RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Цена подъемника

В Могилевской области отслужили нормативный срок свыше полутора тысяч лифтов.

Что лежит в основе платы за лифт? Если раньше в «жировке» отдельно значилось «пользование лифтом», то накануне 2016-го было определено, что жильцы (кроме тех, кто живет на первом этаже) станут оплачивать 2 «лифтовые» графы: за техобслуживание подъемника и расходы на электроэнергию, используемую на его движение.

Согласно недавнему указу главы государства исчисление платы за техобслуживание лифта стало все-таки производиться в расчете на одного человека, а не из количества «квадратов», как это было в январской «жировке». Но как бы то ни было, плата за лифт все-таки стала выше. Оно и понятно, уходить от субсидированных государством тарифов рано или поздно придется. Вот только люди продолжают задавать вопросы вроде: «А почему я должен платить больше, если в старом ободранном лифте еще, пардон, и воняет, как в уборной?» или «Я чуть не каждую неделю застреваю в лифте, а с новыми тарифами что: не буду?»

В то же время нынешние предельные месячные тарифы на техобслуживание лифта (6911 рублей) и за электроэнергию на его движение (2600 рублей)  – чуть больше цены двух талончиков на автобус. По-прежнему государство продолжает возмещать немалую долю затрат. «Цена за обслуживание  лифта практически осталась такой же, хотя наши издержки растут», –  констатировали в «Могилевлифте».

Почему-то многие люди считают, что лифты в домах принадлежат  этой организации. Нет, она только обслуживает вертикальный транспорт, владельцами которого являются либо ЖРЭУ районов, либо товарищества собственников – то бишь сами жильцы. «Бывает, люди звонят нам по поводу художеств на стенах кабин, подожженных «рекламок», переадресовываем их в ЖЭУ, работники которого вместе с жильцами должны следить за порядком, – разъясняли мне в «Могилевлифте». – Наше  дело – обслуживание и ремонт лифтов». Даже многие из жильцов кооперативных многоэтажек, сетуют специалисты, до сих пор  не могут осознать, что они сами несут ответственность за состояние общедомового имущества, в том числе вертикального транспорта. И не задумываются, каких денег стоит его поддержание в рабочем и безопасном состоянии.

Между тем в неисправности механизмов, кабин, рассказывали в «Могилевлифте», в большинстве случаев виноваты сами люди. А потом жалуются, когда на верхние этажи многоэтажек приходится подниматься пешком. Жильцам одного из подъездов дома по улице Королева в Могилеве пришлось проделывать путь по лестничным маршам свыше 3 месяцев из-за того, что вандалы сожгли лифт. Ремонту он уже не подлежал. Ну, а замена подъемника,  рассказывал ведущий инженер МГКУП «Управление коммунальных предприятий» Феликс Якубсон, обходится бюджету более чем в 600 миллионов рублей. По сути, лифты – самое дорогое, что есть в доме. Ну, а теперь представьте: обновить надо ни много ни мало, а свыше тысячи единиц вертикального транспорта по Могилевской области!

Как проинформировали в «Могилевлифте», нормативный срок эксплуатации подъемника – 25 лет. Всего по области насчитывается 3414 лифтов, из  них 1043 отслужили назначенный срок, а 517 работают 30 и более лет.

– Как показывает практика, содержание лифтов, отработавших 32 — 33 года, нецелесообразно,  –  говорит главный госинспектор облуправления  Проматомнадзора  Андрей Шнейдеров. – Необходимо их менять или модернизировать. К сожалению, эта работа по области проводится крайне низкими темпами, разрабатываемые горисполкомами графики замены лифтов не выполняются. Если в 2008 году такие планы были выполнены на  100%, то в 2014-м – только на 51,1%. Ситуация такова, что необходимо ежегодно менять свыше 100 лифтов в год, но из-за финансовых сложностей в прошлом году заменено всего 33 лифта, на этот год запланировано 39: 26 в Могилеве и 13 в Бобруйске. Если не принимать меры по замене лифтов, то  проблема с обеспечением бесперебойной и безаварийной эксплуатации вертикального транспорта будет усугубляться. Именно сейчас, кстати, подъемники массово вырабатывают положенный срок службы – аккурат 20–25 лет назад шло интенсивное строительство многоэтажных домов. К тому же, согласно техническому регламенту Таможенного союза, до 2020 года  требуется заменить устаревшие конструкции  свыше половины всех лифтов. На это нужны огромные средства…

Что касается безопасности лифтов, то специалисты Проматомнадзора подчеркивают: она всегда была и остается на первом месте. При регулярном обслуживании и 30-летние, и новые вертикальные машины одинаково безопасны для пассажиров. «Отдельные недостатки при проверках мы, конечно, выявляли – отметил Андрей Шнейдеров, – в то же время из-за технических неисправностей  не останавливали ни одного лифта в жилищном фонде».  

По его словам, после 25 лет службы каждый лифт проходит полную диагностику. Затем его жизнь обычно продлевается на три года, затем еще на три. Только потом ставится вопрос о его модернизации или замене. Ежегодно проводится расширенное техобслуживание вертикального транспорта, после чего его тщательно проверяют независимые эксперты и дают разрешение на эксплуатацию. Ежедневно электромеханики «Могилевлифта» проводят визуальный осмотр старых лифтов, раз в неделю – новых. Проверяют состояние дверей шахты и кабины, как работает реверс (система безопасности, которая автоматически отменяет закрытие дверей, если им что-то мешает) и другие механизмы, есть ли освещение, действует ли связь с диспетчером…

Это только в голливудских «ужастиках» лифт может оборваться и упасть  вниз. Конструктивно продумано все, чтобы он был безопасен для пассажиров. Подъемник оснащен многоступенчатой системой защиты: электрической и механической. Как только система фиксирует ослабление натяжения хотя бы одного из тросов, она моментально останавливает и блокирует лифт. Еще один элемент безопасности – ограничитель скорости, который останавливает лифт, если он вдруг поедет быстрее, чем надо. Кроме того, на кабине установлены специальные ловители, которые в случае, например, разрыва стальных канатов (что вообще маловероятно – кабина крепится на трех и более тросах с 45-кратным запасом прочности) фиксируют ее в шахте.

Если и происходят какие-нибудь «лифтовые» ЧП, то  – только из-за человеческого фактора, говорят работники «Могилевлифта». Слава богу, за 10 минувших лет несчастных случаев, связанных с вертикальным транспортом, на Могилевщине не было. Последний, около 10 лет назад, вспоминали на предприятии, произошел в одном из бобруйских общежитий: молодой парень пытался самостоятельно выйти из застрявшей кабины, что категорически делать нельзя, и упал в шахту лифта с седьмого этажа. К счастью, остался жив. «Все лифты у нас имеют связь с диспетчерскими, круглосуточно дежурит персонал, – комментировали специалисты. –  Застряла кабина между этажами – надо просто набраться терпения и подождать помощи, а не рисковать жизнью».

Кстати, нормативное время, которое дается службам для освобождения застрявших в лифте людей, – 45 минут. Больше может быть только в случае форс-мажорных обстоятельств (допустим, перекрыли движение на время городского праздника), но такое бывает крайне редко. Обычно людей освобождают за более короткий срок, хотя застрявшим кажется, что ждать приходится чуть не часами. К слову, чаще всего кабина застревает не из-за поломок, а из-за перегруза или сильного раскачивания. Бывает, много людей в лифт набивается, случается, дети балуются – прыгают в кабине, система безопасности срабатывает и «садит» ее на «ловители».  С нарушителями правил электромеханики могут только провести воспитательную работу – другой ответственности за аварийную остановку лифта не предусмотрено. Может, зря?  

И хоть специалисты уверяют, что и старые (отслужившие 30 лет), и новые лифты при регулярном техобслуживании одинаково безопасны для пассажиров, все же чем старше лифт, тем больше вероятность его поломки. Правда, в «Могилевлифте» говорят, что «старички» надежнее в эксплуатации, несложны в обслуживании и ремонте. Тогда как современные лифтовые комплексы буквально напичканы электроникой, чувствительными  датчиками безопасности (как известно, чем сложнее техника, тем больше вероятность отказа какой-либо из систем). «Даже то, как убирают лестничную площадку, для работы современного подъемника важно, – рассказывали  в «Могилевлифте». – Жильцы, бывает, начинают заметать мусор под двери лифта или прямо в кабину, засорившиеся  контакты  могут стать причиной блокировки двери и остановки лифта». С другой стороны, при ремонте подъемников образца 80 — 90-х годов прошлого века часто возникают проблемы с запчастями – их уже не выпускают. Из ситуации ремонтники  «выкручиваются» разными путями, но – чем старше лифт, тем больше он требует вложений. Да и морально подъемники тридцатилетней давности все-таки устарели.  

Все новые лифты – полностью на электронике, они менее энергоемкие, благодаря установке частотных преобразователей. Антивандальные кабины изготавливаются из металла, покрытого противопожарной краской. Внедряется и современная система диспетчерской связи, на многих пультах  сегодня установлены компьютеры, позволяющие более тщательно контролировать параметры движения и состояние лифтов.

Еще бы «перезагрузить» сознание жильцов, по вине которых происходит 80% поломок вертикального транспорта! Но здесь работники «Могилевлифта» бессильны...

”Могилевская правда”

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна