Вверх

Вы здесь

Решение Могилевского областного Совета депутатов от 25 марта 2011 г. №8-5

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Разработка экономически и социально-значимых инноваций и внедрение их в отраслях экономики Могилевской области» на 2011-2015 годы

Глава 1
Анализ состояния основных отраслей экономики
Могилевской области
 
1. Региональная научно-техническая программа «Разработка экономически и социально-значимых инноваций и внедрение их в отраслях экономики Могилевской области» на 2011-2015 годы» (далее – Программа) разработана в соответствии с частью третьей статьи 11 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 года «Об основах государственной научно-технической политики» и Указом Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011-2015 годы», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2005 г. № 961 «Об утверждении положения о порядке разработки и выполнения научно-технических программ и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных положений» и направлена на повышение конкурентоспособности продукции организаций Могилевской области за счет ее инновационности.
 
2. Исходя из главной цели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы - рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики, региональная научно-техническая политика основана на:
  •  эффективном использовании производственного, ресурсного и кадрового потенциалов;
  • обеспечении сбалансированного воспроизводства и рационального использования местных природных ресурсов;
  • развитии производств и видов деятельности, связанных непосредственно с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции.
В рамках реализации Программы предусматривается активизация работ по повышению инновационной активности организаций области.
 
3. Могилевская область (далее – область) является промышленно развитым регионом, производящим около 9 процентов республиканского объема промышленной продукции.
Промышленный комплекс области представляют более 210 промышленных организаций и более 1300 малых предприятий и производств непромышленных организаций, производящих промышленную продукцию.
В области сосредоточены наиболее значимые для страны и области производства – весь республиканский объем производства лифтов, шин автомобильных и для сельскохозяйственных машин. Производится 99,9 процентов тюлегардинных изделий, 98,6 процентов деревообрабатывающих станков, около 90 процентов общего объема производства в республике прицепов тракторных и мягких кровельных материалов, около 79 процентов косилок тракторных, более 77 процентов стальных труб, 58,8 процента цемента, более половины республиканского объема производства шифера и более трети химических волокон и нитей.
На экспорт поставляются: пластмассы и резиновые изделия (шины, полиэтилентерефталат); текстиль и текстильные изделия (химические волокна и нити, швейные изделия); машины, оборудование и механизмы (электродвигатели, лифты, насосы). Весомую часть экспорта составляет продукция легкой промышленности, деревообработки, сельского хозяйства, стройматериалы.
Организации области поддерживают торгово-экономические связи с 123 странами мира. Изделия с маркой могилевских товаропроизводителей поставляются в 90 стран мира и почти в 80 российских регионов. Основные потребители продукции организаций области - страны СНГ: Россия, Украина, Казахстан, Молдова и другие. Среди государств вне СНГ главными торговыми партнерами выступают: Литва, Германия, Польша, Бразилия, Швеция, Латвия, Италия, Пакистан, Нидерланды, Индия, Грузия, Болгария, Сербия, Сингапур, Китай и другие.
 
4. Одним из приоритетных направлений развития национальной экономики определено наращивание экспорта и совершенствование его структуры за счет выпуска качественной, востребованной на мировых рынках, наукоемкой, ресурсосберегающей и экологически чистой продукции.
В последние годы в рамках различных региональных программ промышленными организациями продолжалось техническое перевооружение, создание новых и модернизация существующих производств, осуществлялись мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции, сертификации систем управления качеством, экологического управления, охраны труда и системы безопасности пищевых производств на соответствие требованиям международных стандартов, наращивание объемов промышленного производства, в том числе импортозамещающего.
По состоянию на 1 января 2011 года сертификаты соответствия систем менеджмента качества требованиям ИСО 9001 (в том числе не в системе сертификации Республики Беларусь) имеют 223 организации, в том числе производящие промышленную продукцию – 119, на соответствие требованиям НАССР и СТБ ИСО 22000 (безопасности пищевых производств) - 19 промышленных организаций. С 2010 года ОАО «Бабушкина крынка» получен сертификат соответствия безопасности пищевых продуктов LST EN ISO 22000:2005 (Литва) на весь вырабатываемый спектр молочной продукции.
Удельный вес новой продукции в объеме произведенной в целом по области составил 30,3 процента, доля сертифицированной продукции – 79,8 процента.
Эта работа будет продолжена в 2011-2015 годах.
Несмотря на положительные тенденции в экономике, остаются высокими материало- и энергоемкость выпускаемой продукции,  требует улучшения состояния экология региона, по-прежнему актуальна проблема получения энергии из местных ресурсов и возобновляемых источников.
Решению имеющихся проблем будут способствовать  научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, проводимые в рамках Программы.

5. Важным заделом для реализации поставленных задач являются итоги выполнения региональной научно-технической программы в 2007-2010 годах (далее – РНТП 2007-2010).
В рамках РНТП 2007-2010 создано 7 новых производств в действующих организациях, завершены работы по 12 заданиям, по которым (включая 7 заданий, выполненным по региональной научно-технической программе «Развитие Могилевской области» на 2000-2005 годы) выпущено новой продукции на сумму 7,8 млн. долларов США, получен экономический эффект от внедрения новых технологий в сумме 1,7 млн. долларов США.
 
Глава 2
Анализ инновационного развития региона
 
6. Региональная научно-техническая политика реализуется через имеющуюся в области инновационную систему, представляющую собой совокупность взаимодействующих субъектов хозяйствования, осуществляющих инновационную деятельность. Это, прежде всего, промышленные организации, университеты и академический институт, созданные в регионе бизнес-структуры.   
Органы исполнительной власти области осуществляют взаимосвязь всех составляющих региональной инновационной системы и уделяют большое внимание активизации научно-технического и инновационного сотрудничества научных центров с промышленными организациями области.
 
7. Одним из основных инструментов реализации научно-технической политики в области служит региональная научно-техническая программа.  
Настоящая Программа сформирована в развитие реализованной в 2007-2010 годах РНТП 2007-2010.
 
8. Важным элементом инновационной инфраструктуры является закрытое акционерное общество (далее – ЗАО) «Технологический парк Могилев», которое выполняет основные функции инновационного центра (инкубатора малого предпринимательства) и центра трансфера технологий.
В ЗАО «Технологический парк Могилев» создана комплексная система поддержки субъектов инновационной деятельности, обеспечивающая их информационную, организационную и финансовую поддержку. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели, осуществляющие инновационную деятельность, имеют возможность использования всей инфраструктуры технопарка. На сайте технопарка открыт информационно-консультационный центр и размещена система дистанционного образования по курсу «Инновационный менеджмент».  
По состоянию на 1 января 2011 г. в ЗАО «Технологический парк Могилев» размещено 22 субъекта инновационного предпринимательства, работающих в области информационных технологий, программирования, моделирования и решения технических задач, приборостроения, производства медицинского оборудования, деталей машин и оборудования, систем безопасности и связи и других.  
 В результате выполнения задания РНТП 2007-2010 «Разработать и реализовать комплекс мероприятий по повышению инновационной активности предприятий Могилевской области (2 этап) и создать региональную систему комплексной поддержки инновационной деятельности»,  ЗАО «Технологический парк Могилев» разработана электронная система автоматизированной подготовки инновационных проектов.
 
9. Республиканским унитарным предприятием «Научно-аналитический центр информации, инноваций и трансфера технологий» совместно с государственным научным учреждением «Институт технологии металлов НАН Беларуси» (далее – ГНУ «ИТМ НАН Беларуси») создан информационно-инновационный Интернет-портал Могилевской области.
В настоящее время информационно-инновационный Интернет-портал является единой информационной площадкой для участников инновационной деятельности, где организации Могилевской области имеют возможность найти нормативно-справочную информацию о порядке и условиях осуществления инновационной деятельности, событиях и мероприятиях в регионе, республике и за ее пределами, размещать инновационные предложения и технологические потребности, рекламировать выпускаемую инновационную продукцию.
 ГНУ «ИТМ НАН Беларуси» заключено соглашение о сотрудничестве в сфере инновационной деятельности с высшими учебными заведениями области, которым направляется информация о потребностях организаций реального сектора экономики в инновационном продукте. 
 
Глава 3
Цель и задачи Программы
 
10. На основании анализа основных задач социально-экономического развития Могилевской области выделены следующие региональные приоритетные направления научно-технической деятельности:
- энергосбережение и эффективное использование ресурсов;
- разработка нового технологического оборудования и технологий, основанных на применении новых видов сырья, конструкционных материалов, снижение норм расхода сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; 
- повышение эффективности агропромышленного комплекса и уровня продовольственной безопасности, разработка интенсивных и ресурсосберегающих технологий ведения сельского хозяйства; 
- разработка новых лечебных, профилактических,  диагностических и реабилитационных технологий медицинского назначения;
- экологическая безопасность, охрана окружающей среды, эффективное использование природных ресурсов.
 
11. Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с перечнем заданий согласно приложению 1.
Выпуск вновь освоенной продукции будет осуществляться в соответствии с планом вновь освоенной продукции по региональной научно-технической программе «Разработка экономически и социально-значимых инноваций и внедрение их в отраслях экономики Могилевской области» на 2011-2015 годы согласно приложению 2.
 
12. Целью настоящей Программы является научно-техническое обеспечение развития основных хозяйственных отраслей области, создание и освоение в производстве энерго- и ресурсосберегающих технологий, основанных на применении новых видов сырья; повышение эффективности агропромышленного комплекса, сферы социальных услуг; разработка и внедрение новых видов энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования для предприятий машиностроения, пищевой промышленности, ветеринарии, топливно-энергетического комплекса; разработка инновационной конкурентоспособной продукции; внедрение мероприятий по совершенствованию системы управления производством, улучшению условий труда.
 
13. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 
разработать и внедрить новые виды энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, технологий переработки отходов производства;
внедрить новые технологии и оборудование, в том числе импортозамещающее;
внедрить мероприятия по совершенствованию системы управления производством, улучшению условий труда и экологической обстановки региона.  
 
14. Направления исследований и разработок, выполняемых в рамках Программы, ориентированы на наращивание экспортного потенциала, содействие технологическому перевооружению производств, инновационное развитие экономики области, решение экологических проблем региона.
 
15. В ГНУ «ИТМ НАН Беларуси» будут разработаны и внедрены:
  •  ресурсо- и энергосберегающая технология и организовано производство изготовления деталей для нефтедобывающего оборудования;
  •  технология изготовления свинцовых деталей широкой номенклатуры и создано импортозамещающее производство комплектующих деталей для средств радиационной защиты.
В обществе с ограниченной ответственностью «Спецлит» планируется внедрить экологически чистую ресурсосберегающую технологию и оборудование получения отливок из железоуглеродистых сплавов по газифицируемым моделям.
Для организации производства инновационной конкурентоспособной продукции в частном производственном унитарном предприятии «Могилевский завод ветеринарных препаратов» планируется разработать йоднополимерные  ветеринарные препараты для лечения коров, больных маститом и эндометритом, а также комплексный экологически безопасный противопаразитарный ветеринарный препарат широкого спектра действия.
Реализация других направлений будет осуществляться в рамках Программы по мере их формирования.
 
16. Область обладает значительным научно-техническим потенциалом, способным решать поставленные задачи. Научные исследования и разработки будут выполняться научной и учебными организациями: ГНУ «ИТМ НАН Беларуси, государственным учреждением высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет», учреждениями образования «Могилевский государственный университет продовольствия», «Могилевский государственный университет им. А.А.Кулешова», «Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия» и другими.
Вместе с тем, профиль научных и учреждений образования, расположенных в области, не в полной мере соответствует задачам научного обеспечения потребностей организаций области и выбранным приоритетным направлениям программы, поэтому организациями-исполнителями (соисполнителями) заданий Программы могут выступать исследовательские центры других регионов республики.
 
Глава 4
Потребность в финансовых ресурсах и предлагаемые источники финансирования
 
17. Планируемый объем финансирования Программы составит не менее 6,3 млрд. рублей, в том числе: 
за счет средств республиканского бюджета - не менее 3,0 млрд. рублей;
за счет собственных средств организаций и других источников – не менее 3,3 млрд. рублей.
 
Глава 5
Прогноз экономической и социальной эффективности реализации Программы
 
18. Настоящая Программа будет в целом способствовать выполнению задач социально-экономического развития области.
 
19.  В результате выполнения Программы планируется создание 20 единиц научно-технической продукции, организация 7 новых производств в действующих организациях с созданием новых рабочих мест.
Коэффициент эффективности реализации Программы, определяемый отношением выпуска новой продукции и экономическим эффектом от внедрения технологий к затратам средств республиканского бюджета на разработку, составит не менее 3-х. Срок окупаемости заданий программы в пределах 3-х лет.
 
Глава 6
Контроль за ходом реализации Программы
 
20. Контроль за реализацией Программы, ходом выполнения заданий Программы, целевым и эффективным использованием выделенных на их выполнение финансовых средств осуществляют государственный заказчик – Могилевский областной исполнительный комитет и головная организация-исполнитель Программы - ГНУ «ИТМ НАН Беларуси».
 
21. Головная организация исполнитель Программы – ГНУ «ИТМ НАН Беларуси»:
 координирует и контролирует деятельность исполнителей работ по заданиям Программы;
готовит проект отчета о выполнении работ по Программе и представляет в комитет экономики облисполкома по итогам полугодия и года до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Информацию о предварительных итогах выполнения программы и об использовании выделенных на текущий год средств – до 20 ноября текущего года.
 
22. Комитет экономики облисполкома:
осуществляет общее руководство, координацию работ по Программе и ее анализ;
представляет в Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь отчет о выполнении работ по Программе в установленные сроки.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.