Вверх

Вы здесь

СЕКЬЮРИТИ НА ВЕС

Приди кому в голову снять сегодня «Операцию «Ы»…», Шурик подменял бы бабулю-сторожа на дежурстве не в затрапезном студенческом свитере и видавшей виды шапке-ушанке. В холодном, обшарпанном складе он бы клас¬сно смотрелся в шикарной униформе с надписью «Секьюрити» на спине. И не носился бы очумело за Никулиным по всему складу, рискуя свернуть себе шею, а, сидя за стопкой тазиков, деловито твердил в рацию: «Первый, я – второй! Нападение на объект». Жуликам, понятно, не помешал бы, зато как стильно!

Чувствуете разницу? Для того, прежнего, Шурика главным было не подвести бабулю, ну и заодно сберечь социалистическую собственность, для нынешнего – имитировать охрану. Для того – дело, для этого – понты.

Нет, я, конечно, понимаю: тяга к чужому – первородный грех человечества, еще Адам и Ева в райских кущах незаконно сорвали (читай, украли) запретный плод с древа познания. Но с изумлением замечая, как в геометрической прогрессии множится количество фигур с цепким взглядом и в униформе (в магазинах, банках, конторах, клубах, дворцах, гостиницах, на предприятиях, рынках…), невольно начинаешь сам у себя ощупывать карманы: а вдруг чего ненароком стащил – «машинально», как говаривал Балаганов?

Недавно наша газета рассказывала, что в Бобруйске на дорогах начали ставить фотодвойников реальных гаишников: с виду – инспектор Иванов, на деле – «фанерка» с жезлом. Как завсегдатай пары могилевских сетевых магазинов, твердо убежден: новацию давно пора переносить туда! Толку от фанерных секьюрити будет, как и от живых, – ноль. Зато тонкие «фанерки» не будут загораживать узкие проходы, не будут травить коллеге скабрезные анекдоты, не обращая внимания на покупателей, не будут строить из себя Кевина Костнера, у которого чисто случайно под присмотром вместо Уитни Хьюстон – подгнившие персики… И еще «фанерный» охранник не будет воровать. Специалисты категоричны: покупатель крадет в магазинах не более 20% от всех похищаемых товаров. Остальное тащит персонал – продавцы, грузчики, фасовщики, охранники… А платит за все кто? Мы, покупатели: потери хозяева закладывают в цены. И если на потери от краж в магазинах могут относить до 3—5% от товарооборота – прикиньте, сколько ж мы переплачиваем!

Можно, конечно, вместо «фанерного» секьюрити установить в торговом зале парочку видеокамер слежения – зарплаты и униформы не просят, матом не ругаются, продавщиц не тискают, на обед не ходят. И за год окупают себя. Так, собственно, устроена система охраны в любом немецком супермаркете: там вежливый охранник появляется в зале, только если камера уже засекла воришку и надо принимать меры. Но у нас – другой менталитет. У нас нагловатый секьюрити в магазине –часть имиджа хозяина. Как в 1990-х – малиновый пиджак и золотая цепь на шее. Без человека в униформе ты вроде как и не хозяин, а так, захолустный советский завмаг… Братва засмеет…

Конечно, нам пока далеко до России, где, по скромным оценкам, около 1 миллиона частных охранников плюс еще 3 миллиона «сотрудников служб безопасности» в офисах и компаниях. Там до 5 миллиардов долларов в год идет на содержание секьюрити. А отдача? В Москве, где в глазах рябит от частных охранников, эти «Кевины Костнеры» при нападении на объекты лишь в 16% случаев были способны сделать что-то путное. А обычно, столкнувшись с реальной угрозой, эти бравые парни с рациями трусливо забивались под прилавок рядом с той старушкой-покупательницей, которую они только что пристально «пасли»: а ну как банан украдет?!

Как-то в Минске зашел в деловой центр – забрать отремонтированный редакционный «цифровик». В фойе за стойкой откровенно скучал у телека человек в униформе с надписью «Охрана». Обрадовавшись моему появлению, он всем своим центнером веса преградил путь и учинил бесцеремонный допрос с пристрастием: куда, да к кому, да зачем, да предъявите платежку об оплате… Раскусив суть этого толстопузого, я просто позвонил по мобильному в нужный офис. Вышел менеджер фирмы и, оправдываясь перед охранником («Это к нам!»), провел меня, за пять минут оформил накладную и передал товар. А потом извинился за наглеца-«Костнера»: «Поймите, мы тоже от него страдаем. Только вы – один раз, а мы – через двое суток на третьи, у него график такой».

Кстати, в самой этой фирме умным, толковым ребятам в рабочее время не то что телек смотреть – перекусить некогда, все внимание – клиентам. Больше заказов – больше заработают. А какую прибавленную стоимость создает тот «центнер в униформе»? И что он в итоге охраняет от нас? За наш же счет? И, может, бабуля из «Операции «Ы»…» — эффективнее?

Александр ТОРПАЧЕВ

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.