Вверх

Вы здесь

ШАГ ЗА ТУРНИКЕТ

Помните анекдот начала 1990-х, когда миллионам людей в пост-СССРии не платили вовремя зарплату? «Новый русский» говорит приятелю про своих рабочих: «Я им месяц не плачу — идут на завод, два не плачу — все равно прутся!» Приятель: «Поставь турникет на проходной — пусть они тебе платят за то, что пускаешь в цех»…
В каждой шутке есть доля шутки. В чем-то схожая картина сложилась нынче в белорусских вузах: и бюджетные места урезают, и минимальные баллы тестирования поднимают, и «турникет» в виде растущих тарифов для «платников» поставили — а от абитуриентов отбоя нет! Загадочная славянская душа? Неистребимая тяга к знаниям? Или вечно живой лозунг: «Учиться, учиться и учиться — лишь бы не работать»?
Не-е, братцы, тут — менталитет. Какие 3 самые страшные угрозы были в СССР? Проклятый империализм, папановское: «Чтоб ты жил на одну зарплату!» и всенародный догмат: «Не поступишь в институт — пойдешь, как дурак, на завод!» За последние полвека американских агрессоров мы стали бояться куда меньше, жить на одну зарплату тоже рискуют немногие. А вот кошмар угрозы №3 нарастал, как снежный ком. И хотя граждане без вузовских дипломов и зарабатывали в разы больше «анжинеров», и в жизни находили достойное место, людская молва косилась на «не поступившего»: «Аль — дурак, аль — неудачник». Корочка диплома из банального свидетельства квалификации (вроде удостоверения слесаря 6-го разряда) почему-то превратилась в мерило личности, в символ ценностей… И даже симпатичный слесарь Гоша (он же — Гога) из фильма «Москва слезам не верит» не мог поколебать этот миф. Директрисы школ похвалялись друг перед другом: «у меня — 70% поступивших!», «а у меня — 76!», «а у меня 92!!!» И грызли наманикюренные ногти от зависти…
Да еще демография «помогла». У меня из 43-х одноклассников в студенты пошли чуть больше половины — остальные два десятка вполне приличных ребят особо не парились из-за отсутствия зачетки в кармане. А из 22-х однокашников моей дочки шестерым «не поступившим» было неуютно на фоне обладателей студбилетов. Не потому, что эти шестеро хуже. Пропорция давила!
Число студентов на 10000 населения страны стало мощным оружием, коим мы побиваху идеологических недругов. В СССР в 1973-м пропаганда хвалилась: у нас в вузах учатся 186 из каждых 10000, а в  ФРГ — жалких 66! Чей строй лучше?!! Ладно, оставим в покое советские времена, когда по улицам Могилева, как известно, бродили динозавры и мамонты. Но еще 10 лет назад в суверенной Беларуси гордо заявляли с трибун: у нас 343 студента на 10 тысяч, а в этой, как ее, Германии — только 262!
Да что там 10 лет назад — еще в 2009-м замминистра образования Беларуси уверял: «важнейшей особенностью функционирования национальной высшей школы в настоящее время является переход к массовому высшему образованию». В студентах тогда у нас ходили 430 из каждых 10000 сограждан! А сегодня — уже 453! А «дурная» Германия осталась на том же уровне…
Правда, родненькое государство вдруг спохватилось. Оказывается, «массовое высшее образование» далеко не всегда —  качественное. Оказывается, студент журфака может написать в газету: «Участники конференции о войне 1812 года посмотрели документальное видео боевых действий тех лет». А выпускник технического вуза не способен прочесть чертеж! Оказывается, «массовое высшее» — дорогая штука, которую не всякая высокоразвитая страна себе позволит! Конечно, можно каждое бывшее ПТУ гордо обозвать университетом, но вряд ли от этого вырастет доля высокотехнологической продукции в экспорте: в Сингапуре она — 57%, у нас — раз в 10 меньше… Оказывается, выпускников школ скоро у нас станет меньше, чем мест для первокурсников в вузах!
Ситуацию надо менять, и срочно. Как? У нас, похоже, пока больше делается ставка на «турникет на проходной» — отсеять на пороге вуза совсем уж неспособных к учебе. Это не лишнее. Но ужесточение отбора на «входе» не гарантирует нобелевских лауреатов на «выходе»: между этими крайними точками, собственно, и лежит качество образования. Качество методик, преподавателей, оборудования. Качество мотивации студента к получению знаний, а не «корочки». Качество госзаказа на дельного выпускника…
Модистка Коко Шанель говорила: «Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали». Главное — при очередном изменении генеральной линии не выплеснуть с водой ребенка. Не забыть, что развитые страны до 40% ВВП получают за счет хорошего образования. Что каждый доллар затрат на систему образования может дать 6 долларов прибыли. Или не дать.
Александр Торпачев.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.