Вверх

Вы здесь

СТРАШНЫЕ ДЕНЬГИ

Что с психикой у людей дело худо, я подозревал с детства. Как узнал, что мир не может найти 1 миллиард долларов на ликвидацию малярии, но тратит по 200 миллиардов в год на атомные бомбы. Хотя А-бомбы десятилетиями гнили на складах, а от малярии ежегодно помирали 3 миллиона землян. С тех пор маразм лишь крепчал.
Конечно, у каждого — свои недостатки, как говорил герой фильма «В джазе только девушки». Плохо, что эта «шиза» заразна! На любой чих ученых и политиков мы откликаемся массовым помешательством. Герр доктор, изучив меню своей беззубой тещи, тиснет статейку о «вреде мяса» — и мир кричит «Ура!» вегетарианству. Герров оппонент тявкнет с экрана про «вред овощей» — мы бегом за котлетами и шашлыками! Сколько раз мы то хулили, то реабилитировали кофе, холестерин, соль, вино, секс, мобильники…
Сейчас мир рехнулся на почве страха. Фобии и борьба с ними — наш главный диагноз. Но это лишь кажется, будто мы боимся всего подряд — конца света по календарю майя, террористов, грипповирусов и глобальных потеплений. Мы боимся целенаправленно, избирательно и согласно советам маркетологов. Потому что фобии и антифобии — громадный бизнес, приносящий «страшные» деньги!
Какой дурак купит автосигнализацию, если не будет бояться, что его задрипанный «опель» угонят? Какой олух наймет охранников в магазин, если не раздуть страх перед кражами? Какая блондинка позарится на новые сапожки, если не напугать ее, что старая обувка вышла из моды? Какой минфин даст новые миллиарды на разные «цээру», если не стращать публику террористами?
В бизнесе на страхе, как в любом другом, для роста продаж надо периодически менять оформление витрин и названия товаров. По-научному, извиняюсь, — ребрендинг называется. Вы думаете, коль в США негров стали звать афроамериканцами — это филологи в слова играют? Фигушки, это — ребрендинг на рынке политических симпатий. Доля чернокожих в Америке растет, а это — лишние голоса на выборах. Значит, надо сделать так, чтоб на публике было страшно (аморально) назвать негра — негром. Кто первый «ресбрендил» насчет афро­американцев — тот и выиграл!
А почему в Европе политики до дрожи в коленях боятся признаться, что они — за старый добрый традиционный секс? Страшно, что обвинят в «гомофобии»! Это — конец карьере! А переименовал  древнегреческую «педерастию» или  библейскую «содомию» в модную «гомосексуальность» — и личное половое дело становится социальным мерилом политкорректности. Сказанул правильно —  получай дивиденды в политике, торговле, кино, шоу-бизнесе…
Медики и фармакологи, «срубившие» миллиарды долларов на наших страхах по поводу «зверского» гриппа и «атипичных пневмоний», тоже хотят заработать на ребрендинге. Только теперь они «страшат страхом» перед ВИЧ-СПИДом. Такая нынче «генеральная линия» ВОЗ с ее репутацией, подмоченной пандемией скандалов. Мол, чего газетчики нетолерантно пужают народ, обзывая СПИД «чумой»?! Эка «чума» — ну, чуть повреднее насморка… И лечится. Почти. Мол, не пужать надо, а разъяснять правильными научными терминами.
Правда, первыми пужать начали не газетчики, а сами медики и статистика числа ВИЧ-инфицированных. К тому же читать 90% статей с «правильными научными терминами» можно лишь: а) под угрозой расстрела, б) в пыточной камере инквизиции, в) в одиноком сортире в пустыне за неимением иной печатной продукции. Но для ребрендинга это — неважно! Главное — выучить новое модное слово и освоить новые средства. Хотя, на мой дилетантский взгляд, сказать наркоману: «Слазь с иглы, иначе сдохнешь от СПИДа!» — гораздо доходчивее и действеннее, чем написать, как ВИЧ «воздействует на иммунную систему, поражая, в основном, Т-лимфоциты - хелперы, которые помогают В-лимфоцитам вырабатывать антитела против различных чужеродных микроорганизмов».
Чтобы преодолеть страх, его для начала надо ощутить, осознать и превратить в союзника. Понять про «Т-лимфоциты» и «хелперы» — нужны извилины, а их у наркомана дефицит. А за словом «сдохнешь!» — эмоции. А страх — древняя эмоция, помогающая человеку выжить, средство самозащиты. Иногда — даже двигатель прогресса. Боишься, чтоб тебя не сожрал волк? — Придумай копье. Страшишься околеть от холода — напяль шкуру мамонта и разожги огонь. Страшно помереть от голода — научись выращивать хлеб. Жутковато переходить дорогу с армадой машин — изобрети светофор.
Почему, скажите, при страхе инстинкт расширяет зрачки? Чтоб лучше разглядеть опасность! И никакой ребрендинг этого не отменит.
Если, конечно, речь не о фобия-бизнесе…
Александр ТОРПАЧЕВ.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.