Вверх

Вы здесь

Жанна Островецкая, заместитель начальника экономического управления Главного управления Нацбанка РБ по Могилевской области

Максимальное исполнение принципа одного окна и высокий уровень сервиса для плательщиков - по такому направлению уже не первый год в Беларуси реализуется идея организации единого расчетного и информационного пространства (ЕРИП), которое для простоты восприятия со временем переименовали в «Расчет». Ярко-оранжевый логотип этой системы стал хорошо узнаваемым у жителей нашей республики. О возможностях системы «Расчет», правилах совершения платежей и о других нюансах работы системы рассказала заместитель начальника экономического управления Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Могилевской области Жанна Островецкая.

- Жанна Михайловна, какие преимущества предоставляет пользователям система «Расчет»?

- Система «Расчет» призвана обеспечить комплексное обслуживание каждого из её участников - населения (плательщиков услуг), юридических лиц (производителей услуг) и банков (расчетных агентов) - на уровне самых высоких потребительских стандартов. У граждан появилась возможность, находясь в любом регионе нашей республики, оплатить по принципу ”одно окно“ коммунальные и другие услуги практически во всех банках. При этом плательщик может получить в банках информацию о начисленных платежах и оплатить их как наличными деньгами, так и с помощью банковской платежной карточки. Производитель услуг, заключив один договор с ЕРИП, автоматически обеспечивает возможность сбора платежей в свой адрес всеми банками, а расчетный агент может принимать платежи в адрес тысяч организаций.

- Системе «Расчет» чуть более 5 лет, что вы можете сказать о ее развитии.

- В настоящее время в системе ”Расчет“ зарегистрировано более 5 тысяч производителей услуг, к оплате доступны около 50 тысяч услуг. Их оплата может производиться с использованием наличных денежных средств, электронных денег и банковских платежных карточек в более чем 14 тысяч пунктах банковского обслуживания 27 банков (банкоматы, инфокиоски, устройства приема наличных денег (cash-in), которые оказывают услуги по приему платежей), а также посредством системы Интернет-банкинга и Мобильного банкинга.

Через систему ”Расчет“ можно оплатить коммунальные услуги, сотовую связь, стационарный телефон, охрану квартир, Интернет, кабельное телевидение, услуги страховых компаний, банков и нотариальных контор, детские сады, детские школы искусств, платные кружки и факультативы, образование в Вузах, лицеях и колледжах, купить билеты на различные виды транспорта и культурно-зрелищные мероприятия, пополнить электронные кошельки Easy Pay и Webmoney, совершить другие платежи.

В 2013 году активно стала развиваться оплата услуг здравоохранения, социального обслуживания, подписка на средства массовой информации, операции с недвижимостью, покупки из Интернет-магазинов.

На лидирующие позиции вышли платежи, связанные с налогами и сборами, а также административными процедурами служб МВД.

- Скажите, пожалуйста, что нужно знать физическому лицу, чтобы правильно оплачивать услуги в системе «Расчет». Нужно ли писать заявление в банке?

- Нет, никакого заявления не надо. Просто совершите хотя бы один платеж в ЕРИП, введя номер лицевого счета, и вы уже полноценный участник системы. Причем, в каком банке вы это сделаете абсолютно неважно, также неважно, где вы оплатите - касса, банкомат, инфокиоск или Интернет-банкинг. Потом обратите внимание на чек - на нем будет указан «Номер плательщика ЕРИП». Это ваш персональный номер и теперь всегда сообщайте его кассиру в банке или вводите при совершении платежей в банкоматах и инфокиоках, и система запомнит ваши платежи. И если по ним выставлены требования на оплату - система покажет их, а квитанции можете оставлять дома. В дальнейшем плательщику нет необходимости помнить все свои лицевые счета, а просто следует запомнить один «Номер плательщика».

Чтобы оплатить услуги через Интернет-банкинг или мобильный-банкинг, необходимо подключиться к данным услугам у своего обслуживающего банка, выдавшего вам платежную карточку.

- Что делать, если «Номер плательщика» утерян, можно ли его восстановить?

- Для оплаты услуг в ЕРИП можно и не вводить «Номер плательщика», пропустив этот шаг при запросе системой. Но в этом случае вы не сможете воспользоваться таким преимуществом системы, как создание собственной корзины платежей. При введении «Номера плательщика» в систему, в так называемом дереве услуг ЕРИП появляется раздел "последние оплаченные", в котором содержатся ваши предыдущие платежи с сохраненными данными.

Если вы ранее пользовались системой, но по каким-то причинам потеряли свой «Номер плательщика», в банковских учреждениях существует возможность поиска клиента по фамилии, адресу, лицевому счету, номеру телефона или иным реквизитам с дальнейшим восстановлением «Номер плательщика».

- Можно ли оплачивать услуги, находясь в другом городе, или, например, совершать оплату за коммунальные услуги родителей?

- Да, конечно. Так, например, вы проживаете в городе Могилеве, а ваш ребенок получает платное образование в г. Минске. Не стоит переживать, что ему нужно везти из Могилева значительную сумму денег. Произвести плату за обучение можно в Могилевских пунктах приема платежей, или при помощи Интернет-банкинга, выбрав в дереве услуг ЕРИП тот населенный пункт, где находится учебное заведение. Или, находясь в городе Борисове, вы можете оплатить коммунальные услуги ваших родителей, проживающих в другом городе.

- Как Вы уже сказали, при оплате ряда услуг система требует вводить лицевой счет. Где можно узнать свой лицевой счет?

- Да, действительно, данный параметр используется многими организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. Обычно лицевые счета указаны в договорах, заключенных между плательщиком и Производителем услуг, в квитанциях на оплату. Для уточнения лицевого счета необходимо обращаться к Производителю услуг, который предоставляет вам данные услуги.

Обращаю внимание, что в соответствии с положениями Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» №455-3 от 10.11.2008г. сведения о номере лицевого счета плательщика относятся к информации ограниченного пользования, поэтому данные сведения не предоставляются без идентификации личности

- Что делать, если плательщик обнаружит, что сумма платежа за коммунальные услуги или обучение не та, которая указана в квитанции на оплату, или введены неправильные показания счетчиков?

- ЕРИП обеспечивает только информационное взаимодействие между организацией и плательщиком, за достоверность требований к оплате отвечает исключительно организация, которая их выставляет. Если у вас возникли какие-то вопросы, обращайтесь к Производителю услуг. В тоже время система позволяет корректировать данные.

- Чем обусловлено наличие запретов на прием платежей некоторых услуг в инфокиосках, банкоматах и Интернет-банкинге, например услуг нотариальных контор?

- Подобные ограничения в системе устанавливаются в исключительных случаях и только тогда, когда в соответствии с действующими правилами, у организации фактом подтверждения платежа является бумажная квитанция с оттиском печати банка, принявшего платеж. В настоящее время это происходит с нотариальными и таможенными платежами, платежами в адрес МВД. Делается это для удобства плательщика, чтобы он потом не «бежал» в банк за подтверждением платежа, проведенном в том же инфокиоске.

- Взимается ли банками комиссия с плательщиков при оплате услуг через систему «Расчет»?

- Нет, дополнительная комиссия с физического лица не взимается. Согласно правилам функционирования системы, все затраты оплачивает организация, в чей адрес принимаются платежи. Расчетные агенты также несут расходы за предоставленный сервис.

- Жанна Михайловна, одним из наиболее востребованных видов услуг у нашего населения, особенно жителей районных центров, является оплата обучения в Вузах. Когда к системе «Расчет» будут подключены Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова и Могилевский государственный университет продовольствия?

- Да, мы хорошо понимаем значимость этой проблемы. Работы по подключению к системе «Расчет» высших учебных заведений Могилевской области ведутся давно. В 2010 году заключил договор на прием платежей через ЕРИП Белорусско-Российский университет, в 2012 году – Белорусская государственная сельскохозяйственная академия в г.Горки. В настоящее время ведутся переговоры по вопросам подключения к системе университета имени А.А.Кулешова и университета продовольствия. Надеюсь, к началу нового учебного года мы реализуем такую возможность.

- Планируется ли ввести оплату банковских кредитов через систему «Расчет»?

- Не то, что планируется - это уже происходит. В рамках системы «Расчет» возможна оплата кредитов следующих банков: ЗАО «Альфа-Банк Финанс», ЗАО «Дельта Банк», ЗАО Банк ВТБ (Беларусь); ОАО Банк Москва-Минск», ЗАО «Трастбанк». Сейчас проводится активная работа по организации приема платежей в уплату таких банковских услуг через ЕРИП, как погашение кредитов, денежные переводы, пополнение счетов.

- Жанна Михайловна, чтобы избежать очередей в банках, все большая часть населения использует для оплаты услуг банкоматы, инфокиоски, Интернет-банкинг. Каким образом осуществляется поиск услуг в данных устройствах?

- Для удобства плательщиков в текущем году проведена большая работа по систематизации и унификации дерева услуг ЕРИП. Все услуги объединены по категориям и представлены в соответствующих каталогах: коммунальные платежи, образование и развитие, МВД, юридические услуги, налоги и сборы, недвижимость, социальное обеспечение, здравоохранение, строительство и ремонт, прочие услуги.

При поиске плательщику, прежде всего, необходимо придерживаться территориального расположения услуги. Так, например, чтобы осуществить платеж за электроэнергию в г.Горки, необходимо последовательно выбрать следующие вкладки: система «Расчет» (ЕРИП) – Могилевская область- г. Горки - Коммунальные платежи – Электроснабжение. Затем, внимательно следуя подсказкам (на экране банкомата, инфокиоска, устройства приема наличных денег или персонального компьютера) осуществить ввод данных.

- Подскажите, как по ЕРИП с платежной карточки пополнить электронный кошелек Webmoney или EasyPay, а также оплатить билеты на хоккей, концерт, проходящий в г.Минске или железнодорожный транспорт?

- Для того чтобы приобрести электронные деньги необходимо в устройствах самообслуживания либо Интернет-банкинге в дереве услуг выбрать последовательно: Система «Расчет», Финансовые услуги, Электронные деньги, Продажа WMB, ввести номер кошелька, указать сумму платежа, подтвердить правильность введенных данных и совершить платеж.

В случае оплаты билетов, прежде всего, необходимо совершить процедуру бронирования билета, затем в разделе «Билеты» выбрать необходимый вид билета, ввести номер заказа и совершить оплату.

- Если организация решила предоставить удобный сервис своим клиентам по оплате услуг и выразила желание стать участником системы «Расчет», куда ей обращаться?

- Подключение Производителей услуг к системе «Расчет» осуществляется региональными узлами ЕРИП, которые созданы на базе Главных управлений Национального банка Республики Беларусь по областям.

Порядок и условия подключения, контактная информация, а также все необходимые документы представлены на сайте системы «Расчет» www.raschet.by.

Собранный пакет документов Производителям услуг Могилевской области необходимо выслать по почте на адрес Главного управления Национального банка Республики Беларусь по Могилевской области.

Обращаю внимание, что взаимодействие Производителя услуг с системой ”Расчет“ осуществляется исключительно в электронном виде в соответствии с установленным Протоколом обмена данными. Если организация не обладает достаточными техническими и организационными ресурсами для реализации данного протокола, существует возможность воспользоваться услугами специализированных организаций (агрегаторов) ”Хуткi Грош“, ”Мой дом“ и ”IPay“. Агрегаторы займутся всеми вопросами подключения, максимально упростят и подберут удобную процедуру подключения, помогут сформировать базу требований к оплате, сводя к минимуму временные и финансовые затраты.

- Что делать, если возникли трудности при оплате услуг в системе «Расчет»?

- Информацию о подключении к системе «Расчет», консультации, а также ответы на интересующие вопросы можно получить, обратившись в контакт-центр системы «Расчет» по короткому номеру 141 или в Главное управлении Национального банка по Могилевской области (тел. в Могилеве (0222) 29-93-37, 29-93-15).

Если у Вас возникли трудности с оплатой услуг через инфокиоски, Интернет-банкинг, обращайтесь к консультантам банка, которые всегда готовы помочь своим клиентам.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.