Вверх

Вы здесь

Реклама на товарах народного потребления для кандидатов в депутаты и президенты в Беларуси запрещена

В Беларуси кандидатам в депутаты Палаты представителей и кандидатам в президенты запрещено размещать рекламу на товарах народного потребления. Об этом сообщила председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов Лидия Ермошина на республиканском семинаре о роли СМИ в обеспечении конституционных прав граждан при проведении избирательных кампаний.

Кандидаты имеют право тратить средства личных фондов только на изготовление печатной агитационной продукции и на размещение информации в СМИ.

Как рассказала председатель ЦИК, при обсуждении вопроса о том, где может размещать рекламу кандидат, выяснилось, что в белорусском законодательстве нет четкого определения термина "рекламная продукция". "Получалось, что даже на банку тушенки или на пачку гречки можно поместить слоган "Голосуй за Сидорова", - отметила Лидия Ермошина. Поэтому было принято решение разрешить использовать средства из личных фондов кандидатов только на изготовление печатных агитационных материалов. Кроме того, благодаря изменениям избирательного законодательства в Беларуси созданы все предпосылки для появления коммерческой политической рекламы, в том числе в электронных СМИ.

Глава Центризбиркома напомнила, что внебюджетный фонд для кандидатов в депутаты и президенты должен быть не более 3 тыс. базовых величин (одна базовая величина в настоящее время равна Br35 тыс.). При этом личные средства кандидата не должны превышать 50 базовых величин, пожертвования от граждан - 10 БВ, от юридических лиц - 30 БВ. Запрещено принимать пожертвования от иностранных и международных спонсоров, государственных организаций, а также благотворительных и религиозных организаций, от анонимных жертвователей. Лидия Ермошина добавила, что средства из фондов нужно тратить только в нашей стране, печатать агитационную продукцию за пределами Беларуси запрещается.

Председатель ЦИК обратила особое внимание Министерства информации на необходимость взять под особый контроль деятельность издательств по изготовлению печатной продукции для представителей оппозиционных партий. По ее словам, во время предыдущих избирательных кампаний некоторые издательства уклонялись от изготовления листовок для оппозиционеров, что вызывало частые жалобы и широко использовалось в политической риторике о непризнании итогов выборов, вызывало негативный общественный резонанс. В этой связи Лидия Ермошина особо подчеркнула право всех кандидатов изготавливать печатную продукцию за счет бюджетных средств и по желанию нескольких кандидатов объединять эти средства.

По мнению председателя ЦИК, особое внимание СМИ должны обратить на опубликование различных социологических опросов. Она напомнила, что проводить опросы по поводу избирательных кампаний имеют право специально аккредитованные в Беларуси организации. Кроме того, все СМИ должны помнить, что с началом досрочного голосования публикация любых социологических опросов о результатах выборов запрещена.

Лидия Ермошина особо отметила, что ЦИК понимает невозможность равномерного освещения в СМИ деятельности всех кандидатов, поскольку они имеют различный социальный, политический статус и финансовые возможности. В такой ситуации главным требованием ЦИК остается предоставление равных коммерческих условий для всех кандидатов.

В заключение Лидия Ермошина выделила для представителей СМИ три основных правила по освещению избирательных кампаний. Первое - давать информацию регулярно, но не чрезмерно. Второе - больше уделять внимания точным деталям и подробностям, которые сблизят процесс выборов с избирателем. Третье - поменьше призывов, побольше конкретных примеров того, как работает избираемая власть.

БЕЛТА

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.