Вверх

Вы здесь

Владимир Подребинкин, начальник финансового управления Могилевского облисполкома

Казна Могилевской области-2012: нюансы и особенности

На прошедшей сессии областного Совета депутатов принят бюджет области на 2012 год. О важности этого документа говорить не приходится: он – финансовая база, определяющая жизнь Могилевщины в наступающем году. Основные положения бюджета-2012 комментирует начальник финансового управления облисполкома Владимир Подребинкин.

Областной бюджет и бюджеты базового уровня планируются с профицитом, так как в 2012 г. необходимо погасить обязательства органов местного управления и самоуправления на 128,2 млрд. руб., в т.ч.: ценные бумаги, выпускаемые местными исполнительными и распорядительными органами, – 42,4 млрд. руб.; бюджетные кредиты, полученные из других бюджетов, – 25,3 млрд. руб.; прочие источники внутреннего финансирования – 60,5 млрд. руб.

– Владимир Иванович, есть ли какие особенности у принятого бюджета? Что предусматривают основные расчетные показатели этого важного документа?

– Отличительной особенностью бюджета на 2012 г. является сбалансированность расходов бюджетов всех уровней с их доходами: республиканский и местные бюджеты планируется исполнить без дефицита.

При этом значительно меняется структура расходной части бюджета в связи с ростом расходов государства на отдельные направления, в т.ч. на обслуживание внешнего и внутреннего долга. Так, расходы по погашению внешнего государственного долга из республиканского бюджета составят 918,4 млн. долл. США, а платежи по обслуживанию внешнего государственного долга – 698,5 млн. долл. США.

В 2012 г. на обслуживание долгов органов местного управления и самоуправления Могилевской области предусмотрено 134,2 млрд. руб., или с ростом 1,7 раза к уровню 2011 г.

Планируется, что за 2012 г. средняя ставка рефинансирования составит 32 – 35%.

– Недавно белорусским парламентом утверждены изменения и дополнения в Налоговый кодекс РБ. Как они отразятся на бюджете Могилевщины-2012?

– При формировании доходной части консолидированного бюджета области учтены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Республики Беларусь, которые вступают в действие с 1 января 2012 г. Так, снижается ставка налога на прибыль с 24% до 18% с одновременным изменением подходов к налоговому стимулированию инвестиций за счет: отказа от действующего освобождения от налогообложения прибыли, направленной на капитальные вложения; введения для целей налогообложения системы ускоренной амортизации и механизма переноса убытков на будущие прибыли без количественных ограничений.

По нашей оценке указанные меры позволят оставить в распоряжении организаций области без дополнительных условий порядка 230,0 млрд. руб.

Уменьшится также налоговая нагрузка на субъекты малого и среднего предпринимательства за счет снижения на один процентный пункт стандартных ставок налога при упрощенной системе налогообложения (с 8% до 7% без уплаты НДС и с 6% до 5% с уплатой НДС). В результате в распоряжении субъектов малого предпринимательства области останется около 30 млрд. руб.

– Как, вкратце, спрогнозирована доходная часть бюджета?

– Доходы консолидированного бюджета области на 2012 г. прогнозируются в размере 8 978,3 млрд. руб., в т.ч.: налоговые и неналоговые доходы – 4 334,0 млрд. руб.; безвозмездные поступления (дотации, субвенции) – 4 644,3 млрд. руб. В структуре налоговых и неналоговых доходов основную долю занимают: НДС – 36,4%, подоходный налог – 32,7%, налог на прибыль – 8,6%, налоги на собственность – 6,5%, неналоговые доходы – 5,0%.

При определении расчетных показателей по проектам консолидированных бюджетов районов и городов не учтены целевые доходные источники (доходы от продажи жилых помещений, доходы от продажи земельных участков в частную собственность и др.) на сумму свыше 36,0 млрд. руб., которые местными Советами депутатов самостоятельно будут направлены на расходы. В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь районными и городскими Советами депутатов в ноябре-декабре т.г. приняты решения об увеличении (уменьшении) ставок налогов на собственность, так как изменение ставок по законодательству может производиться только до начала финансового года.

В 2012 г. дополнительные поступления от увеличения ставок по налогам на собственность, которые не включены в расчетные показатели по бюджетам районов и городов, составят 120 млрд. руб.

Кроме того, в случае достижения районами общереспубликанского уровня рентабельности дополнительные поступления по налогу на прибыль могут составить 40,1 млрд. руб.

– Практически каждого волнует, что предусмотрено бюджетом в социальной сфере?

– В следующем году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть составят расходы на оплату труда с начислениями, трансферты населению, средства на выполнение государственных социальных стандартов. На финансирование отраслей социальной сферы (без капитального строительства) планируется направить 4 969,7 млрд. руб., или 56,1% от всех расходов бюджета.

Одной из задач бюджетной политики в 2012 г. является сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения.

Одновременно, согласно Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг., предполагается усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг, включая медицину и образование.

– В следующем году Могилевщина принимает республиканский фестиваль-ярмарку «Дажынкi-2012», который, вероятно, потребует немало средств?

– Это еще одна отличительная особенность бюджета области, т.к. действительно значительный объем средств планируется направить на мероприятия по подготовке и проведению в г.Горки и Горецком районе праздника «Дажынкi-2012». Общий объем финансирования из местных бюджетов в 2011 –2012 гг. определен в сумме 432,7 млрд. руб., из них за счет субвенций, передаваемых в 2012 г. из республиканского бюджета, – 81,2 млрд. руб.

В настоящее время с учетом изменения стоимости работ по большинству объектов в 2011 – 2012 гг. планируется направить свыше 529,0 млрд. руб. Но и эти цифры неокончательные. Они могут корректироваться с учетом необходимой потребности.

– Какой резерв прочности предусматривает принятый областной бюджет?

– В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса в составе местных бюджетов формируются резервные фонды (фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами, резервные фонды исполкомов), которые не могут превышать 1 процента доходов областного бюджета без учета государственных целевых бюджетных фондов и безвозмездных поступлений из других бюджетов.

В расчетных показателях учтено -0,5% по всем уровням бюджетов, из них 0,2% фонд финансирования расходов, связанных со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

Кроме того, на основании пункта 2 статьи 28 Закона о бюджете сверх размера, определяемого областным Советом депутатов в соответствии с пунктом 4 статьи 42 Бюджетного кодекса, в областном бюджете сформирован резервный фонд в сумме 119,3 млрд. руб., который будет использоваться по решению Президента Республики Беларусь.

– Чистая окружающая среда – одно из требований времени. Что предусмотрено на ее защиту?

– Это также один из нюансов бюджета. С 2012 г. прекращается формирование целевых бюджетных фондов охраны природы путем замены финансирования природоохранных мероприятий за счет общих доходов бюджета.

Всего на охрану окружающей среды предполагается направить 62,1 млрд. руб., или в 1,8 раза больше поступлений экологического налога.

Объем расходов на национальную экономику прогнозируется в сумме 1073,8 млрд. руб., из них на: сельское хозяйство – 740,3 млрд. руб.; транспорт – 131,8 млрд. руб.; дорожное хозяйство – 130,5 млрд. руб.; топливо и энергетику (возмещение разницы в ценах на твердое топливо, реализованное населению) – 52,0 млрд. руб.

– Сколько средств запланировано, и как они будут распределяться в такой актуальной сфере, как жилищное строительство?

– Расходы на эти цели планируются в размере 175,8 млрд. руб., из них на: финансирование строительства (реконструкцию) и (или) приобретение жилых помещений организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства и пчеловодства, для граждан, постоянно проживающих и работающих в сельской местности, – 11,1 млрд. руб.; для отселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда – 39,57 млрд. руб.; строительство жилых помещений социального пользования – 17,8 млрд. руб.; строительство служебного и специального служебного жилья – 3,9 млрд. руб.; строительство жилых домов для семей, воспитывающих детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на условиях равнодолевого участия с республиканским бюджетом), – 1,4 млрд. руб. Кроме того, на строительство новых уличных распределительных газопроводов от места присоединения к действующему уличному распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан, уплату процентов за пользование кредитами, выданными в 2011 г. на эти цели, а также кредитами, выданными в 2011 – 2012 гг. на проектирование, строительство (реконструкцию) объектов инженерной и транспортной инфраструктуры для районов жилой застройки, – 77,8 млрд. руб. (на условиях равнодолевого финансирования за счет субвенций из республиканского бюджета и средств областного бюджета).

– Ну и, конечно, нельзя оставить в стороне систему ЖКХ.

– Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство составят 820,8 млрд. руб., из них субсидии организациям ЖКХ на возмещение части затрат от оказания услуг населению по фиксированным тарифам по обслуживаемому ЖКХ жилищному фонду составят 556,9 млрд. руб., или 54,0% от плановых затрат (на 2011 г. планировалось 45,7% от плановых затрат).

”Могилевские ведомости”

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.