RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Благодаря масштабной модернизации торфопредприятие «Днепровское» наращивает производство

Золотые слитки

Модернизация быховского торфопредприятия затронет буквально каждый участок сырьевой и промышленной зон

Накануне белорусские торфяники отметили свои «Дажынкі» — сезон добычи закрыт, итоги подведены. Единственное в Могилевской области торфопредприятие «Днепровское» добыло более 150 тысяч тонн торфа — наполовину больше, чем в прошлом году. Благодаря масштабной модернизации завод вышел на качественно новый уровень развития. И спрос на продукцию стабильно растет.

Вопрос семейного благосостояния

Семейные династии торфяников в деревне Годылево Быховского района — дело обычное. История «Днепровского» насчитывает 70 лет, и когда‑то сам населенный пункт застраивался под рабочих. У Романа Гончарова на заводе трудятся отец и супруга. Роман, который успел сделать карьеру от слесаря котельной до начальника смены, говорит, что производство работает в круглосуточном режиме:

— Нужно обеспечить бесперебойность всех звеньев — от сырьевого отделения, куда торф доставляется вагонами с места добычи, до отгрузки готовых брикетов. Модернизация брикетного завода ведется без остановки производства, мы даже нарастили объемы, а это наши зарплаты. Изменились и условия труда. В этом цехе, к примеру, установили систему обеспыливания, стало легче дышать — на нашем производстве это актуально.

Галина Сударева свое рабочее место называет сердцем завода: она оператор пульта управления. Бесперебойно ли работают транспортеры, идет ли загрузка сырья — пульт старого поколения информирует с помощью горящих лампочек. Скоро за технологическим процессом можно будет наблюдать по современным мониторам — это один из пунктов модернизации. На торфопредприятие Галина пришла 30 лет назад, здесь же работает и супруг, поэтому для нее перезагрузка производства — вопрос семейного благосостояния:

— Скажу честно, были годы, когда мы думали, что предприятие закроют: ничего не обновлялось, зарплату задерживали. Сейчас посмотрите на очередь машин у проходной — наши брикеты нарасхват. То, что сложено в биг‑бэги, — это экспорт. Разница с тем, что было «до», существенная: утеплены фасады, заменены окна, отремонтированы санузлы, душевые, комната приема пищи. Теперь на рабочем месте приятно и комфортно.

Наталья Гончарова шутит, что одной левой переворачивает вагоны. Она оператор сырьевого отделения, куда по узкоколейке в вагонах торф доставляют с места добычи. Специальное сооружение для разгрузки — вагоноопрокидыватель — Наталья приводит в движение нажатием кнопки. В ходе модернизации на этом участке появился капитальный навес, обновляются установки для механизированной разгрузки, операторское помещение тоже в ожидании апгрейда.

Залог успеха

Отношение к делу, к людям позволяет рассчитывать на положительный результат, устойчивое развитие и многолетнюю перспективу, убежден директор ОАО «Торфопредприятие Днепровское» Вадим Павлович:

— Торф — это национальное достояние, и относиться к нему нужно бережно.

Беларусь в пятерке мировых лидеров по его добыче. Запасов торфа на нашем месторождении «Зимник» хватит на 20 лет. Но уже сегодня надо работать над созданием сырьевой зоны на перспективу — строить новые торфяные поля.

Программой комплексной модернизации торфяных производств на период с 2022 по 2025 год предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию около 200 гектаров новых площадей.

Для осушения месторождения прокладывается система открытых каналов, а перед этим необходимо выкорчевать с болотистой местности деревья. После окончания сезонных работ инфраструктура уже разработанных месторождений по‑хозяйски приводится в порядок, те, кто работал на уборочных машинах, переходят в мехмастерские — готовить технику к новому сезону. А вот торфяная железная дорога работает круглый год.

Проект модернизации быховского торфопредприятия за счет средств внебюджетного фонда Министерства энергетики получился масштабным, техперевооружение затронет буквально каждый участок сырьевой и промышленной зон. Заменили лотковые эстакады и распределительный транспортер над прессами, модернизировали линию подготовки торфа и технологическое оборудование вагоноопрокидывателя, отремонтировали склад готовой продукции и котельное оборудование.

— Интерес к нашей продукции стабильный, а прибыль инвестируем в модернизацию, — Вадим Павлович рассказывает о планах. — Приоритет — внутренний рынок. 

Главное — обеспечить нашего потребителя. Это население, цемзаводы, объекты социальной инфраструктуры и другие потребители, которые используют наш брикет в качестве топлива.

Получает развитие и нетопливная группа: грунты для выращивания голубики, питомников лесхозов. А экспорт — это бонус. Покупают наш брикет Польша, Германия.

В одну топливную корзину энергоресурсы складывать рискованно — это доказал нынешний отопительный сезон в Европе. Поэтому в государственной программе энергосбережения акцент делается на увеличении доли местных энергоресуров.

В Могилевском областном управлении по надзору за рациональным использованием топливно‑энергетических ресурсов отметили, что по итогам прошлого года доля торфа, дров, щепы, отходов лесозаготовки в топливно‑энергетическом балансе области достигла запланированного показателя 22 процента. Доля чистой энергии ветра и солнца пока сравнительно невелика — 0,6 процента. Около 60 процентов в топливной корзине региона занимает природный газ, 13 — уголь. Эти энергоресурсы закупаются за валюту. Главное, убеждены энергетики, придерживаться трех столпов — экономика, экология и социальная ориентация. Что касается последнего, то на предприятии «Облтопливо» заверили: торфопредприятия республики плановое задание перевыполняют, а запасов дров и торфобрикетов на складах впрок.

КСТАТИ

Запасы торфа в Беларуси оцениваются в более чем 2 миллиарда тонн.

Елена Кукшинская, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна