Рус Бел Eng 中文

Рекомендации Министерства по налогам и сборам о порядке применения субъектами хозяйствования, осуществляющими продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более

Рекомендации Министерства по налогам и сборам о порядке применения субъектами хозяйствования, осуществляющими продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, норм пункта 10 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа

Согласно пункту 10 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» (в редакции, вступающей в силу с 10 апреля 2022 г., далее – Положение № 924/16), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 квадратных метров и более, за исключением объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, используют кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о товарах, а также формирование в платежном документе помимо иной информации, определенной в требованиях к кассовому суммирующему аппарату или программной кассе, наименования товара.

Дифференцированный учет данных о товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

В соответствии с пунктом 2 Положения № 924/16 дифференцированный учет – автоматизированный учет, предусматривающий наличие у юридического лица и индивидуального предпринимателя информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах.

Определение торговой площади

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания» (далее – Закон № 128-З):

торговая площадь – площадь торгового зала (торговых залов) магазина, павильона (подпункт 1.30);

торговый зал – часть магазина, павильона, предназначенная для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания и прохода покупателей, проведения денежных расчетов с ними (подпункт 1.34).

Исходя из указанного определения термина «торговый зал», к торговой площади магазина относятся следующие перечисленные в обращении площади:

площадь примерочных кабин (для демонстрации товаров и обслуживания покупателей);

площадь, занятая рабочим местом кассира, и площадь, на которой размещено кассовое оборудование (для проведения денежных расчетов с покупателями);

площади, расположенные внутри магазина, но используемые в качестве выставочного зала, в котором размещены манекены с образцами товаров (для демонстрации товаров).

Не относятся к торговой площади магазина:

площадь, используемая в качестве склада для товара (складские помещения);

площадь, используемая как бытовое помещение для работников (для хранения одежды, личных вещей) либо для отдыха работников.

Площадь, используемая для хранения вещей покупателей (то есть площадь, занимаемая кабинами для хранения вещей, ящиков для хранения вещей, столами, где покупатели могут оставить свои вещи), может находиться как в торговом зале магазина, так и в иных местах в зависимости от планировки торгового зала магазина (к примеру, камеры хранения вещей могут располагаться как в торговом зале, так и в тамбуре или за линией, где размещено кассовое оборудование, иных площадях магазина, не являющихся торговыми).

Использование сведений о торговой площади торговых объектов, содержащихся в Торговом реестре Республики Беларусь (далее – Торговый реестр), возможно для определения соответствия размера такой площади критерию, установленному в пункте 10 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16.

Справочно. В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона № 128-З субъекты торговли по каждому торговому объекту представляют в порядке, установленном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2021 г. № 363, в городские, районные исполнительные комитеты, местные администрации районов в городе Минске уведомления для включения сведений в Торговый реестр, внесения изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключения сведений из Торгового реестра.

Согласно пункту 9.10 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, включение сведений в Торговый реестр, внесения изменений в сведения, ранее включенные в Торговый реестр, исключение сведений из Торгового реестра являются административной процедурой.

Маркировка товаров штриховыми идентификационными кодами

Порядок маркировки штриховыми идентификационными кодами определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.05.2000 № 748 «О некоторых мерах по совершенствованию организации и дальнейшему развитию работ в области товарной нумерации и штрихового кодирования в Республике Беларусь» (далее – постановление № 748).

Перечень товаров, которые могут не маркироваться штриховыми идентификационными кодами, определен в пункте 23 Положения о товарной нумерации и штриховом кодировании товаров (продукции) в Республике Беларусь, утвержденного постановлением № 748 (далее – Положение № 748).

Справочно. В указанный перечень включены следующие товары:

изделия народных художественных ремесел и авторские работы;

товары (продукция), изготовленные по индивидуальным заказам;

товары (продукция), для которых техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации не предусмотрено наличие потребительской тары, этикетки, ярлыка и на которые технически невозможно нанесение штрихового идентификационного кода;

товары (продукция), которые реализуются через розничную торговую сеть непосредственно покупателю путем фасования или другого отмеривания;

товары, масса брутто которых превышает 25 кг;

товары, являющиеся составной частью комплекта;

единичные образцы товаров (продукции);

товары (продукция), которые не реализуются оптом и (или) через розничную торговую сеть, общественное питание, а поставляются или изготавливаются для собственного производства (потребления);

товары (продукция), которые не предназначены для реализации непосредственно потребителям;

ювелирные изделия;

мебель;

электронно-вычислительные машины;

продукция военного назначения.

При реализации товаров, не поименованных в пункте 23 Положения № 748, субъектом хозяйствования должен быть обеспечен дифференцированный учет с использованием системы автоматической идентификации ГС1 Беларуси.

Для выполнения данного требования субъектам хозяйствования необходимо информировать поставщиков товаров о необходимости поставки товаров с нанесенными штриховыми идентификационными кодами.

При этом следует учитывать, что в случае приобретения товаров без нанесенных штриховых идентификационных кодов субъектам торговли для целей выполнения норм пункта 10 Положения № 924/16 необходимо обращаться в Ассоциацию автоматической идентификации ГС1 Беларуси для самостоятельного получения и нанесения на реализуемые товары (за исключением товаров, указанных в пункте 23 Положения № 748) штриховых идентификационных кодов.

Информационные материалы об использовании штриховых идентификационных кодов, порядке их получения и нанесения, а также контакты Ассоциации автоматической идентификации ГС1 Беларуси размещены на сайте http://gs1by.by.

Обеспечение дифференцированного учета товаров, не подлежащих маркировке штриховыми идентификационными кодами

Пунктом 10 Положения № 924/16 установлена обязанность по указанию в платежном документе, формируемом кассовым оборудованием, наименования товара, вне зависимости, подлежит реализуемый товар товарной нумерации и штриховому кодированию, либо нет.

Соответственно, если реализуемые товары (например, мебель) не подлежат товарной нумерации и штриховому кодированию согласно Положению № 748, организация дифференцированного учета определяется субъектом хозяйствования самостоятельно, с учетом требования к его ведению, предусмотренного пунктом 2 Положения № 924/16.

Для этого субъекту торговли необходимо обеспечить наличие информации о наименовании, количестве и стоимости предлагаемых к реализации товаров и реализуемых товарах в торговых объектах.

Прием авансовых платежей в торговом объекте при осуществлении торговли товарами по образцам

В случае, если в торговом объекте площадью более 200 квадратных метров продавцом принимаются только авансовые платежи в виде задатка за товар и не производится фактический отпуск (продажа) товара покупателю, нормы пункта 10 Положения № 924/16, не являются обязательными к соблюдению.

Модели кассового оборудования для обеспечения дифференцированного учета

Для выполнения требований, установленных пунктом 10 Положения № 924/16, необходимо использовать кассовое оборудование, обеспечивающее дифференцированный учет данных о товарах и указание в платежном документе наименование товара, а именно:

в случае использования кассовых суммирующих аппаратов -  кассовые суммирующие аппараты, включенные в раздел 2 Государственного реестра моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.10.2011 № 74;

в случае использования программных касс – программные кассы со сферой применения – «Сфера торговли (в том числе для использования в торговых объектах, в которых установлена обязанность использования кассового оборудования, обеспечивающего дифференцированный учет данных о товарах).

Пресс-центр инспекции МНС Республики Беларусь по Могилевской области