RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Мед с тетрациклином

Пользу меда трудно переоценить. Это великолепное средство от простудных заболеваний, для укрепления иммунитета, да и просто любимое многими лакомство. Но все ли, что сегодня нам предлагают на рынке под видом меда, им является? В этом году громом среди ясного неба стало сообщение о запрете продажи большой партии этого товара на медовой выставке-ярмарке в Могилеве. Причина — присутствие в меде канцерогенов и несоответствие на натуральность. Этот факт установили в ходе контрольных мероприятий специалисты санитарной и ветеринарной служб и Комитета госконтроля.

— К нам поступило письменное обращение потребителя, который представил результаты лабораторных исследований 2 образцов меда, купленных на этой ярмарке, — сообщил начальник отдела контроля потребительского рынка и сферы услуг КГК Могилевской области Александр Хамицевич. — В трех из шести проб в несколько раз было превышено содержание оксиметилфурфулола, а в четырех — диастазное число оказалось ниже минимального значения. Все это свидетельствовало о несоответствии качества меда норме.

— К нам и до этого обращались с жалобами на то, что ярмарочный мед расслаивается, имеет странный привкус, — говорит председатель республиканской ассоциации по пчеловодству «Пчела и Мед» Андрей Шушеначев, который в качестве эксперта также участвовал в этой проверке. — Организатору выставки-ярмарки было направлено предписание устранить недостатки. Но уже в апреле подобные нарушения были выявлены в Витебске, где предприятие развернуло очередную выставку-продажу. Проверяющие там конфисковали 2,6 тонны фальсифицированного меда. Продукт не соответствовал качеству по ряду показателей, в нем присутствовали вредные вещества распада, которые образуются при многократном подогреве меда.

Александр Хамицевич говорит, что по результатам этой внеплановой проверки исполнительным властям было предложено усилить контроль за организацией и проведением подобных ярмарок. И когда во Дворце культуры области проходила медовая ярмарка, в пробах, которые отобрала санслужба на проверку, уже не было обнаружено отклонения от норм.

Но белорусские пчеловоды бьют тревогу: по статистике, сегодня в России до 50% меда — подделка. В этом году за период с июня по август Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Беларуси проверил 11 партий ввезенного в Беларусь меда, и в 6 были обнаружены остатки ветеринарных лекарственных препаратов, превышающих допустимые нормы. Молдавский и российский меды грешили наличием недопустимых в продукте антибиотиков тетрациклиновой группы, а по сульфаниламидам превышение зашкаливало порой в десятки раз.

— Антибиотики и прочие добавки примешивают для того, чтобы сохранить товарный вид меда и избежать его сбраживания, — поясняет Андрей Шушеначев. — Эти уловки приводят к тому, что полезный продукт превращается в опасный. Длительное его употребление ведет к дисбактериозу ЖКТ, ослаблению иммунитета, особенно у детей.

Сегодня за килограмм пчелиного продукта белорусские производители просят около 90 тысяч рублей. На ярмарках, где полно привозного меда, его цена гораздо ниже. Андрей Шушеначев говорит, что уже это должно насторожить покупателя. Хотя оптимальный способ установить качество покупки — это проверить ее в лаборатории. Но поскольку для исследования надо представить хороший стакан меда, многие ограничиваются домашними «испытаниями». А это, по словам Шушеначева, не самый надежный вариант.

Хотя несколько народных способов все же можно попробовать. К примеру, добавить в стакан с теплой водой столовую ложку меда и размешать. Если на просвет раствор прозрачный — мед, возможно, натуральный, а вот если остались хлопья — подделка.

Андрей Геннадьевич, сам пчеловод со стажем, переживает, что из-за недобросовестных коммерсантов удар наносится всей пчеловодческой отрасли. В Беларуси собирать мед можно всего неполных три месяца в году, а все остальное время — это подготовка к очередному «сладкому» сезону. Мало того, что это очень кропотливый труд, так и затраты случаются немалые – и на подкормки пчел, и на ветпрепараты, и на необходимое оборудование. А еще на рентабельность влияют погода и медоносность местности. Если в советские времена отрасль получала материальную поддержку, то теперь предоставлена сама себе. И это в то время, когда Таможенный Союз открыл границы для завозного меда!

Еще в большей растерянности покупатель. Один знакомый пчеловод делился впечатлениями от поездки на Украину. Меда там — на любой вкус и цвет, вплоть до зеленого. Возможно, легковерного покупателя, любителя всякой там экзотики можно и провести, но знакомый — по меду дока. Товар, конечно, может иметь разные оттенки, но только не зеленого цвета.

— Многие звонят нам, интересуются, — а бывает ли хвойный мед, облепиховый, кленовый, черничный, — говорит Андрей Шушеначев. — Это, на мой взгляд, чистый пиар. Медоносов в природе меньше, чем названий на ярмарке. Отдельный разговор — состояние меда. В течение месяца-двух после сбора он загустевает. Зимой вообще мед не может быть жидким. А сейчас под видом нынешнего урожая могут продавать прошлогодний мед, купажированный. А входить в него могут как натуральные ингредиенты, так и синтетические. Мед очень легко подделывается, он может вбирать в себя и ароматизаторы, и пищевые, и непищевые добавки... Первая подделка меда, к слову, была зафиксирована еще в 19-м веке!

Как же определить, что мед действительно натуральный? Специалисты советуют приобретать его либо непосредственно у производителей, либо в специализированных магазинах, где вместе с покупкой выдадут чек. А вот на заезжих ярмарках надо держать ухо востро. «На каждый сорт у продавца должен быть отдельный документ белорусского образца с печатью, — инструктирует Шушеначев. — А информация о владельце меда, указанная в документах, дублируется и на таре. И обязательно спрашивайте чек либо копию чека.

Ряд санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к местам проведения ярмарок, также не позволяет реализовывать мед на развес — лишь упакованный в потребительскую тару с соответствующей этикеткой. А продавец должен по первому же требованию покупателя предъявить заключение о прохождении санминимума и разрешение на право розничной торговли продуктами питания».

Напоследок Андрей Шушеначев демонстрирует официальный документ — «Положение о порядке организации выставок и ярмарок в РБ», утвержденный Совмином. Там говорится, что заявки на проведение региональных ярмарок подаются организаторами в местные исполнительные и распорядительные органы не позднее, чем за месяц до объявления в СМИ об их проведении. Кстати, 11 сентября в спортивном комплексе «Олимпиец» открывается универсальная выставка-ярмарка с продажей медовой продукции. «Но организаторы не позаботились о том, чтобы поставить об этом в известность местные органы власти и санитарно-гигиенические службы города, — говорит Андрей Шушеначев. — И это заставляет задуматься...»

Нелли Зигуля, ”Могилевская правда”

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна