RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Лекарство от всех болезней

Андрей Груденков - один из создателей отечественного пенициллина. Этот факт и подробности биографии военного медика и ученого, нашего земляка, стоявшего у истоков создания отечественного пенициллина, стали известны благодаря поисковой работе сотрудников отдела белорусской и краеведческой литературы Могилевской областной библиотеки.

Андрей Степанович Груденков родился 15 октября 1902 г. в д. Требухи (сейчас д. Калиновая) Могилевского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Отец, Степан Панфилович, учи­тель школы грамоты, был призван в армию и погиб в русско-япон­скую войну (1904-05). Мать, Мар­фа Ефимовна Андрейчикова (из д. Купелы Могилевского уезда) одна воспитала четверых детей: Алек­сандру, Ольгу, Иосифа и Андрея.

Иосиф в 1930-е годы был пред­седателем колхоза в родной де­ревне, в годы Великой Отечествен­ной участвовал в могилевском подполье, по доносу предателя в 1943 г. схвачен фашистами. Даль­нейшая его судьба неизвестна.

Будучи неграмотной, Марфа Ефимовна сделала все, чтобы дети учились. Мальчишкой Ан­дрей в любую погоду ходил по расквашенной телегами дороге в Полыковичскую церковно-приход­скую школу. После ее окончания учиться дальше не мог и, как все крестьянские дети, помогал вести домашнее хозяйство. Но получен­ные в школе знания дали толчок мышлению Андрея, он живо инте­ресовался происходящим вокруг. 17-летний юноша разделял взгля­ды на слабость царя-батюшки, революцию и большевиков, стал участвовать в сходках старших.

В 1920-м Андрея Груденкова избирают делегатом съезда мо­лодежи от Полыковичской во­лости. В 1923-м волостная пар­тячейка направляет его на учебу в Совпартшколу в Могилев. В 1924-м его призывают в ряды Красной Армии и направляют в войска ОГПУ. Там он заканчивает политкурсы, в 1926 - рабфак при Киевском мединституте, а в 1933 - военно-медицинскую академию в Ленинграде.

С 1933 года Груденков работает в НИИ эпи­демиологии и гигиены Красной Армии. Военно­биологическая лаборатория была создана при РККА еще в 1926 году. В годы войны ее эва­куировали с озера Селигер сначала в Куйбышев, а затем в Киров.

Вот что вспоминала дочь учено­го Нина Андреевна:

- В 1942-м нас эвакуировали из Саратова в Киров. Мне было во­семь, а младшей сестре Татьяне всего год. Ехали долго, в товар­ных вагонах, все время пропуская встречные военные эшелоны. По­сле Саратова, где невозможно было глаза открыть от слепящего солнца, где летом была жара за 30-ть, мы попали в холодный и до­ждливый город под серым небом...

Сталин приказал отправить нас в Киров, где он побывал в 1909 году, когда шел по этапу и забо­лел тифом. Нас разместили на территории той земской больни­цы, где его лечили...

О работе нашего папы мы ниче­го не знали и даже не имели пра­ва спросить. Позже я узнала, что в НИИ производили пенициллин. Узнала, можно сказать, случайно: соседка по парте пожаловалась, что у ее младшего брата сильно болит ухо, все внутри нарывает, а вылечить никак не могут. Я при­шла домой, рассказала. Отец ве­лел зайти к нему на работу, где дал мне пробирку с ярко-желтой жидкостью. Уже потом мне стало понятно, почему в Киров присы­лали столько раненых с гнойными ранами: их лечили пенициллином.

Как-то после войны в ленин­градском трамвае нас узнали по вятскому говору. Только в одном вагоне оказалось трое человек, которые после ранений в войну побывали в кировских госпиталях. Причем даже не по одному разу.

Впервые выделил пенициллин из плесневых грибов в 1929 г. британский бактериолог Александр Флеминг. Его работу продолжили Говард Флори и Эрнст Борис Чейн, разработавшие методы очистки пенициллина, который стал пер­вым массовым антибиотиком и совершил революцию в борьбе с инфекционными болезнями.

В СССР над созданием пени­циллина работали две группы уче­ных. Десятилетиями не вспомина­ли, что именно технология НИИЭГ КА была положена в основу произ­водства на строившихся пеницил­линовых заводах.

Пенициллин из плесени «пенициллиум крустозум» получила в 1942 г. профессор Зинаида Вис­сарионовна Ермольева. Шла вой­на. Госпитали были переполнены ранеными с гнойными поражениями, ослож­нявшими и без того тяжелые раны. Лечение было трудным. Много раненых умирало.

В начале 1944 года приказом начальника Главного военно-са­нитарного управления Красной Армии генерал-полковника медицинской службы Е.И. Смирнова НИИЭГ было поручено срочно от­работать технологию и наладить производство пенициллина. В ок­тябре того же года институт выдал первые партии пенициллина, ко­торые сразу же поступили в госпи­тали фронтового подчинения. При этом использовалась разработан­ная З.В. Ермольевой технология, основанная на применении по­верхностного выращивания гриба в матрицах.

В процессе испытания ново­го препарата, проводившегося в фронтовых госпиталях, у боль­шинства бойцов раны рубцева­лись без всяких осложнений и нагноений, без повышения тем­пературы. Пенициллин показался видавшим виды полевым хирур­гам настоящим чудом. Он вылечи­вал даже самых тяжелых больных, уже болевших заражением крови или воспалением легких.

Однако технология Ермольевой не могла обеспечить возраста­ющие потребности в препарате. Поэтому основное внимание при разработке массового производ­ства пенициллина уделили методу глубинного культивирования с аэ­рацией, который разрабатывался с 1935 г. И в 1944-45 гг. была раз­работана технология промышлен­ного производства пенициллина глубинным способом, который обеспечивал резкое повышение объемов производства, удешев­ление стоимости и улучшение ка­чества препарата. В конце 1940-х гг. технология была передана в гражданское здравоохранение для промышленного освоения.

Правительство высоко оцени­ло вклад военных медиков в раз­работку технологии производства пенициллина. Среди лауреатов Сталинской премии за выдающи­еся изобретения и коренные усо­вершенствования методов произ­водственной работы за 1947 год были полковники м/с Н.Ф. Копы­лов, Н.Н. Гинсбург, М.М. Файбич, И.В. Птушкин, подполковники м/с А.С. Груденков, П.Ф. Романов, инженер-подполковник М.В. Алтухов.

Дальнейшая трудовая и на­учная деятельность кандидата медицинских наук, полковника Андрея Степановича Груденкова связана с НИИ. Он награжден двумя орденами Ленина, орде­ном Красного Знамени, многими медалями. Вместе с женой Татьяной Константиновной воспитал троих дочерей и сына. Умер 3 декабря 1986 года. Похоронен в Кирове.

А пенициллин так и остался незапатентованным. Те, кто его открыли и создали, отказались получать патенты: они считали, что вещество, которое может принести такую пользу человечеству, не должно служить источником дохода.

«Вестник Могилева»

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна