.

Главное – проявить фантазию и, что называется, найти свою "фишку". Ведь что для сельского жителя кажется обыденным и скучным, гостям из города можно предложить за хорошие деньги. Например, мастер-класс по выпечке хлеба в печи, дойка коров, уроки гончарного или кузнечного мастерства, игра на дуде, гуслях и многое другое. Некоторые предприимчивые хозяева поставили это на коммерческие рельсы, что пользуется спросом, особенно у зарубежных туристов. Их впечатляют белорусские ремесла, традиции, фольклорное наследие, даже то, как люди в деревне пьют воду из колодца. Но тут необходимо отметить, что многих иностранцев останавливает отсутствие у агроусадеб сертификата, который бы подтверждал качество оказываемых услуг. Так, например, гостиницы имеют свои категории "звездности", и посетитель знает, на какой уровень сервиса он может рассчитывать. Агроусадьбы пока не могут похвастаться такой градацией. В Беларуси была предпринята попытка присвоения сельским домикам "петушков", но она пока не увенчалась успехом. Этот вопрос уже не раз поднимался на различных уровнях. Есть надежда, что в ближайшее время и для сельских домиков будут выработаны свои критерии.

Да и владельцы усадеб хотели бы выйти со своим продуктом на международный рынок. Для этого, конечно, еще многое предстоит сделать, так как у зарубежных гостей есть определенный набор требований. Им нужен комфорт, уют, наличие всех благ цивилизации и вместе с тем местный колорит. А главное - безопасность: животные должны быть провакцинированы, блюда приготовлены из экологически чистых продуктов и т.д. Полный комплекс услуг можно обеспечить, если в агрокомплексе будут работать квалифицированные специалисты, в том числе этнографы, гиды-переводчики, зоотехники, ветврачи и др.

Конечно, сертификация - довольно сложный процесс, но он необходим, если белорусская деревня хочет выйти на новый, европейский уровень. Это прямой путь в международные туристические каталоги и наилучший способ заявить о себе не только в Беларуси, но и в мире.

Как отметил в беседе с корреспондентом БЕЛТА хозяин одной из агроусадеб в Воложинском районе Анатолий Ганец, многие агроусадьбы со своим набором услуг уже в состоянии понравиться привередливому зарубежному клиенту. "У нас гостят англичане, шведы, американцы, испанцы и даже венесуэльцы. Мы придумываем для отдыхающих необычные развлечения, в том числе устраиваем вечера классической музыки. Мы сотрудничаем с местными санаториями и базами отдыха, чтобы проживающие в агроусадьбе могли за отдельную плату ходить на оздоровительные процедуры, - сказал он. - Сейчас планируем создать на Воложинщине музей старинных народных инструментов и музей пива".

На агроэкотуризм в Беларуси возлагаются большие надежды: от возрождения села, развития народных промыслов, создания рабочих мест до сохранения природного наследия и повышения интереса к белорусской культуре и истории. Пока агроэкотуризм для республики является относительно новым направлением, особенно по сравнению с другими странами, где он существует уже десятки лет. Многое сделано, но еще больше предстоит осуществить совместными усилиями простых людей, законодателей, органов исполнительной власти, банков. Надо развивать инфраструктуру, продумывать рекламные ходы, совершенствовать законодательную базу, создавать оригинальный продукт. Только тогда в белорусской деревне появятся настоящие двух-, трех-, четырех- и пятизвездочные избы.

Надежда Радивон, БЕЛТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.