RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Без отставания от графика. В Могилевском районе идет подготовка техники к весенне-полевым работам

В народе говорят: готовь сани летом, а телегу - зимой. Так и аграрии: до выхода в поле еще далеко, но состояние техники уже должно быть на все 100% - хоть завтра садись и езжай. На улице снег и мороз, а на мехдворах сельхозпредприятий кипит работа. И слесари, и механизаторы доводят до ума имеющиеся машины и агрегаты, чтобы посевная прошла без неприятных сюрпризов, ведь один день простоя обходится слишком дорого - потом не наверстаешь. Корреспонденты БЕЛТА на примере Могилевского района рассказывают и показывают, как идут ремонтные работы.

В первую очередь заходим на мехдвор ОАО «Могилевский ленок». На государственном сельхозпредприятии подготовка техники к весенне-полевым работам идет по графику. Проведена дефектовка, закуплены необходимые детали, почти завершились ремонт и замена всех узлов и механизмов. «По подготовке техники мы уже почти на завершающем этапе, все основное готово, - отмечает главный инженер акционерного общества Олег Новиков. - Сейчас доделываем посевной агрегат - запчасти к нему заказывали импортные, пока еще не доехали».

На балансе предприятия - семь энергонасыщенных тракторов, к этому сезону приобретут еще один. На кукурузные и свекловичные сеялки также купили новый трактор - аграрии стараются своевременно обновлять самое необходимое. «У нас в работе 26 единиц МТЗ-82 и семь Беларус-1221, - уточнил специалист. - Подготовку техники начали в декабре. В первую очередь отремонтировали самоходные агротехнические комплексы белорусского производства "Роса". Потом трактора, которые следом пойдут вносить минеральные удобрения на поля, опрыскиватели и так далее. Все подготовили максимально».

Нагрузка на технику идет большая, поэтому отдельные системы и выходят из строя. Ремонт идет поэтапно: как только машины и агрегаты отработали на полях, механизатор по свежей памяти сразу помечает, что необходимо подлатать и обновить. В обязательном порядке специалисты разбираются, какие есть скрытые дефекты помимо явных недочетов, и уже после комплексного обследования дают заявку на детали. Затем идет их закупка и непосредственно ремонт и замена.

«Купить детали - это не в магазин за хлебом сходить: есть заявка, нужно ждать несколько недель, - отмечает Олег Новиков. - Ремонт стараемся делать своими силами, однако если для его выполнения необходимо специализированное оборудование (например, при починке двигателя), то привлекаем мастеров извне. Активно вовлечены в процесс подготовки техники и механизаторы, все обязанности распределены. Для людей это и занятость, и дополнительный заработок, почему бы нет?»

С инструментами в руках возле техники - слесарь Дмитрий Шишкунов. Говорит, работы хватает, долго отдыхать не приходится - нужно все успеть к сроку. «Сейчас подготавливаю сеялку к выходу в поле, - поясняет он. - Кручу ее не так давно, с неделю. В основном в таких агрегатах главная проблема и болевая точка - подшипники в колесах. Пыль, грязь - эти детали летят очень быстро. Первую технику к посевной начали ремонтировать еще в декабре, дорог каждый день. В организации тружусь уже 12 лет, до этого успел много где поработать, но тут понравились условия и коллектив, не обижают и за работу платят».

Отдельное внимание на предприятии - хранению техники. Так, комбайны и все дорогостоящие машины стоят под навесами и в амбарах, остальное - в законсервированном виде под открытым небом. В числе последнего - считанные единицы.

В ЗАО «Серволюкс Агро» время точно зря не теряют: говорят, готовы хоть завтра выйти в поле, машины и агрегаты в полной готовности. На мехдворе настоящий конвейер: одно сделали - и сразу приступили ко второму. Подготовка техники всегда начинается максимально рано. «Надо ремонтировать технику так, чтобы она приобрела состояние новой, в этом деле мелочей не бывает, - делится заместитель директора предприятия по отделению «Гуслищи» Алексей Демиденко. - Например, в сеялку, которую сейчас ремонтируем, вложили процентов 15 от ее изначальной стоимости. Меняем почти все: диски, цепи, подшипники… Лучше ее покрутить здесь, в гараже, чтобы потом сезон спокойно на ней отработать. Это дает безопасность производства работ, минимизирует ремонты в поле».

Самая ходовая техника в хозяйстве традиционно - тракторы, сеялки по направлениям, культиваторы, дискаторы. Именно с ними больше всего трудностей. На предприятии знают, что ремонт любого агрегата делится на несколько этапов, самый первый и важный - дефектовка: надо выявить, что сломалось и сколько потребуется затрат на восстановление. Важно также рассчитать, сколько в сезон уйдет запасных частей на определенный агрегат. Если допустить ошибки уже на этом этапе, в дальнейшем может нарушиться вся производственная цепочка. Именно поэтому механизатор дает знать инженеру о технических проблемах со своим агрегатом, и они вместе его обследуют. Но если техника сложная, то лучше перестраховаться и заказать диагностику от дилера. Из такого суммарного заключения и будет произведен заказ необходимых запасных частей.

«Все детали, что ходят в земле - диски, лапы и так далее - физически истираются и стабильно требует ремонта, - отмечает Алексей Демиденко. - У нас почвы в основном песчаные, а чем более песчаная и каменистая земля, тем более она способствует износу трущихся деталей. В глинистых почвах этот процесс идет в разы медленнее. Процесс такой: весной, как закончили сев, сразу делается дефектовка. Затем надо заказать детали: если привезти необходимое через три недели - будет быстро и максимально дорого, если растянуть на 2-3 месяца, можно поиграть с ценой. Когда даешь дилеру хороший срок, он без спешки формирует большую партию, поэтому цена снижается. Получается экономия».

Как правило, детали приходят к зиме - и можно сразу начинать ремонтные работы, к которым подключаются и слесари, и механизаторы. Про то, какая нагрузка приходится на каждую единицу техники, говорить трудно - все относительно. Например, сеялка, которую сейчас доводят до ума в хозяйстве, - шестнадцатирядная и за сутки (с перерывами и дозаправками) в среднем сеет 120 га кукурузы. Для сравнения, сеялки попроще за световой день проходят всего 20-30 га. То есть одной единицей, если использовать ее сутками, можно заменить несколько аналогичных. «У нас есть тракторы, которым по пять лет, однако их наработка составляет по 12 тыс. часов, и это очень много - по 2,5 тыс. в год, - уточняет Алексей Демиденко. - Есть хозяйства, где годовая наработка трактора равна 800-900 часов, с нашей не сравнить».

На ремонте кукурузной сеялки задействован механизатор Сергей Май - можно сказать, медийная личность для сельского хозяйства Могилевской области. Он традиционно входит в число передовиков, показывая значимые для всего региона результаты на уборке урожая. Сергей Май - выходец из династии тружеников-передовиков: его отец - комбайнер с более чем 40-летним стажем, который также задавал тон уборочной для всей области. Механизатор восхищался успехами отца с детства и не мог себе позволить относиться к работе менее ответственно либо вовсе спустя рукава. Как только сезон - с ним можно встретиться только в поле: дело хлебороба нелегкое, но Сергею оно по душе.

«На сеялке, которую ремонтирую, буду работать уже третий сезон, - делится передовик. - Надо проверить все подшипники и цепи, внимательно пересмотреть механизмы. Два года отходила исправно, но все равно надо приложить максимум усилий, чтобы потом не стоять напрасно в поле. Нагрузка на технику идет большая, ведь у нас пока одна сеялка. Механизатор не только штурвал крутит, но и рукава для ремонта техники закатывает - кому же еще ее делать, как не мне. К сезону еще ремонтирую трактор, сейчас влезли в мотор - по регламенту, времени и нагрузке пришла пора его перебрать. В хозяйстве работа есть и зимой, и летом. Снег сойдет - и поедем в новый сезон, который должен принести новые рекорды. Будем стараться - главное, есть для кого трудиться!»

По словам начальника управления механизации и надзора за техническим состоянием машин и оборудования комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Могилевского облисполкома Александра Дивакова, согласно рабочему графику техника должна быть отремонтирована до 1 февраля, а до 25 марта - обеспечена ее полная готовность к проведению весенне-полевых работ: завершение технического обслуживания, настройка и регулировка - так называемая постановка на линейку готовности. На сегодня все идет по графику и согласно установленным срокам.

«В этом году для хозяйств региона закупаем 50 новых энергонасыщенных тракторов, которые приедут до начала посевной, - отметил он. - Еще десять тракторов мы приобрели для механизированного отряда «Заднепровский». Активно ремонтируем и старую технику, относимся к ней бережно: все, что возможно, восстанавливаем. Всего нам надо подготовить более 2,4 тыс. единиц, свыше 600 уже в строю. К слову, более 90% техники в регионе - отечественного производства, поэтому серьезных вопросов с поставками деталей и комплектующих у нас нет. В большинстве своем организации заранее сделали заявки на запчасти, поэтому завершим подготовку в срок».

Юлия Евменькова, фото Олега Фойницкого, БЕЛТА

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна