Вверх

Вы здесь

СЧАСТЬЕ С НАГРУЗКОЙ

В жизни всегда так: если радость — непременно с непредвиденным приложением. Выбрал красавицу-жену — получи в нагрузку тещу и ее стервозную племянницу из Большой Грязиловки. Голосовал за «Шенген» без границ — не жалуйся на цыганские таборы в Риме.

Мы уже больше недели живем в собственном маленьком «Шенгене»: с 1 июля граница Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана переместилась на внешний периметр. Сбыча мечт: от Бреста до Хабаровска и Астаны ни один таможенник не смеет ковыряться в твоей сумке с барахлом. Нет их, таможенников, для нас, граждан ТС!

Так где ж приметы счастья? Где чепчики в воздух и фейерверки за счет восторженных бизнесменов? Ведь бизнес так изнемогал под придирками суровых мытарей… Ведь при создании ТС чего только ни обещали! Производителям — огромный общий рынок (60% населения бывшего СССР), быстрый и дешевый транзит. Внутри трех стран — ни квот, ни ограничений, ни сертификатов, ни торговых войн. Беларуси — 16-миллиардную (в долларах!) выгоду от участия в ТС: подешевеют энергоносители, металл, комплектующие для наших заводов. Уверяли: через нас, как по мосту между Евросоюзом и Китаем, туда-сюда бесконечным потоком пойдут грузовые фуры, контейнеры, вагоны… И нам от них — копейка солидная. Да и потребитель нежно щупал кошелек: товаров на прилавках прибавится — авось цены снизятся!

Я понимаю, для больших дел неделя — мизер, но Таможенному союзу поболей года, могла б пресса дежурным оптимизмом поделиться: сколько уже из обещанных 16 миллиардов нам накапало?

Пока же почему-то больше натыкаюсь на подозрительные проявления насупленности и скепсиса. Я — не про десятки тысяч отдельно взятых белорусских автолюбителей, не успевших до 1 июля разжиться иномарками (теперь «растаможка» выросла в разы). И не про казахстанцев, брюзжащих из-за подорожавшего бензина. И не про российских таможенников, ворчливо насчитавших Беларуси с Казахстаном под 800 миллионов долларов якобы недоперечисленных ввозных пошлин. И даже не про энергоносители, металлы и комплектующие, несознательно не желающие дешеветь. Я — не о сегодняшних огрехах, а о просчитанности дня завтрашнего.

Один пример. В условиях нового интеграционного пространства мы еще больше открываем свой, и без того открытый, рынок. Вот новость из последних: согласовано увеличение с 1500 до 10000 евро (в 7 раз!) предельной стоимости товаров, которые физлица могут беспошлинно ввозить воздушным транспортом для личного пользования на территорию ТС. Говорят, что нововведение может вступить в силу уже в августе. Ветераны-«челноки» с их безразмерными клетчатыми сумками давятся от зависти: это ж сколько добра можно «утрамбовать» в 10000 евро!!! При весьма условных среднеазиатских границах из Китая по хваленому мосту в страны ТС может хлынуть девятый вал «левого» ширпотреба. А руководство «Беллегпрома» и без того жаловалось: на готовую одежду, ввозимую в ТС, таможенные пошлины уменьшили вдвое, а на ткани для пошива той же одежды — увеличили. И белорусская «Мілавіца» за год потеряла на этом 2 миллиона евро.
Эксперты утверждают: до половины всей контрабанды в Россию приходится на границу с Казахстаном. В белорусском МВД ждут неизбежного появления новых преступных бизнес-схем. А таможенники приводят цифры: за год в Россию из Китая бытовых товаров ввезли на 6,6 миллиарда долларов, а растаможили лишь на 500 миллионов. Остальное незадекларированным просвистело мимо бюджетов стран ТС…

Можно и без контрабанды: ввез в Казахстан из Китая под видом сырья кучу пластиковых подошв, потом таким же макаром — кучу резинок. На месте вдел резинки в подошвы — получил гору тапочек-«вьетнамок». И вези их как «произведенные в стране ТС» в Беларусь без пошлин! И какой наш обувщик устоит перед таким «фокусом»? А Минпромторг РФ встревожен «серыми» схемами ввоза авто из Беларуси: россиянин регистрируется в Минске, покупает иномарку, ставит ее там на учет, а потом ездит спокойненько по Москве. Коль нет таможенной границы, то нет и отметки о ее пересечении, поди проверь, как долго находится автомобиль в России?

А может, мы просто слишком спешим, очарованные уровнем интеграции Евросоюза? Забывая при этом, что Европа целых 12 лет потратила на унификацию пошлин и тарифов, на снятие внутренних границ. 15 лет утрясала единые стандарты на минеральную воду. Там поныне помнят «пивную войну», когда немецкие пивовары годами не пускали к себе голландское пиво из-за разных стандартов…

Мы пока в ТС «недоинтегрированы», и минусы этого очевидны. Но в «недоинтегрированности» есть и плюс: можно и нужно успеть поправить огрехи в национальных интересах Беларуси. Иначе рискуем получить к лучезарному Таможенному союзу такой довесок, что стервозная тещина племянница ангелом покажется.

Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.