Андрей Груденков - один из создателей отечественного пенициллина. Этот факт и подробности биографии военного медика и ученого, нашего земляка, стоявшего у истоков создания отечественного пенициллина, стали известны благодаря поисковой работе сотрудников отдела белорусской и краеведческой литературы Могилевской областной библиотеки.
Андрей Степанович Груденков родился 15 октября 1902 г. в д. Требухи (сейчас д. Калиновая) Могилевского уезда Могилевской губернии в крестьянской семье. Отец, Степан Панфилович, учитель школы грамоты, был призван в армию и погиб в русско-японскую войну (1904-05). Мать, Марфа Ефимовна Андрейчикова (из д. Купелы Могилевского уезда) одна воспитала четверых детей: Александру, Ольгу, Иосифа и Андрея.
Иосиф в 1930-е годы был председателем колхоза в родной деревне, в годы Великой Отечественной участвовал в могилевском подполье, по доносу предателя в 1943 г. схвачен фашистами. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Будучи неграмотной, Марфа Ефимовна сделала все, чтобы дети учились. Мальчишкой Андрей в любую погоду ходил по расквашенной телегами дороге в Полыковичскую церковно-приходскую школу. После ее окончания учиться дальше не мог и, как все крестьянские дети, помогал вести домашнее хозяйство. Но полученные в школе знания дали толчок мышлению Андрея, он живо интересовался происходящим вокруг. 17-летний юноша разделял взгляды на слабость царя-батюшки, революцию и большевиков, стал участвовать в сходках старших.
В 1920-м Андрея Груденкова избирают делегатом съезда молодежи от Полыковичской волости. В 1923-м волостная партячейка направляет его на учебу в Совпартшколу в Могилев. В 1924-м его призывают в ряды Красной Армии и направляют в войска ОГПУ. Там он заканчивает политкурсы, в 1926 - рабфак при Киевском мединституте, а в 1933 - военно-медицинскую академию в Ленинграде.
С 1933 года Груденков работает в НИИ эпидемиологии и гигиены Красной Армии. Военнобиологическая лаборатория была создана при РККА еще в 1926 году. В годы войны ее эвакуировали с озера Селигер сначала в Куйбышев, а затем в Киров.
Вот что вспоминала дочь ученого Нина Андреевна:
- В 1942-м нас эвакуировали из Саратова в Киров. Мне было восемь, а младшей сестре Татьяне всего год. Ехали долго, в товарных вагонах, все время пропуская встречные военные эшелоны. После Саратова, где невозможно было глаза открыть от слепящего солнца, где летом была жара за 30-ть, мы попали в холодный и дождливый город под серым небом...
Сталин приказал отправить нас в Киров, где он побывал в 1909 году, когда шел по этапу и заболел тифом. Нас разместили на территории той земской больницы, где его лечили...
О работе нашего папы мы ничего не знали и даже не имели права спросить. Позже я узнала, что в НИИ производили пенициллин. Узнала, можно сказать, случайно: соседка по парте пожаловалась, что у ее младшего брата сильно болит ухо, все внутри нарывает, а вылечить никак не могут. Я пришла домой, рассказала. Отец велел зайти к нему на работу, где дал мне пробирку с ярко-желтой жидкостью. Уже потом мне стало понятно, почему в Киров присылали столько раненых с гнойными ранами: их лечили пенициллином.
Как-то после войны в ленинградском трамвае нас узнали по вятскому говору. Только в одном вагоне оказалось трое человек, которые после ранений в войну побывали в кировских госпиталях. Причем даже не по одному разу.
Впервые выделил пенициллин из плесневых грибов в 1929 г. британский бактериолог Александр Флеминг. Его работу продолжили Говард Флори и Эрнст Борис Чейн, разработавшие методы очистки пенициллина, который стал первым массовым антибиотиком и совершил революцию в борьбе с инфекционными болезнями.
В СССР над созданием пенициллина работали две группы ученых. Десятилетиями не вспоминали, что именно технология НИИЭГ КА была положена в основу производства на строившихся пенициллиновых заводах.
Пенициллин из плесени «пенициллиум крустозум» получила в 1942 г. профессор Зинаида Виссарионовна Ермольева. Шла война. Госпитали были переполнены ранеными с гнойными поражениями, осложнявшими и без того тяжелые раны. Лечение было трудным. Много раненых умирало.
В начале 1944 года приказом начальника Главного военно-санитарного управления Красной Армии генерал-полковника медицинской службы Е.И. Смирнова НИИЭГ было поручено срочно отработать технологию и наладить производство пенициллина. В октябре того же года институт выдал первые партии пенициллина, которые сразу же поступили в госпитали фронтового подчинения. При этом использовалась разработанная З.В. Ермольевой технология, основанная на применении поверхностного выращивания гриба в матрицах.
В процессе испытания нового препарата, проводившегося в фронтовых госпиталях, у большинства бойцов раны рубцевались без всяких осложнений и нагноений, без повышения температуры. Пенициллин показался видавшим виды полевым хирургам настоящим чудом. Он вылечивал даже самых тяжелых больных, уже болевших заражением крови или воспалением легких.
Однако технология Ермольевой не могла обеспечить возрастающие потребности в препарате. Поэтому основное внимание при разработке массового производства пенициллина уделили методу глубинного культивирования с аэрацией, который разрабатывался с 1935 г. И в 1944-45 гг. была разработана технология промышленного производства пенициллина глубинным способом, который обеспечивал резкое повышение объемов производства, удешевление стоимости и улучшение качества препарата. В конце 1940-х гг. технология была передана в гражданское здравоохранение для промышленного освоения.
Правительство высоко оценило вклад военных медиков в разработку технологии производства пенициллина. Среди лауреатов Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы за 1947 год были полковники м/с Н.Ф. Копылов, Н.Н. Гинсбург, М.М. Файбич, И.В. Птушкин, подполковники м/с А.С. Груденков, П.Ф. Романов, инженер-подполковник М.В. Алтухов.
Дальнейшая трудовая и научная деятельность кандидата медицинских наук, полковника Андрея Степановича Груденкова связана с НИИ. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, многими медалями. Вместе с женой Татьяной Константиновной воспитал троих дочерей и сына. Умер 3 декабря 1986 года. Похоронен в Кирове.
А пенициллин так и остался незапатентованным. Те, кто его открыли и создали, отказались получать патенты: они считали, что вещество, которое может принести такую пользу человечеству, не должно служить источником дохода.
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
27.09.2023 - 11:28
23 года назад, 26 сентября 2000 года, «СБ» рассказала о том, как прошли «Дожинки» в Шклове
21.09.2023 - 10:57
Сожженные села и чудом выжившие близкие — о войне рассказывают жители Белыничского района
18.09.2023 - 14:24
15.09.2023 - 11:56
Чему учит сентябрь 1939-го: в беседе с ректором МГУ им. А. А. Кулешова
13.09.2023 - 09:33