Вверх

Вы здесь

В Могилевской области дан старт созданию туристического кластера «Край животворных криниц»

Туристический кластер «Край животворных криниц» спустя семь лет обретет известность далеко за пределами Беларуси. Такую амбициозную задачу поставили перед собой потенциальные участники кластера во время старта проекта на первом семинаре-практикуме в Могилеве «Кластерная модель в агроэкотуризме, как дополнительная возможность развития и продвижения территории на рынке туруслуг».

В ходе семинара экспертами был представлен опыт создания туристических кластеров в Европе и Беларуси, рассмотрены выгоды и преимущества создания кластера «Край животворных криниц» для его потенциальных участников из семи пилотных районов Могилевской области (Могилевского, Чаусского, Мстиславского, Кричевского, Чериковского, Славгородского, Быховского) , а также возможные опасения. Никто из 25 участников встречи (хозяева агроусадеб, представители турфирм, начальники отделов по физической культуре, спорту и туризму районов-участников кластера, представители общественности) не отверг идею создания кластера. Всего было высказано шесть опасений по его будущей работе против 30 преимуществ. В числе безусловных выгод создания кластера были названы: развитие АЭТ и предпринимательства в регионе; создание новых агроусадеб и инновационного турпродукта; улучшение и расширение туристической инфраструктуры; привлечение в регион инвестиций; продвижение турпродукта Могилевской области на рынке РБ и за пределами страны; создание туристического бренда Могилевской области и другие. Среди опасений основным лейтмотивом звучали проблемы с координацией и взаимодействием участников кластера и завышенные ожидания.

По мнению председателя правления ОО «Отдых в деревне» Валерии Клицуновой, кластерная модель работы в сфере туризма сегодня наиболее эффективная с экономической точки зрения и популярная в европейских странах, а то, что мы ставим перед собой, создавая кластеры, амбициозные задачи, – это вполне нормально. «Планку никак нельзя занижать, нужно всегда стремиться достигнуть большего, только в этом случае можно ожидать положительного результата», - констатировала она.

В ходе первой встречи потенциальных участников кластера был также избран Совет, который будет заниматься координацией работы, менеджментом и продвижением будущего кластера на рынке туруслуг. В его состав вошли хозяева агроусадеб, представители турфирм, начальники отделов по физической культуре, спорту и туризму районов-участников кластера, представители общественности. В финале беседы за круглым столом всем участникам была предоставлена возможность помечтать, а что же будет с кластером «Край животворных криниц» через семь лет. Опрос превзошел все ожидания: широкая известность бренда «Край животворных криниц» среди туристов и турфирм Беларуси и за рубежом; сувениры с логотипом КЖК у каждого 10-го жителя Европы; органы местной власти испытывают крайнюю заинтересованность в развитии кластера и продвижении его на рынке туруслуг; на обслуживании туристов на территории кластера занято не менее 10% местного населения; иностранные туристы записываются в очередь на посещения усадеб Могилевской области и др.

«Старт проекта по созданию кластера в Могилевской области дан оптимистичный, теперь осталось только все мечты воплотить в жизнь. Пусть это будет и не через семь лет, а через двадцать, но это вполне реальная перспектива для развития отдельной территории и региона в целом», - считает Валерия Клицунова.

Следующая встреча потенциальных участников кластера и его Совета состоится 22 марта. На ней планируется разработать основную нитку туристического маршрута, которая свяжет основные районы-участники кластера, а также обсудить вопросы создания бренда кластера и его продвижения на рынке.

Данный проект реализуется по инициативе областного общественного совета по развитию агроэкотуризма в Могилевской области и при содействии Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии. Он является логическим продолжением реализованного в 2010-2011 годах проекта "Зеленое наследие Приднепровья", который позволил реально оценить экотуристический потенциал Могилевской области и создать карту "зеленых" территорий Приднепровского края. Новый проект предполагает создание межрегионального агроэкотуристического кластера на основе "зеленого" маршрута и брендинга территории Могилевской области как Края животворных криниц с созданием сайта, буклетов, сувенирной продукции, популярного бренда и их продвижением на рынке туристических услуг.

Основная нитка турмаршрута проляжет через восточную территорию Могилевской области: Могилевский, Чаусский, Мстиславский, Кричевский, Чериковский, Славгородский и Быховский районы с радиальными ответвлениями в приграничные районы. В основу кластера ляжет разработанный в проекте "Зеленое наследие Приднепровья" турмаршрут "Край животворных криниц". Создание кластера поможет обеспечить успешную эксплуатацию этого маршрута благодаря усилению взаимодействия между его субъектами (агроусадьбами, ремесленниками, гостиничными и туристическими комплексами, экомузеями и т.д.), созданию соответствующей инфраструктуры. Маршрут уже пользуется популярностью у паломников, любителей экологического туризма, а благодаря созданию кластера этот круг планируется значительно расширить за счет рекламы и продвижения нового бренда на рынке, эффективной работы кластера и его субъектов по отдельности, создания по-своему уникального турпродукта.

Турмаршрут объединит значимые для региона и Беларуси экотуристические объекты. В их числе памятники природы республиканского и международного значения: Полыковичская криница (Могилевский район), столица радимичей Радомля, город-музей Мстиславль, Святая криница в монастырском комплексе Пустынки (Мстиславский район), самый мощный источник в Восточной Европе чистой воды Голубая криница (Славгородский район) и другие.

"Создание агроэкотуристического кластера поможет реально изменить развитие этих территорий, будет содействовать развитию в них агроэкотуризма, оживлению деятельности местных сообществ, власти и бизнеса. Бренд "Живая вода" маршрута "Край животворных криниц" может в перспективе стать единым агроэко- либо туристическим брендом всей Могилевской области и, возможно, решит проблему позиционирования региона на рынке туристических услуг", - считают специалисты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.