«Чтобы жить с сада, надо жить садом»
Главный специалист промышленного сада ОАО «Рассвет имени К. П. Орловского» Кировского района Елена Юрковец отпраздновала красивую дату — 60‑летие. К своему возрасту она относится мудро. Не кокетничает, а прямо говорит: «Да, я уже два года с пенсионным удостоверением, но на отдых не спешу». Работа Елену Валерьевну окрыляет, дает силы и энергию. Поэтому в свой юбилей она не ставит точку, а открывает новую жизненную страницу с новыми достижениями. Что неизменно — в сельском хозяйстве.

Притяжение цветущих деревьев
Всю сознательную жизнь Елена Юрковец посвятила растениеводству и конкретно кировскому аграрному флагману. Работала и начальником участка, и главным агрономом, но больше всего манили сады.
— Давайте говорить не о прошлом, а о настоящем и планах на будущее, — сразу задала позитивный настрой беседе Елена. — Оглядываясь назад, вижу немало упущенных шансов из-за некоторой неуверенности в себе. Много лишнего думала: это не ко времени, это не по возрасту, а что скажут люди, а вдруг не справлюсь… Сейчас пересмотрела отношение к себе, ведь я много училась своему делу. Родом из соседней деревни, уже со школьной скамьи знала, что хочу работать в «Рассвете». Для этого получила профильное образование в сельскохозяйственном техникуме в Жиличах, постоянно повышала квалификацию, в целом у меня богатый практический опыт по садам. Решила, что нужно жить с оглядкой не на чужое мнение, а только на свое желание. Действовать здесь и сейчас, быть рискованнее, смелее, в том числе в работе.
Сады — визитная карточка «Рассвета». Вдохновляет на трудовые подвиги Елену Валерьевну желание своими глазами увидеть, как предприятие в полную мощь перейдет на интенсивные сады.
— Приближаемся по ним к 30 гектарам, но наши возможности позволяют сделать вдвое больше. Плотность таких насаждений в 2 — 3 раза больше, чем в садах старого образца. Через обязательную систему капельного полива деревьям можно давать подкормку, вносить удобрения и микроэлементы. Современный сад высажен стройными рядами, и каждое растение подвязано на шпалеры. Центральный проводник, или попросту ствол, густо усыпан яблоками. Это качество, приятный окрас и удобство при уборке урожая, — говорит собеседница.
Нередко яблоки с ветки сразу собирают в коробки и грузят на фуры. Из сада они отправляются напрямую покупателям. Укороченный путь имеет ряд преимуществ: меньше этапов транспортировки, следовательно, меньше повреждений и порчи. Для сравнения: из хранилища только половина идет в коробку, а из сада — до 90 процентов.
Морозы ударили
Радоваться урожаю этого года не позволила выходка природы. Несколько морозных ночей перечеркнули большой объем упорной работы. Елена Юрковец вспоминает, что цветение сада было шикарным:
— Не могли нарадоваться — деревья напоминали белые облака. Дело шло к окончанию цветения, когда ударили морозы до минус девяти градусов. Спасали яблони от возвратных заморозков как могли, пришлось применить все накопленные за многие годы работы знания. Каждую ночь жгли солому для окуривания деревьев дымом, опрыскивали их различными препаратами, работали аминокислотами. В итоге сумели собрать 430 тонн яблок с 140 гектаров, хотя работали не на эти показатели — ожидали получить минимум 3 тысячи тонн. Молодые и крепкие сады еще позволили что-то вырастить, но со многих деревьев ни одного яблока не взяли.
Всего в «Рассвете» выращивают около десяти сортов яблок. Планируют сокращать это разнообразие и переходить на поздние, более устойчивые и популярные у покупателей сорта. Например, ставка на белорусский сорт «алеся», которого уже треть от всех площадей. Хорошо себя показал сладкий сорт, потери были незначительные. Нравится «сябрына».
Цена каждого яблока
Елена Валерьевна переживает за каждый фрукт не просто так. Говорит, что первоочередная задача даже не экономическая, а социальная — обеспечить зимой белорусский стол витаминами:
— Фрукты идут в стабилизационный фонд. В этот раз поставили задачу заложить в хранилища скромные 5 тонн с учетом сложившейся ситуации. Обычно же госзаказ бывает и до 600 тонн. Наши яблоки не только на прилавках магазинов, а еще и в социальных учреждениях: в детских садах, школах, больницах. Когда навещала мужа в стационаре, увидела на тумбочке наше яблоко. Я каждое «в лицо» знаю. «Социальную миссию» яблока понимаем не только мы, но и другие люди. Когда в урожайные годы к уборке подключали добровольцев со всего района, многие отказывались от оплаты — работали от души.
Но заработок тоже важен. Товарное яблоко «Рассвета» стоит 2,4 и 2,9 рубля за килограмм в зависимости от сорта. Опаду тоже находят применение: перерабатывающие предприятия берут для кондитерских изделий, консервной продукции. В такой неурожайный год опад стоит 0,75 рубля, а в щедрые на яблоки годы отдавали его за 25 — 30 и даже за 18 копеек.
Расширение горизонтов
Площадь интенсивных садов увеличивают за счет ликвидации низкопродуктивных насаждений старого формата. Продукция из них пригодна только на промпереработку, а усилий забирает много, ведь это ручной труд. Медленно, но уверенно такие сады подвергают раскорчевке. В предыдущие годы убирали по 10 гектаров, последние два — по 25. В будущем предстоит раскорчевать еще 50 гектаров.
Главный специалист промышленного сада уточняет:
— Даем земле пару лет отдохнуть, обеспечив севооборот зерном или кукурузой, вносим удобрения и минералы. Затем высаживаем молодые деревья. Некоторые начинают плодоносить уже на следующий год. Но первые завязи срываем, чтобы дерево набрало массу. Оставляем всего несколько для оценки фрукта: убедиться, что не ошиблись, что сорт соответствует заявленному. А те сады, что посадили пять лет назад, уже вовсю плодоносят.
Есть место в рассветовских садах и экзотическим направлениям. Здесь «балуются» выращиванием груш, арбузов. На десяти гектарах отлично себя показывает смородина, неприхотливая в уходе и дающая хорошую отдачу. В следующем году с девяти гектаров ждут первую тонну грецких орехов. Этим летом отведали первые плоды — легко открываются, ядро цельное, отличный вкус.
С оглядкой на лунный календарь
С наступлением холодов работы в саду меньше не станет. Как закончат посадку, начнут восстанавливать шпалеры, столбы и проволоки. Также нужно покрасить стволы деревьев, чтобы кору не попортили зайцы и мыши. Дальше внести удобрения — и бегом на обрезку.
— Чтобы жить с сада, надо жить садом! — улыбается юбиляр. — Растения живые, каждому надо поклониться, с каждым поговорить. В работе сочетаю строгий научный подход и сельские суеверия. В посадке и подкормке ориентируюсь не только на строго установленные агротехнические сроки, но и на лунный календарь. Например, высаживать надо на растущую Луну и ни в коем случае не в понедельник.

Такой интересный симбиоз взглядов часто выручал агрария с 40‑летним стажем. Елену Юрковец за профессиональные успехи неоднократно отмечали на районном уровне, ее портрет красовался на Доске почета, когда агроном была признана лучшей в профессии. Среди наград — почетные грамоты облисполкома, областного профсоюза. А самая ценная — грамота Национального собрания в 2019 году.
— Сельское хозяйство на моих глазах сильно изменилось. Если мы говорим про хлеб, то раньше при урожайности 40 центнеров с гектара ты был настоящим героем, а сейчас таким показателем никого не удивишь.
В агросферу вкладывается много сил и средств. Очевиден технический прогресс — один агрегат за пять работает. Каждый отдельный работник тоже сочетает в себе много функций. Но мне интересно, что можно попробовать себя на многих участках.
Требования к агропромышленному комплексу одинаково высокие, ведь трудимся на продовольственную безопасность страны, — говорит Елена Юрковец.
Будущие всходы
Ранее Елена Валерьевна уже подготовила себе сменщика, но перестаралась — того забирают в управление по сельскому хозяйству и продовольствию райисполкома. Смеется:
— Пока нового специалиста не выращу, не смогу оставить сад, который выхаживала с маленького росточка. Красивая и интересная, хоть и ответственная работа. Хочется здесь еще побыть, поработать, полюбоваться. Но радует, что молодежи у нас достаточно — каждый третий. Есть «материал для лепки».
К слову, дочь Юлия по стопам Елены не пошла, стала медиком. А вот семилетние внучки-двойняшки к работе бабушки проявляют повышенный интерес.
— Они чувствуют мою влюбленность в профессию. Ведь самый лучший отдых для меня — это время, проведенное в огороде. Еще люблю прогуляться по деревне пешком, минимум час каждый вечер, полюбоваться сельскими пейзажами. Свое восхищение природой даже пытаюсь запечатлеть в стихах, — делится Елена Валерьевна.
Любовь Соловьева, СБ
При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна
28.10.2025 - 15:06
Прошел два концлагеря, рос в детдоме — живописец Семен Абрамов рассказал о жизни и искусстве
28.10.2025 - 12:13
Выездной прием граждан в Шкловском районе проведет начальник главного управления ЖКХ облисполкома
25.10.2025 - 13:08