Открытки дворянина-пчеловода
Недавно в церковно-археологический музей Могилевской епархии поступили редкие дореволюционные открытки с видами губернского Могилева, Горок, Мстиславского уезда, Климович, Орши, Копыси, Жлобина, Гомеля и др. Отдельные представляют собой не только уникальные экземпляры, но и доносят до нас информацию о том, как выглядели утраченные раритеты. Передала их в музей, который является духовным продолжателем дела всей жизни известного в Могилеве любителя и собирателя древностей Евдокима Романова, могилевчанка Галина Непокойчицкая. Женщина прокомментировала, что фотографии достались по наследству ее мужу – ветерану Великой Отечественной войны и труда, доктору физико-математических наук Анатолию Непокойчицкому, к сожалению, уже ушедшему из жизни. В его роду было много замечательных людей, но эти открытки собирал дедушка по материнской линии — Доминик Харкевич, работавший до октябрьского переворота писарем в городской управе. Доминик Францевич увлекался садоводством, огородничеством и пчеловодством. В могилевскую историю он вошел упоминанием в «Памятной книжке Могилевской губернии на 1905 год». В разделе «Хроника общественной жизни губ.гор. Могилева и Могилевской губернии в 1904 году» говорится: «Местный пчеловод, дворянин Д.Ф.Харкевич, получил в Могилеве выписанные им из Тифлисской шелководной станции две оплодотворенные пчелы-матки, стоимостью в 2 р.50 к. каждая; Д.Ф.Харкевич выписал их для опытов, насколько кавказские пчелы окажутся пригодными для разведения их в Могилевской губернии».
Статуя в парке помещицы
Благодаря этому любознательному человеку и его потомкам уцелела открытка с древним идолом. На обратной стороне имеется надпись: «Каменная статуя в м. Пропойск в парке Муромцевой». Судя по написанию, с буквами «ер» и «ять», сделана она была тогда же, когда и запечатлена каменная баба. Есть там же и оттиск штампа автора снимка: «Фотогр.любитель Николай Михайлович Коротцев».
Сведения о том, что в XIX веке Пропойск входил в состав имения помещицы Муромцевой, имеются в известном «Опыте описания Могилевской губернии», изданном под редакцией могилевского губернатора Александра Дембовецкого. Александра Александровна, урожденная фон Бенкендорф, считалась самой богатой из 16 помещиков в окрестностях Пропойска (теперь — Славгород). В ее владения входили деревни Клины (ныне отселенная после чернобыльской трагедии, в ее окрестностях находился знаменитый родник «Синий колодец», или Голубая криница, почитаемая по сей день со времен крещения в ней племени радимичей), Кремянка, Михайлово. Дворянке принадлежали винокуренный завод, корчма, лавка, три водяные мельницы, сукновальня. С семейством Муромцевых связаны биографии известных людей. Композитор Осип Козловский, родившийся на хуторе Козловичи возле Пропойска, в последние годы жизни руководил хором и оркестром графа Муромцева. Осип Антонович написал полонез «Гром победы, раздавайся», посвятив его взятию Александром Суворовым Измаила во время Русско-турецкой войны, который стал официальным гимном Российской империи.
У четы Муромцевых жил и художник-портретист Федор Тулов: в разных музеях сохранились 52 портрета его кисти. Когда хозяева уезжали в Петербург, Федор Андреевич присматривал за их детьми и вел хозяйство имения.
Но вернемся к каменной бабе в парке Муромцевой. Богатые помещики, любители и ценители прекрасного и старины могли себе позволить украсить парк древней статуей. У помещиков было модным привозить из южных регионов Российской империи уцелевшие истуканы.
Визит императрицы в Пропойск
В современной энциклопедии «Археалогія і нумізматыка Беларусі», изданной в 1993 г., поясняется, что каменные бабы — это изображения человеческих фигур, связанные с культом предков. Как правило, встречаются они в степной полосе Европы и Азии. На территории Беларуси известны (в основном, по фотографиям) около 10 каменных баб, завезенных из Приазовья для украшения парков помещиков, датируются они XI—XIII веками.«У всех фигур руки сложены на животе, в руках цилиндрический кубок», — описываются они в энциклопедии. И делается ссылка: по сведениям Романова, в числе первых каменных баб одна была завезена около 1787 г. в Пропойск для дворца князя Голицына. Две каменные бабы красовались в Гомеле возле дворца князя Паскевича, две находились в имении Дедилово под Оршей и Крынки под Витебском. (Среди снимков, переданных в дар епархиальному музею, имеется и фотография с надписью на обратной стороне: «Каменная статуя в имении Крынка Высочанской волости Оршанского уезда, когда-то служила божеством».)
В сборнике статей Е. Романова «Могилевская старина» (выпуск II, 1900—1901 гг.) публиковалась заметка «К пребыванию императрицы Екатерины II в Пропойске». В ней сообщалось о том, что императрица дважды посещала Пропойск: в 1780 и 1787 годах. Первый раз Екатерина Великая направлялась в Смоленскую губернию, а через семь лет — в Крым. «О пребывании Екатерины II в Пропойске сохранилась надпись, — писал Евдоким Романович. — Надпись сделана на медной выпуклой доске овальной формы. Таблица эта первоначально была прикреплена к липе, на которой императрица вырезала день своего пребывания, но впоследствии снята и теперь хранится в доме помещика». В тексте упоминается о том, что 20-го января 1787 г. при путешествии в Тавриду высокая гостья с сопровождающими лицами, перечисляемыми поименно ( «весь поезд состоял из 14 больших карет и 126 крытых саней»), изволила посетить обер-камергера князя Голицына в местечке Пропойск. «Князь Голицын в ожидании Высокой путешественницы выстроил на самом берегу Сожа, против устья Прони, замок, обнесенный палисадником», — гласила часть надписи на табличке. В замке хозяин угощал Екатерину II обедом. «При отъезде императрица изволила сказать: «Если б теперь была весна, я посадила б здесь молодое дерево на память хозяину, но при восьми градусах мороза я вырежу на этой липе только день моего пребывания», — так описывались события на табличке. Далее автор статьи утверждал, что визит Екатерины Великой памятен людям «доселе». А теперь внимание! «В Пропойске облик императрицы принял легендарный характер и ея именем названа даже доисторическая каменная баба, находящаяся в саду помещика, — утверждал Романов. — Ея именем переименована известная героиня радимичского эпоса, устроившая состязание между женихами и разлившаяся «Синим колодезем», когда победителем из состязания вышел жених нелюбый».
Куда делась каменная баба из Пропойска? Если даже в энциклопедии отсутствует ее изображение и до сих пор было неизвестно, как выглядела «Екатерина». Скорее всего, с ней расправились при разграблении имения. Может, в Соже утопили, может, в землю закопали. Вряд ли ее разбили, камень — материал прочный. О том, что ее вывезли в какой-нибудь музей, сведений не встречается. Например, судьба каменной бабы из имения Крынки более известна: ее в 1920—1921 гг. доставили в Витебский областной краеведческий музей. Может, когда-нибудь «пропойская» статуя еще вернется из небытия? Ведь зачем-то напомнило о себе древнее божество, явив свой облик на старой открытке?
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
30.03.2023 - 12:03
21.03.2023 - 11:00
«Мы должны им память» - экспозиция в школе агрогородка Ходосы Мстиславского района района (видео)
16.03.2023 - 11:40
В новый сборник «Могилевского поискового вестника» вошли неизвестные ранее материалы о геноциде
06.03.2023 - 14:05
Деревню Хомичи дважды сжигали каратели, а в первые послевоенные годы здесь на минах подрывались люди
28.02.2023 - 09:34
20.02.2023 - 11:46
Деревня Золотое Дно Быховского района не возродилась после войны