RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Сквозь века

Баркулабовская летопись занимает одно из самых значимых мест среди белорусских летописей XVI—XVIII веков. Но это не только замечательный памятник белорусского языка и белорусской культуры — летопись тесным образом связана с историей Быховщины, как в зеркале отражая все то, что происходило на древней быховской земле более трех столетий назад… Не случайно в 20-й, юбилейный, День белорусской письменности, столицей которого станет райцентр, в Быхове будет установлена скульптурная композиция, посвященная Баркулабовской летописи.

– Сама летопись — это не свиток пергамента, как почему-то нередко считают люди, а обычная книжка, только рукописная, — рассказывает директор Быховского районного историко-краеведческого музея Сергей Жижиян. — Ее нашли в 19 веке подшитой среди других книг. Видимо, при каком-то монастыре или церкви сшивали рукописи, и одной из них как раз и оказалась Баркулабовская летопись. Самое раннее упоминание о ней было в указателе для Московской Синодальной библиотеки, напечатанном в середине 19 века. Первые исследователи, к сожалению, не пишут о том, где именно она была найдена… Но есть мнения, что летопись могла храниться в монастыре и была похищена из него во время казацко-крестьянской войны 1648—1651 годов.

По словам Сергея Жижияна, наверняка нельзя говорить и об авторстве летописи, хотя большинство ученых сходятся во мнении, что им мог быть священник церкви деревни Барколабово.

— Некоторые путают ее с одноименным монастырем, но если учесть, что в летописи есть упоминание о строительстве монастыря, то ее автор точно не мог быть, например, священником монастыря, скорее всего, он служил все-таки в церкви, — уточняет он. — Чаще всего авторство приписывается Федору Филипповичу, именуемому еще и Федором Могилевцем. В любом случае можно говорить наверняка, что это был человек образованный, любознательный и неравнодушный к тому, что вокруг него происходило. Ведь, с одной стороны, он не обходит своим вниманием важнейшие военные и политические события, происходящие в стране, с другой — очень много внимания уделяет описанию местечковой жизни.

Ряд исследователей считают, что при составлении летописи автор в качестве источников использовал народные предания (об основании города Могилева), летописные записки своих предшественников, рассказы старших современников и включил в летопись официальные документы (привилей, листы), записи очевидцев (подробное описание собора в Бресте). Например, рассказывая о Лжедмитрии I и о восстании 1606 г. в Москве против интервентов и следуя при этом официальной версии царского правительства, он отмечает: «Трудно было вылисати, якож история о нем есть написана по достатку у других летописцах». Но даже пользуясь другими источниками, летописец подвергал их редакторской обработке, в отдельных случаях стараясь критически подойти к сообщаемым фактам.

Хотя, по мнению Сергея Жижияна, самое интересное в летописи именно наблюдения писавшего ее за жизнью окружающих его крестьян и всевозможными природными явлениями.

—У меня вообще сложилось впечатление, что это была даже не летопись, а скорее что-то вроде дневника, который Федор Могилевец (будем придерживаться существующей наиболее вероятной версии авторства) вел на протяжении очень многих лет, — говорит он. — И потому писал больше именно о том, что видел и что его самого интересовало.

Кстати, частенько мы любим упоминать о том, что нынче, дескать, в природе все «не так», вот раньше было исключительно «правильно» — лето как лето, зима как зима… А вот летописец эти наши утверждения как раз-то и опровергает! Чего стоит, например, одно его упоминание об аномально теплом конце января—начале февраля 1588 года: «…В году том же 1588, месяца января 18 числа, после святого Афанасия на третий день были дожди великие, что снег согнали, и стало как по весне: пастухи на бор со стадами пошли на пастбища, а потом через три недели снова зима лютая [вернулась] ...»

Еще хуже дела обстояли летом 1583 года. Вот как описывает те события летописец: «Року 1583, праве о светом Петре албо на самый день Петра и Павла светаго, у Головчине робили, пруд сыпалы. Яко бы о полудни у месте Головчине у брони Остроговой сильный и великий гром забил 12 человек, а трех человек не знашли… вода занесла албо песок засыпал. Того ж року множество страшных и великих чудес господь бог оказати рачил: перуны и грады великия, сухость, морозы маль не через все лето были. От великого морозу на поли у колосьи жито посохло, многия домы панов знатных от перунов великих погорели, зимой от морозов и метелицы по дорогам множество людей убогих, также и купецких померло. А летом великий жар был: жито, яри, трава, также ярины огородныя все погорело… Люди убогия з хлеба на Русь давалися — молодцы, жонки, девки, много на Русь и на Украину понаходило…»

— Баркулабовская летопись — это, можно сказать, первый «сборник» регулярных метеонаблюдений! — улыбается Сергей Жижиян. — А еще внимательный читатель может найти здесь данные о том, что сеяли в то время на полях, какие необычные то ли фамилия, то ли прозвища были у некоторых крестьян… Не обошел он стороной и такое страшное событие, как эпидемия бешенства и оспы 1608 года: «Того же года 1608 гнев божий был, много собак сбежавших попортилось, коней и людей много покусали и поумирали… Того же года много деток малых от оспы умерло…» Ну разве не любопытно?! Для краеведа Быховщины летопись — это единственный источник неказенной, нейтральной к истории как таковой информации о далеком прошлом. Он подает ее без каких-либо акцентов — аналогов ему нет, пожалуй, не только на Могилевщине, но во всей Восточной Беларуси. Ведь что в основном сохранилось в архивах — описи, инвентари, документированная, казенная информация. А тут человек как жил, так и писал!!!

— Это еще и уникальнейший памятник живой белорусской речи начала 17-го столетия, — считает заведующий кафедрой археологии и специальных дисциплин МГУ им. А.Кулешова профессор Игорь Марзалюк. — Там есть такие слова, как спадарыня, детухна. Там очень интересное, ценное описание, связанное с Ливонской войной, с окружением московскими войсками Могилева, с Брестской церковной унией, любопытные воспоминания про 1-го Лжедмитрия, много сведений, связанных с политической историей Восточной Европы. Здесь много полезной информации и по истории Могилева, и региона в целом. Это большой толстый сборник ценного энциклопедического содержания — памятник величия нашего духа, нашего языка, пример высокой литературной лексики. Я постоянно заглядываю в этот сборник и всегда что-то там нахожу. Баркулабовской летописью по праву может гордиться вся Беларусь.

”Могилевская правда”

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна