RU BY EN 中文
Twitter Instagram

XVII Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт»

С 21 по 27 марта в Могилеве в 17-й раз пройдет Международный молодежный театральный форум «М.@rt.контакт», учредителями которого являются Министерство культуры Республики Беларусь и Могилевский областной исполнительный комитет. Традиционно, в рамках форума состоятся показы спектаклей белорусских и зарубежных театральных коллективов, мастер-классы, творческие встречи, будет организована работа молодежной творческой лаборатории.

Основная программа XVII Международного молодежного театрального форума «М.@rt.контакт» в 2024 году включает в себя спектакли из Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Армении, Болгарии и России.

Внеконкурсный моноспектакль Елены Борзовой «В разрыве облаков» (Москва, Россия). Жизнь коротка и непостижима «в разрыве облаков». Космос подает нам знаки, предупреждает, взывает. Пьеса написана по мотивам поэмы Николая Зиновьева «Евангелие от кометы», где становление личности поэта проходит через историю прилетов кометы Галлея, это разные исторические эпохи — познание себя, погружение в историю мироздания.

«Женитьба» (Николай Гоголь, Сергей Федотов). На сцене развернется невероятная и вместе с тем нелепая ситуация, в которой главный герой Подколёсин задумал жениться, но боится сделать первый шаг навстречу брачной жизни. Его друг Кочкарев решает помочь ему. Это начало вереницы забавных событий, увлекающих зрителей в происходящее. По убеждению режиссера – «классика должна оставаться классикой», поэтому в спектакле достоверно отражена эпоха, сохранен неповторимый язык Гоголя, где каждое слово, каждая фраза определенно выражает мысль. В спектакле причудливо и парадоксально сочетается комическое и трагическое. И вместе с тем ощущается основная тема пьесы – тема глобальной пустоты и бессмыслицы, измельчание и омертвение души человека. В постановке нет «видимой» истины, нет нравоучений, в ней больше фантастического, невероятного. Нелепость, бессмыслица, необъяснимость создают таинственность и многогранность художественного пространства, созданного режиссером. В этом спектакле отражена жизнь с ее вечными вопросами о человеческих отношениях: выбор жизненного пути, социальных ролей, ценностей. Постановка будет интересна и полезна каждому из нас: в ней есть над чем посмеяться и над чем задуматься.

 «Антарктида» (Ульяна Гицарева, Петр Чижов). История, написанная молодым автором, основана на документальных фактах. Середина 90-х ХХ века. Антарктическую станцию «Молодежная» закрывают. А за этим — судьбы живых людей, их мысли, чувства, мечты, разочарования и надежды. Что есть для каждого из нас наше прошлое? Надо ли помнить о нем? И как не потерять себя в Антарктиде? Рассказ о трёх полярниках и якутской лайке по кличке Мишка, застрявших на советской антарктической станции «Молодежная», станет переосмыслением непростого периода истории нашей страны новым поколением. Спектаклем, наполненным мужским юмором, верой в лучшее, силой духа и желанием жить.

«Двое на качелях» (Уильям Гибсон, Павел Арсеньев). Это история двух сердец – несчастных, отчаянно одиноких и столь непохожих, точно по воле судьбы обретших друг друга среди суеты большого города, чтобы уже вместе, рука об руку, преодолевая все трудности на своем пути, неустанно искать счастье для себя. История о правде и лицемерии, о предательстве и милосердии, о мужестве и малодушии. Трогательная и смешная, а подчас – жестокая, впрочем, как и сама жизнь. Но разве может быть иначе? Это история о нас.

«Декамерон» (Нина Мазур, Невена Митева). Самые смешные и притягательные истории любовного обмана из романа Боккаччо. На основе импровизации, в которую публика тоже вовлечена, три дамы вспоминают свои интимные победы. Радость жизни во время чумы – вот что предлагает нам спектакль, оставаясь абсолютно верным духу Боккаччо.

«Үмүт» («Надежда») (Кайрат Иманалиев, Уланмырза Карыпбаев). История повествует о женщине, чья трагическая судьба связана с трагедией страны в Великой Отечественной войне, о женщине, которая отправила на фронт сына и надежде на его возвращение домой. Горечь его ожидания, нечеловеческая материнская тоска по сыну. Данный спектакль показывает собирательный образ всех матерей земли, где отражается материнская забота к своим детям, мечта матери о судьбе детей, любовь матери, и о нескончаемой вечной материнской надежде ожидания детей с фронта.

«Рассказы циника» (Аркадий Аверченко, Евгений Кочетков). Девять с половиной «историй любви» объединены единым сюжетом — это истории взаимоотношений мужчины и женщины: с ревностью до «смертоубийства», супружескими изменами от помутнения и сладостного обмана, непреодолимыми страстями и желаниями и, даже, со своеобразной философией любви, за которой, по убеждению главного героя Рукавова всегда стоит рок, судьба. Аверченко — весь в факте, в сценке, в мелочи, в непритязательном диалоге, в быстрой и естественной импровизации. Он весь на «живую нитку». Именно — на живую.

«Приключения Тома Сойера» (Марк Твен, Андрей Богданов). Все мы порой желаем хоть чуть-чуть пожить по-другому: проплыть на плоту по полноводной реке, откопать сокровища, расследовать преступление, сразиться с индейцами, найти настоящего друга или влюбиться с первого взгляда. Удивительный мальчишка Том Сойер, весело насвистывая, зовет детей и взрослых пережить с ним самые невероятные приключения, вместе плакать и смеяться. И взрослеть, сверяя свои поступки с детским мироощущением искреннего счастья.

 «Петр I – жизнь и деяния» (Дмитрий Ерохин). Издревле, в сложной ситуации русский народ надеялся на батюшку Царя. Стал ли таким спасителем и реформатором для страны император Петр I? Что важного было создано в России при его правлении? Поразмышлять над этими вопросами предлагается зрителям вместе с очаровательными, необычными фрейлинами двора Петрова. Возможно, взрослый зритель найдет для себя ответы, или у него появятся новые вопросы о знаменитом монархе. А младшее поколение познакомится с историческими фактами о жизни и деяниях императора. Классическая музыка, пластические решения, сочетание игры вживую и кукол, ожившие картины старых мастеров, роскошные парики и платья с кринолином - зримая эпоха Петра Великого.

«Смердяков» (Федор Достоевский, Екатерина Максимова). Путь Смердякова - это путь боли, гордыни и вины, которая придавила молодого человека смертельно. Имея такую степень отверженности, будучи рожденным от юродивой, будучи плодом не любви, но насилия, сладострастия и похоти, будучи оставленным матерью с наследной фамилией, от которой охота нырнуть в канаву... имея все это, куда судьба швырнет человека, какое будущее готовит герою, какой путь проходит его душа? Следствие покажет.

«Нос майора Ковалева» (Николай Гоголь, Роман Габриа). Маленький человек с огромными, необоснованными амбициями. Такова тема гоголевской повести «Нос». Однажды цирюльник в булке свежеиспеченного хлеба обнаружил неожиданную начинку. В качестве добавки к рецепту выступил нос коллежского асессора Ковалева, частенько пользующегося услугами брадобрея Непонятно, как хозяин лишился такой важной части своего лица, но только получивший неожиданную свободу нос совсем распоясался – обзавелся мундиром, да в высоком чине стал появляться в светском обществе… И как только Платон Ковалев, для солидности называющий себя майором, справится с таким уроном, вернет ли беглеца обратно? Фантастика, да и только. Но кто-кто, а Николай Васильевич Гоголь в фантастике знал толк…

«Твардовский: Василий Теркин. Книга про бойца» (Александр Твардовский, Алексей Орлов, Александр Плинт). Время идёт, и одна война, к сожалению, сменяет другую, а человек остается все тем же. Говорят, на войне нет людей – есть солдаты. Но кто же он – солдат? Живой человек, не правда ли? Он также переживает боль утраты, размышляет над обстоятельствами, жаждет любви и жизни, находясь у смерти на прицеле. Спектакль создан на основе знакового произведения Твардовского – поэмы «Василий Теркин», истории о том, как сохранить в себе Человека, несмотря на все ужасы, происходящие вокруг, как не утратить силу духа, надежду и достоинство, не погасить в душе огонёк любви и дружбы, как оставаться живым. Спектакль «Твардовский: Василий Теркин. Книга про бойца» входит в трилогию постановок о жизни и творчестве русских поэтов, созданных в рамках проекта «Голос русской поэзии» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Один из спектаклей этого цикла посвящен Александру Трифоновичу Твардовскому – символу Советской эпохи и военной поэзии.

«Сон в летнюю ночь» (Уильям Шекспир, Виктория Печерникова). Что будет, если блуждать по лесу в волшебную летнюю ночь? Можно встретить сказочных существ, можно влюбиться и тут же разлюбить, а можно даже превратиться в осла. Сон и явь... Их границы так тонки, так зыбки, все в волшебном лесу призрачно, легко и изменчиво. Берегитесь ходить в лес в волшебную летнюю ночь, а то вдруг вернетесь домой сраженные страстной любовью!

«Записки юного врача» (Михаил Булгаков, Евгений Корняг). Молодой доктор, вчерашний студент, отправляется в глухую деревню, чтобы стать главным и единственным врачом. Преодолевая страх и сомнения, он помогает другим, но не в силах усмирить свою личную боль и навязчивые воспоминания. Юный врач попадает в морфиновый плен — мир иллюзий, таящий лишь временное успокоение. В основе постановки — цикл рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача», факты из врачебной практики самого Булгакова. Стоящий особняком рассказ «Морфий» дополняет мозаику истории болезненной любви и слабостей, становления и неминуемого разрушения личности.

«Волшебные сказки» (Джуан Роллинг, Самсон Мовсесян). Сказки Барда Быдлья.

 «Буковски» (Мариета Довлатбекян). Спектакль про жизнь известного писателя Чарлза Буковского.

 «Цена удовольствия» (Антон Чехов, Евгения Годун). Любому ли поступку в жизни человека можно найти оправдание? Способны ли мы простить измену? И что при этом испытывает душа? Какова цена сиюминутных увлечений? Мы не даем инструкций, как постичь таинство супружества, поистине сложной и хрупкой вещи. Лишь предлагаем поразмыслить над этими вопросами вместе с героями этой постановки. Вас ждут кипящие страсти, щемящая нежность и тайные закоулки человеческих душ.

«Метель» (Александр Пушкин, Михаил Рабинович). Это спектакль, в котором в единое целое сливаются удивительный пушкинский текст, драматическое искусство, выразительная пластика, и, конечно же, музыка Георгия Свиридова. В 1811 году семнадцатилетняя Марья Гавриловна, дочь помещика, влюбляется в бедного армейского прапорщика Владимира Николаевича. Они тайно встречаются и ведут переписку, несмотря на недовольство родителей Марьи Гавриловны. Вскоре Владимир предлагает девушке бежать вместе с ним и обвенчаться в церкви соседнего села. Приехавшая в церковь Марья Гавриловна не застает там своего жениха – Владимир попал в сильную метель и сбился с дороги. И только несколько лет спустя, в 1816 году, когда Русская армия возвращается после войны в Европе, становится известно, что же произошло в ту злополучную ночь…

 «Люди. Звери. Обстоятельства» (Дон Нигро, Карен Нерсисян). Ни для кого не секрет, что порой поведением человека управляют инстинкты. А вот хорошо это или плохо? Или страшно? Или забавно? Наверное, это просто зависит от обстоятельств. Одиннадцать коротких историй о смысле жизни - и о сегодняшнем дне. Это первая постановка пьесы американского драматурга Дона Нигро в Армении, хотя он широко известен в театральном мире. В русском переводе пьеса называется «Звериные истории» - веселая, грустная, иногда страшная - сегодня она обретает особое звучание.

«Манкурт» (Чингиз Айтматов, Виктор Трегубов). В основе постановки – легенда о Манкурте из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день». Народные сказки и легенды – важная часть сюжетов Айтматова. Мифологические образы иногда оказываются ярче главных героев. Из легенды о суровых захватчиках, превращавших пленников в рабов, лишенных самостоятельности и памяти, перекочевало в русский язык слово и понятие «манкурт» – человек, забывший свои корни. Согласно легенде, манкурт – это человек, оказавшийся в плену, при помощи зверской пытки превращенный в рабское бездушное существо, забывшее о своей прошлой жизни и выполняющее любые распоряжения своего хозяина. В романе Чингиза Айтматова рассказывается, как однажды женщина по имени Найман-Ана, чьего сына угнали в рабы, отыскала свое чадо, но его уже успели сделать манкуртом. Спектакль создан при поддержке федерального проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия» Спектакль включен в long list Российской национальной театральной Премии «Золотая Маска» -2020 (Самые заметные спектакли сезона 2018/2019 по мнению экспертного совета).

«Несцерка» (Григорий Сурус, Дмитрий Нузин). Комедию "Нестерка", известную богатой сценической жизнью, в 1940 г. написал заслуженный деятель искусств БССР Виталий Вольский (1901-1988). В 1979 г. его сын и поэт Артур Вольский (1924-2002) украсил комедию стихами, а знаменитый композитор Григорий Сурус (род. в 1942) создал к ней музыку — и получилась одноименная музыкальная комедия. Режиссерско-постановочная группа театра определила для постановки «Нестерки» оригинальный жанр-мюзикл-эскапада (экстравагантная выходка). Современным языком мы рассказываем о веселых приключениях национального героя, крестьянина Нестерки, что желает помочь парню Юрасю жениться на Насте. Для этого ему придется преодолеть немало препятствий. И Нестерка станет победителем, благодаря своей смекалке, находчивости, неистребимому оптимизму и разуму.

«Вий» (Николай Гоголь, Сергей Федотов). Легендарная мистическая постановка театра по повести Н. Гоголя. Спектакль невероятных контрастов, сплав гомерически смешной комедии и театра Ужасов. Перед нами открывается мир малороссийского хутора, в котором происходят загадочные мистические события. Могли ли заблудившиеся бурсаки представить, чем для них обернётся ночлег, предложенный неласковой бабусей? Нечистая сила предстанет во всей своей ужасающей красоте. Пространство сцены на время раздвинется для того, чтобы стать проклятой церковью, откуда появятся мертвецы, вурдалаки и, наконец, сам Вий… И он ужасен…

«Десять дней в открытом море без еды и воды» (Габриэль Гарсиа Маркес, Людмила Белова). Постановка – золотой лауреат XXII Молодежных Дельфийских игр России 2023г. Спектакль театра пантомимы и пластики «Ателье» поставлен по рассказу нобелевского лауреата Габриэля Гарсиа Маркеса, великого писателя - романтика и гуманиста. В центре повествования - история колумбийского моряка, оказавшегося за бортом корабля в открытом море, в полном одиночестве, на крохотном плоту без еды и воды, сумевшего спастись и выжить. Спектакль не только о противостоянии стихии и человека, а скорее - это философская притча о том, что нужно преодолеть человеку в экстремальной ситуации, чтобы не только сохранить свою жизнь, но и спасти свое человеческое естество. Находясь перед лицом смерти, человек вынужден бороться с самим собой за право оставаться человеком.

«Просто удивительная дура» (Светлана Баженова, Владимир Дроздецкий). Любовь может быть разной. Любовь к своему делу, любовь к женщине, любовь матери к сыну, любовь может быть всепоглощающей, сметающей все на своем пути. В такую ситуацию попадают герои постановки "Просто удивительная дура" по пьесе Светланы Баженовой «Как Зоя гусей кормила». Именно историей о любви называет этот спектакль режиссер-постановщик Темиртауского театра для детей и юношества Владимир Дроздецкий. И конечно, это история еще кое о чем - и для каждого зрителя эти послания будут свои собственные.

«Тарас-Бульба»  (Николай Гоголь, Николай Коляда). В спектакле «Коляда-Театра» звучит ярко мотив любви к Родине, преданности идеалам и товарищества, что для Гоголя в устах Тараса Бульбы символ русской души: «Так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе! Нет, так любить никто не может!». Пересказывая великое произведение классика приемами театра, часто – условными, Николай Коляда приближает давние события, описанные в повести Гоголя, к сегодняшнему дню, создавая прекрасный мир на Земле, в котором нет и не должно быть места войнам. Спектакль посвящается памяти Галины Волчек, бывшего главного режиссера московского театра «Современник».

Билеты на «М@rt.контакт-2024» – уже в продаже. В программе форума: 25 спектаклей, 6 стран-участниц, 8 новых театров и детские показы

Билеты на спектакли XVII Международного молодежного театрального форума «М.art.контакт» можно приобрести в кассе театра, а также купить и забронировать онлайн на сайте kinoteatr.megamag.by

 

Дата проведения: 
с четверг, 21 марта, 2024 по среда, 27 марта, 2024