RU BY EN 中文
Twitter Instagram

Глава фермерского хозяйства «Пралесак» «Есть проблема? Не ходите на улицы — сядьте с властью за стол переговоров, она слышит, реагирует и отвечает»

Еще в далеком 1991 году, когда фермерство в стране давало только первые ростки, горожанин Юрий Коршунов решился на амбициозный шаг — занялся агробизнесом. Сегодня его КФХ «Пралесак» — одно из крупнейших на Могилевщине: более 1800 гектаров пашни, 400 голов скота, до 60 работающих, парк энергонасыщенной техники. Юрий Федорович признавался человеком года на Могилевщине, он руководитель областного Союза фермеров, депутат Могилевского областного Совета депутатов. А еще патриот. Мы поговорили с нашим собеседником о его работе на земле, а также об активной гражданской позиции, которую он не боится высказывать.

Иждивенчество нам не по душе

Застать Юрия Федоровича непросто: весна — время напряженное. Нужно подготовиться к посевной. Сегодня, говорит, ему некогда праздно шататься: нужно подоить коров, посеять зернышки, убрать урожай:

— Считаю, что по улицам  ходят бездельники, разбалованные люди — хотят брать все у государства, а взамен ничего. Но ведь иждивенческий образ жизни не приветствуется нигде, независимо от политики. Мой успех и тех 60 человек зависит от моей работы. Нас не прокормит улица, а сделает это земля.

Юрий Федорович задается вопросом, кто такие крестьяне. И тут же, без долгих раздумий, отвечает:

— Это люди с уравновешенным укладом. Им не нужна политика, они хотят работать на земле, тем самым обеспечивая продовольственную безопасность страны. Нам, фермерам, государство дало землю, по сути, бесплатно. Те деньги за аренду не столь существенные. Слышал такие разговоры даже среди своих коллег. Мол, власть поменяется, завтра земля перейдет в частную собственность. Никогда в это не поверю! Смоделирую более реальный расклад: аукцион, придет условный дядя Петя, купит кусок земли, а за аренду будет брать сумасшедшие деньги. У меня работает сын Иван, на полевых работах занят 15-летний внук. Вот так пускают корни только на моем примере. И даже внук понимает, что можно зарабатывать деньги здесь, на земле, мирным трудом. И государство дает нам эту возможность.

На вес золота

— Становится модным хаять то, что сделано у нас. Как вы относитесь к таким нападкам?

— Еще в 1990-е годы поехал в Германию перенимать опыт. Там фермеры работали на своей, немецкой технике. Объясняли это просто — патриоты, поддерживаем своего производителя. Запомнил принцип хорошо. У самого только белорусская техника. Ведь ее, быть может, сделал мой родственник в третьем поколении. Если не докрутил гаечку, это сделаю я. Помню один из митингов. Решил подойти к толпе молодежи и поинтересоваться, для чего выходят на улицу. Стал разговаривать с ними. Посмотрите, говорю, поехал автобус. Кто его сделал? Мы. На какой резине? На нашей, белорусской. Я фермер. Работаю на наших тракторах, у меня наши сеялки. И ничего, получается.

Вот представьте: базар. У вас 50 кило золота — вы богатые, а у меня 50 буханок хлеба, я же фермер. Выставляю цену — за одну буханку 5 кило монет. Дорого? Походите по рынку или ешьте золото, а я буду хлеб… Вот что по-настоящему ценится. Мы экспортируем продукты питания — это золото. За стратегический ресурс можем получить все, что душа пожелает.

Власть слышит, реагирует и отвечает

— Юрий Федорович, можете представить такую ситуацию, что бросили хозяйство и пошли на улицу, чтобы высказывать свои взгляды?

— Приведу один пример. Нас, фермеров, включили в бухгалтерский отчет — должны были подавать расширенные сведения о своей деятельности. Никто не бросил все и не пошел бастовать. Что сделали? Я записался на прием в Администрацию Президента, где поднял этот вопрос. Сейчас у нас упрощенная форма бухучета. Вот так, в диалоге, решаются проблемы. А что, если бы вышел на улицу и кричал о своих правах? Я ведь ответственен за свое хозяйство. Знаете, когда дело касается проблем, которые нужно поднимать, молчать не стану. Но буду делать это цивилизованным путем.

Еще пример. Юрий Коршунов начинал свое дело на землях близ города, однако по факту они относились к сельским территориям. Однако со временем участок, где располагались хозпостройки, отошел во владения города. Вынужденная смена прописки потянула за собой череду проблем. Фермер на селе освобождался от земельного, но платил единый налог. В городе другие законы. Горисполком не мог признать за ним право приобретательской данности на земельный участок. Когда на базу подъехали бульдозеры, фермер понял: медлить нельзя.

— Было ощущение, что ситуация тупиковая. Однако в диалоге с властью ситуация разрешилась — в итоге хозпостройки остались за мной. Считаю, что любой вопрос можно обсуждать. Есть проблема на том же заводе, соберите инициативную группу, сядьте за стол переговоров. Власть слышит, она реагирует и отвечает.

Лицом к добру

Еще в 2017 году фермер загорелся идеей благоустроить территорию вокруг купели в могилевской Дубинке. Высадил березовую аллею и туи. Возле источника построил беседку. В этом красивом, уютном уголке природы теперь могут отдыхать все желающие. Для чего этим занимается?

— Вопрос в социальной ответственности. В свое время поднимал клочок заброшенной болотистой земли, от которой отвернулись все хозяйства. В глаза и за глаза меня называли чудаком, но ничего, выдюжил. Навел на своей земле порядок. И когда люди поняли, что много делаю в том числе и для них, повернулись ко мне лицом. Когда этой зимой подсыпало снега, пять дней не вылезал из бульдозера и сам чистил дороги. А как иначе? В деревнях ведь мои земляки. Два куска ты не съешь, два века не проживешь. Нужно это сделать так, чтобы о тебе осталась хорошая память. Чтобы, встретив моего сына или внука, люди говорили — так это Коршунова дети.

Татьяна Бизюк, фото Андрея Сазонова, СБ

При использовании материалов активная гиперссылка на mogilev-region.gov.by обязательна